рассматривание картины "Аленушка" В.Васнецова.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

васильева ирина викторовна

знакомство с творчеством В.Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kartine.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о творчестве В.М.Васнецова. 

Рассматривание картины «Алёнушка».   

 Старшая группа.

Задачи: -Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

-Учить детей понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении.

- Учить замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини)

- Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Учить детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

 Учить выражать свое отношение к произведению искусства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материал: Видео «Третьяковская галерея», презентация «Картины В.Васнецова», портрет Васнецова, репродукция картины «Аленушка», фонограмма «Лунная соната», «Алегретто» Л.Бетховена ,коробочка с сердечками.

Предшествующая работа: д/и «Эмоции», рассматривание иллюстраций разных художников –иллюстраторов.

Ход занятия:

-Как называется страна в которой мы живем? (Россия)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О мастерах и мастерицах

Слава на весь мир идет!

Когда человека называют мастером? (Ответы: когда человек лучше всех делает свое дело, выполняет работу)

Работу мастеров очень ценят, берегут. Люди говорят: «Каков мастер-такова и работа»  Работа художника это…(картина), работа композитора… (музыка), работа скульптора… (скульптура), работа строителя… (постройка, здание).

 Работы настоящих мастеров называют произведениями искусства.

Я предлагаю отправиться в путешествие, туда где собраны произведения искусства-работы некоторых мастеров (художников, скульпторов).

Видео «Третьяковская галерея»

-Я бы хотела рассказать вам о Викторе Михайловиче Васнецове, замечательном художнике, картины которого знают во всем мире

(внести портрет)

Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме. Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки про ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А когда он вырос, поступил в Художественную академию, научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по-прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много.

- презентация «Картины Васнецова» («Богатыри», «Царевна-лягушка», «Ковер самолет», «Витязь на распутье»)

Заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Об одной картине Виктора Михайловича Васнецова я хочу рассказать вам подробно.

Внести репродукцию картины (закрытая)

Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.

- Что значит- сиротка?

У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она не знала где ее родные и очень скучала по маме. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.

- Вы хотите увидеть картину? (открываю) 

  • Как вы думаете к какой сказке написал эту картину Виктор Михайлович?
  • Вы сразу увидели Аленушку? Почему?  ( Да, художник нарисовал ее в центре.) Девушка привлекает взгляды своей простой красотой.
  • Где в картине художник изобразил девочку? Ответы детей (В лесу у реки, пруда, на полянке и т. д.).
  • Как вы думаете, почему девочка пришла в лес? Зачем? Ответы детей

Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка? Ответы детей (грустная, печальная, обиженная, заплаканная)

- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке».

Дети высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.

  • Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? ( волосы растрепаны). Простоволосая.
  • Как одета Алёнушка? Ответы детей (не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта) 
  • Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? Ответы детей (босые, необутые и т. д. грязные). Уточнение воспитателя:(босые, усталые, обитые о дорожные камни пальцы)
  • Как вы думаете, почему девочка босая? Ответы (нет обуви, не купили)

Упр. «Пройди по лесной тропинке» (дорожка с камушками, веточками и листьями)

  • Что вы почувствовали , когда шли по камням, веткам?

- Уставшая Аленушка в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись на колено, наклонив голову  у мрачного пруда, в дремучем лесу. Она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая.

  • Как художник передал настроение Алёнушки? (по выражению лица)
  • Какие краски помогли ему в этом? (темные)

Задумчиво смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Дополнение воспитателя: (омут-глубокая яма на дне пруда,реки). Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. В ее глазах отражается грусть и печаль

Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней. 

Физкультминутка.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

 Возвращаемся к репродукции картины.

  • Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
  • О небе? (Небо на картине  хмурое, пасмурное, серое).
  • Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).
  • Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
  • Трава? (Трава желтая и сухая. Весь пруд зарос травой).
  • Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают).

А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном пруду тоже кажется  темнотой, мрачной.

Посмотрите на ёлочки- они дрожат. Им очень жаль бедную девочку-сиротку. А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей “Не плачь, не горюй”

-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуют ей не только осинки, но и… Кто сидит на веточке?  (Ответы детей.)

  • Вы хотели бы побывать в этом лесу? давайте закроем глаза и перенесемся мысленно к Аленушке.

Метод эмпатии. «Попадаем в лес».

Звучит музыка (Л.Бетховен. «Лунная соната»)

  • Что вы услышали, когда были в лесу? Что почувствовали сидя рядом с Аленушкой? (ответы детей)
  • Мне хочется, как то помочь этой девушке, согреть ее добрыми словами. Вы мне поможете?

“Окружи добротой” (назвать доброе слово и наклеить сердечко на рамку картины)

У вас на столах лежат сердечки. Подарите Алёнушке сердце и добрые слова!

Спасибо вам . Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке. Я думаю, у неё все будет хорошо!

Понравилось вам рассматривать картину?

Я получила большое удовольствие  от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина.

Как она называется? Дети: «Алёнушка»

Кто написал её? Дети: В. М. Васнецов

Вот такой замечательный русский художник был Виктор Михайлович Васнецов. Он уже умер, а его замечательные сказочные картины до сих пор любят рассматривать люди со всего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.

Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....

Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.

Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...

"Рассматривание и сравнение воробья и вороны"

Сравнение воробья и вороны,их характерные признаки и особенности....

Конспект НОД (коммуникация) в средней группе "Рассматривание и сравнение ложек"

Программное содержание: Познакомить с видами ложек. Закрепить способы обследования, соответствующие качествам "гладкий","холодный","металлический".Дать детям представления для  чего нужна каждая ...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...