Конспект занятия "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nasekomye.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые».

Программное содержание. 1. Закреплять представления детей о насекомых: видеть их характерные признаки (голова, брюшко, шесть ног, крылья, усики.

2. Формировать представления о том, как насекомые защищаются от врагов.

3. Воспитывать любознательность.

Методы и приемы. Сюрпризный момент, вопрос, объяснение, метод моделирования, загадки, проблемная ситуация, физкультминутка, игра   «Мы – бабочки», игра «Хорошо-плохо».

Связь с другими видами деятельности.

  1. Развитие речи «Составление описательного рассказа о насекомых».
  2. Сюжетное физкультурное занятие «Насекомые».
  3. Ручной труд «Божья коровка».

Предварительная работа.

  1. Наблюдения за насекомыми на прогулке .                                      
  2. Рассматривание иллюстраций в книге «Мир вокруг нас».
  3. Чтение художественной литературы: Г.Ладонщиков «Честное гусеничное», В Бианки «Лесная газета», Т.Тарабарина «Кто живет в лесу» (о насекомых), В.Танасийчук «Удивительная прогулка», «Как божьи коровки помогли садовникам».

Словарная работа. Божья коровка, стрекоза, кузнечик, жало, холодно и голодно, маскировка, хитиновый покров.

Материал.  Картинки с изображением насекомых, модели «Насекомые», «Почему насекомые засыпают», «Развитие насекомых».

          Ход занятия.

     Деятельность педагога

Предполагаемые ответы детей

К детям приходит инопланетянин Чуча.

Чуча. Я прилетел на вашу планету, мне здесь очень нравится, я хотел бы побольше узнать о ней, и что-то взять с собой.

Сегодня я шел и увидел очень интересные существа: красивые, яркие, но я не знаю, как они называются. Некоторые из них я зарисовал и принес вам. Может быть, вы сможете разобраться.

(В-ль достает из конверта картинки и, не показывая детям, называет нарисованное на них).

В-ль. Жуки, бабочки, стрекоза, муха, комар, пчела, кузнечик. Как их можно назвать одним словом?

Чуча. А почему вы решили, что это все насекомые?

  (Работа с моделью «Насекомые»).

Чуча. Мне они очень понравились, я возьму их на другую планету.

В-ль (раскладывает картинки). Сейчас я вам загадаю загадки о насекомых, а вы должны отгадать, о ком она и выбрать картинку с изображением этого насекомого.

               Загадки.

  1. Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

  1. Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет – свою кровь прольет.

  1.  Сок у цветка она берет

И в сотах копит сладкий мед.

  1. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

  1. Голубой  аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

  1. В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

  1. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Чуча тоже принимает участие, но ошибается, дети исправляют его ошибку.

Чуча. Вы говорите, что все это насекомые, значит, все они должны быть одинаковые, но они все разные.

- А как ты думаешь, Чуча, насекомые это хорошо или плохо?

Чуча. Хорошо, они красивые, яркие, я возьму их с собой и у меня на планете будет веселей.

-Как вы думаете, ребята, есть ли у насекомых враги?

Чуча (перебивает). Нет у них врагов, они же такие маленькие.

Чуча. А как же они спасаются от врагов?

В-ль. Вспомните, ребята, зелененькую маленькую гусеницу, как она маскировалась?

В-ль. Но не все насекомые научились прятаться, маскироваться. Ведь в природе все взаимосвязано – и птицам, и лягушкам, и ящерицам тоже нужно кушать.

    Модель «Живая цепочка».

     

 Физкульминутка.

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок, прыг-скок.

Стоп! Сели!

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на ногах легко.

(Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте).

Чуча. Ребята, а почему на улице насекомых становится все меньше?

   (Модель «Почему насекомые засыпают?»).

Чуча. А если она уснула навсегда, откуда же берутся другие бабочки?

    Модель «Развитие насекомых».

 В конце занятия дети «превращаются» в бабочек.

    Игра «Мы – бабочки»

В-ль. Покружись, повернись, в бабочек превратись. «Бабочки» порхают, летают с цветка на цветок, пьют сладкий нектар, складывают крылышки.

Чуча. Спасибо, ребята, за рассказ о насекомых. Я не возьму их на свою планету. Пусть они живут у вас, ведь они же приспособились к жизни на вашей планете.

Конечно, мы поможем.

Это все насекомые.

Потому что у всех у них есть голова, брюшко, ноги, крылья, усики.

Муха.

Бабочка.

Комар.

Пчела.

Кузнечик.

Стрекоза.

Муравей.

Жук.

Насекомые отличаются по форме, величине тела, по цвету.

Да, насекомые это хорошо. Можно любоваться их красотой, они опыляют различные растения, переносят пыльцу с одного растения на другое, пчелы собирают мед, радуют нас окраской, кузнечики стрекочут в траве.

Враги насекомых – птицы, лягушки, ящерицы, они ими питаются.

Все насекомые приспособились к защите от врагов. Бабочка лимонница, например, сядет на цветок, сложит крылья – ее и не заметно на лугу. Некоторые бабочки яркую устрашающую окраску крыльев, как бы предупреждающую об опасности. Божья коровка имеет яркую окраску и горький вкус. А если человек берет в руки божью коровку, она притворится мертвой: не шевелится, поджимает ножки и усики. Кузнечики зеленого цвета, их в траве не видно. Пчелы и осы выпускают свое жало.

Она превратилась в сучок.

Листья растений поедают насекомые – насекомыми питаются птицы – птиц едят животные.

Наступает осень, на улице становится все холоднее и холоднее, насекомым нечего есть и поэтому они засыпают.

Срок жизни некоторых насекомых всего один-два теплых месяца, а иногда и меньше. Вот, например, бабочка. Еще недавно она пила сладкий сок, переносила пыльцу с одного цветка на другой. Но пришла осень. Стало холодно и голодно, бабочка села на цветок и уснула навсегда.

Не волнуйся, Чуча, бабочка отложила яички: маленькие, а мороз им не страшен, из яичек появятся маленькие «куколки», потом они растут и развиваются и превращаются в таких же красавиц-бабочек.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....