Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В процессе подготовки данной НОД я хотела закрепить представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), видах пейзажной живописи. умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа;развить у детей интерес к пейзажной живописи, зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству; воспитать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию; воспитать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение, доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 75»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: Экскурсия на выставку пейзажной живописи

«Красота природы» 

 

(подготовительная к школе группа)

      Воспитатель:

 Арутюнян А. А.

2015г.

Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема НОД:  «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.

Цель:  Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Задачи:

Образовательные:

 Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт); видах пейзажной живописи.

      Закреплять умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа.

Развивающие:

      Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству.

Воспитательные:

      Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.

     Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества ( рисунки пейзажа).

Оборудование: подбор репродукций картин : «Весна», «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова; «Ночь. Стога», «Торжество в небе», «Пруд в окрестностях Саратова», «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина,   «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, «Мираж в степи», «В степи» П. В. Кузнецова, запись мелодии «Шторм», «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберт - треножник , три белых листа с разноцветными рамками,  волшебная кисть, лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Предварительная работа: знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи , видами пейзажей; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин; чтение стихотворений о природе и о временах года; знакомство со словами «мольберт-треножник, пейзаж, живопись, натюрморт,эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод».

Ход НОД

Деятельность педагога-психолога

Деятельность воспитанников

Примечание

I.Вводная часть (мотивация)

Воспитатель и дети входят в группу.         Приветствуют гостей.

 Воспитатель: Ребятки, как много у нас сегодня гостей, но не хватает еще одного важного гостя. Я загадаю вам загадку и вы сразу поймете, кто этот гость.

 У него есть карандаш,

 Разноцветная гуашь,

 Акварель, палитра, кисть,

 И бумаги плотный лист,

 А еще – мольберт-треножник,

Потому что он –

Выходит художник.

Художник. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А вы любите сюрпризы? Скорее ответьте.

Дети. Художник!

Дети: Да.

 

II.Основная часть

Художник: Тогда я приглашаю вас на выставку картин саратовских живописцев « Красота природы». Скажите мне, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?

Художник: Пейзаж – это жанр живописи. А какие еще жанры живописи вы знаете?

Художник: А что такое пейзаж, натюрморт и портрет?

Игра«Разложи по жанрам»

Художник: Молодцы, ребята! А сейчас, посмотрите, у меня есть картинки и три белых листа с разноцветными рамками. Давайте, разложим на лист с красной рамкой картинки для натюрморта, на лист с синей рамкой – для портрета, а на лист с зеленой рамкой – для пейзажа.

Игра «Что лишнее?»

 

Художник: Мы с вами вспомнили жанры живописи и можем пройти на выставку.

 Ой, ребята, посмотрите – картины все упали, перепутались. Это, наверное, ветер залетел, похозяйничал. Ребята, поможете навести порядок?

Художник: Внимательно посмотрите и  лишние картины уберите.

Игра «Выбери картины по цветам»

 Художник: Картины лишние убрали, молодцы! Давайте расставим пейзажи. Стихотворение сейчас прочтём, картину первую найдём.

 Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

 И заснул под нею крепко, непробудно.

 Тишина! – шепнула белая поляна.

 Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

 Как вы думаете, к какой картине можно отнести эти строки стихотворения?

Художник: А вы знаете, ребята, что такое эскиз?

Художник: На эскиз внимательно взгляните, картину вторую скорей отыщите.

Художник: Ребята, а что такое палитра?

Художник: Третью картину найдем по палитре.

 На палитре только краски.

 Художник в краски кисточку макал.

 Пейзаж великолепный рисовал.

 Художник показывает детям палитру с разноцветными кружками.

 Художник: Назовите цвета и оттенки, которые художник использовал, рисуя картину.

Художник: Какая картина подходит к палитре по цветовой гамме?

Художник: Дети, а вы знаете, как получать новые цвета?

Игра «Получи новый цвет»

Художник: На палитру посмотри – сколько красок? Только три.

 Красный, желтый, синий цвет! И других здесь красок нет!

 А оранжевый, розовый, зеленый? А где серый и лиловый?

 А любимый голубой, пригодился нам с тобой!

Знаешь, это не беда! Мы придумаем цвета!

Художник: Краски за руки возьмитесь и все вместе покружитесь! Вы, ребята, молодцы! Покружились от души . А теперь давайте за дело – расставлять картины смело!

 Ребята, со временем, картины стареют, теряют свой первоначальный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?

Дидактическая игра «Реставраторы».

Художник: Сейчас вы станете реставраторами (взмах волшебной кистью). Отреставрируйте, пожалуйста, картины и найдете четвертую картину нашей выставки.

Художник: А следующую картину вы найдете по описанию

 Горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность и величественность пейзажа. Цветовая гамма насыщена темно-синими, синими, сине-голубыми, голубыми, сияющими белыми тонами. Это создает ощущение холодной величавой торжественности, нетронутости, звенящей тишины и покоя.

Художник: Шестую картину найдем по формату. Каким может быть формат?

Художник: И линия горизонта поможет вам найти картину. А что такое линия горизонта?

Художник показывает лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Художник: Вот и осталась картина одна, холодна и необычна она. Скажите, кто художник и как называется она?

Художник: Ребята, посмотрите - все картины расставлены. Спасибо вам за помощь! Выставка готова. Осталось выбрать того, кто расскажет нам о картинах. А кто в музеях рассказывает о картинах?

