Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мухина Лилия Александровна

Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, развивать умение устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_podgotovka_k_zime.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

 «Какие бывают насекомые»

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, развивать умение устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Методы и приемы:

практические – игра, физ. минутка

наглядные – презентация, рассматривание насекомых

словесные - беседа

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «Кузнечик в траве», грамзаписи «Танец бабочек» М. Красева; отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи.

- Ребята, посмотрите и скажите, кто изображены на картинке.

- Как назвать их одним словом?

- Сегодня мы с вами поговорим о насекомых.

Загадки

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Город себе строит. (Муравьи)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся?. (Мухи)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

На пчелу она похожа

И ужалить может тоже. (Оса)

Дом из камня с завитками.

В этом доме – зверь с рогами. (Улитка)

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать… (Сверчок)

А сейчас я вам предлагаю выполнить несколько заданий: необходимо объединить насекомых по признакам:

внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы);

место обитания (наземные, водные);

способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

- Как одним словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые.)

- А фантастическую страну? (Насекомия.)

- Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.

Внимательно рассмотрите насекомых, которые находится экране: цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их).

Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.

Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.

Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество Христово и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Конспект по  теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....

Рекомендации родителям по реализации тематических недель: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью» и «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Данный материал будет полезен и интересен воспитателям групп старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями (законными представителями) по реализации тематических недель в группе компен...

Конспект комплексного в занятия Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.Задачи:  Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых,  рассказать о подготовке насекомых к зи...

Технологическая карта занятия № 5 Тема недели. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Цель: систематизация представлений детей об объектах живой природы, умения классифицировать объекты по основным признакам, сравнивать их, обогащение словаря; совершенствование умения составлять предло...

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группе Тема: “Насекомые”

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группеТема: “Насекомые”  ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Воспитывать любовь и...