Художник: Выберем нашего экскурсовода с помощью игры «Назови больше». Мы по очереди будем рассказывать о том, что изображено на картине «Мираж в степи» Кузнецова П. В., какие средства выразительности и цветовую гамму использовал художник. Начинаю я. Эта картина о том, какие явления происходят в степи, как человек, оказавшийся в степи один, хочет поскорее выбраться оттуда.

 

Дети:. Пейзажи.

Дети: Натюрморт, портрет.

1-ый ребенок.

 Если видишь, на картине нарисована река,

 Или ель и белый иней, или сад и облака,

 Или снежная равнина, или поле и шалаш –

Обязательно картина называется пейзаж.

2-ой ребенок. Если видишь, что с картины,

 Смотрит кто-нибудь на нас,

 Или принц в плаще старинном,

 Или в робе верхолаз,

 Летчик или балерина,

 Или Колька – твой сосед,

 Обязательно картина называется портрет.

 3-ий ребенок.

 Если видишь на картине чашку кофе на столе,

 Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

 Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

 Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт

Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)

Дети раскладывают картинки, составляя тот, или иной жанр живописи.

Дети: Да.

Дети убирают  «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина  и «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, объясняя свой выбор.

Дети находят картину  «В степи»В. П. Кузнецова, объясняют свой выбор. Ставят картину на 1-ое место.

Дети: Эскиз – это предварительный набросок, неоконченный рисунок.

Дети находят картину «Весна» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети: Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски, смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.

Дети: Художник использовал зеленый, синий цвета и их оттенки – светло-зеленый, темно-зеленый, желто-зеленый, голубовато-синий, голубой, синий, темно-синий, коричневый и белый цвета.

Дети находят картину  П. С. Уткина «Пруд в окрестностях Саратова»

Дети: Да.

Во время чтения стихотворения, дети (в соответствующих по цвету футболках) выходят к мольберту. Рассказывают стих и показывают из кружков (о + о = о) , как получается их цвет.

1-ый ребенок. Оранжевый цвет.

 Хочешь рисовать морковь, а оранжевого нет?

Желтый с красным приготовь и получишь нужный цвет!

 2-ой ребенок. Розовый цвет.

 Чтобы розовый наряд Золушке нарисовать,

Смешивайте смело красный цвет и белый!

 3-ий ребенок. Зеленый цвет.

 Если нет зеленой краски, чтобы лес изобразить,

 Начинайте без опаски синий с желтым разводить!

4-ый ребенок. Серый цвет.

 Зовется краска черной сажей,

 И так темно, что страшно даже.

 В нее добавим краску белую,

 И нарисуем мышку серую!

 5-ый ребенок. Фиолетовый цвет.

 Синюю краску с красной смешай,

Что получилось? А ну, угадай!

 Удивляйся цвету новому – фиолетово-лиловому!

6-ой ребенок. Голубой цвет.

 Чтобы волосы Мальвины были нежно-голубыми

Синий с белым разведите. Как красиво! Посмотрите!

Дети: Ремонт картин - это реставрация, а люди – реставраторы.

Дети складывают 3 картины из частей.

Двух картин на выставке нет. Подбирают нужную картину  «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети обсуждают и выбирают картину  П. С. Уткина «Торжество в небе», объясняя свой выбор.

Дети: Формат картины может быть горизонтальным или вертикальным.

Дети: Линия горизонта это – это линия, где соединяются небо и земля.

Дети находят картину П.С. Уткина «Ночь. Стога»

Дети: Картина называется  «Мираж в степи» Кузнецова П. В.

 Дети ставят картину на последнее место.

Дети: Экскурсовод.

Дети продолжают высказывания.

 Лучший рассказчик становится экскурсоводом и описывает любую на выбор картину.

III.Заключительная часть (рефлексия)

Художник: Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете, сравнивать и находить нужную картину умеете, определять цветовую гамму картины можете и краски новые получить сможете. И я вам приготовил сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать свой пейзаж на любую тему.

Воспитатель «возвращает» детей в детский сад

Что запомнилось? Что было сложным? и т.д.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».                                       Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими рисунками.

Дети делятся впечатлениями от экскурсии.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественному творчеству в подготовительной группе. Тема: «Экскурсия на выставку картин. Художники – пейзажисты»

НОД по художественному творчеству в подготовительной группе.Тема: «Экскурсия на выставку картин. Художники – пейзажисты» Воспитатель: Чернуха Ирина Алексеевна Программное содержание:Формиров...

Конспект НОД с использованием технологии:исследовательская деятельность на тему"Экскурсия на выставку изделий из кожи"

Конспект НОД с использованием технологии исследовательская деятельность на тему "Экскурсия на выставку изделий из кожи"...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в музей изобразительных искусств».

Данный материал предназначен для педагогов и педагогов изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.Конспект составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Также приложен Анал...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « Экскурсия в музей часов» (формирование целостности картины) для детей подготовительной группы.

Цель:  продолжать знакомить  с историей часов.Задачи: закреплять знания о строении часов: стрелки(часовая, минутная),...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Экскурсия на выставку кожаных изделий» с использованием технологии: исследовательская деятельность.

Конспект НОД в  подготовительной группе на тему: «Экскурсия на выставку кожаных изделий»с использованием технологии: исследовательская деятельность. Цель НОД :расширять перв...