рассматривание картины "Аленушка" В.Васнецова.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Беседа о творчестве В.М.Васнецова.
Рассматривание картины «Алёнушка».
Старшая группа.
Задачи: -Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
-Учить детей понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении.
- Учить замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини)
- Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Учить детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.
Учить выражать свое отношение к произведению искусства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Материал: Видео «Третьяковская галерея», презентация «Картины В.Васнецова», портрет Васнецова, репродукция картины «Аленушка», фонограмма «Лунная соната», «Алегретто» Л.Бетховена ,коробочка с сердечками.
Предшествующая работа: д/и «Эмоции», рассматривание иллюстраций разных художников –иллюстраторов.
Ход занятия:
-Как называется страна в которой мы живем? (Россия)
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О мастерах и мастерицах
Слава на весь мир идет!
Когда человека называют мастером? (Ответы: когда человек лучше всех делает свое дело, выполняет работу)
Работу мастеров очень ценят, берегут. Люди говорят: «Каков мастер-такова и работа» Работа художника это…(картина), работа композитора… (музыка), работа скульптора… (скульптура), работа строителя… (постройка, здание).
Работы настоящих мастеров называют произведениями искусства.
Я предлагаю отправиться в путешествие, туда где собраны произведения искусства-работы некоторых мастеров (художников, скульпторов).
Видео «Третьяковская галерея»
-Я бы хотела рассказать вам о Викторе Михайловиче Васнецове, замечательном художнике, картины которого знают во всем мире
(внести портрет)
Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме. Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки про ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А когда он вырос, поступил в Художественную академию, научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по-прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много.
- презентация «Картины Васнецова» («Богатыри», «Царевна-лягушка», «Ковер самолет», «Витязь на распутье»)
Заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.
Об одной картине Виктора Михайловича Васнецова я хочу рассказать вам подробно.
Внести репродукцию картины (закрытая)
Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.
- Что значит- сиротка?
У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она не знала где ее родные и очень скучала по маме. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.
- Вы хотите увидеть картину? (открываю)
- Как вы думаете к какой сказке написал эту картину Виктор Михайлович?
- Вы сразу увидели Аленушку? Почему? ( Да, художник нарисовал ее в центре.) Девушка привлекает взгляды своей простой красотой.
- Где в картине художник изобразил девочку? Ответы детей (В лесу у реки, пруда, на полянке и т. д.).
- Как вы думаете, почему девочка пришла в лес? Зачем? Ответы детей
Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка? Ответы детей (грустная, печальная, обиженная, заплаканная)
- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке».
Дети высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.
- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? ( волосы растрепаны). Простоволосая.
- Как одета Алёнушка? Ответы детей (не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта)
- Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? Ответы детей (босые, необутые и т. д. грязные). Уточнение воспитателя:(босые, усталые, обитые о дорожные камни пальцы)
- Как вы думаете, почему девочка босая? Ответы (нет обуви, не купили)
Упр. «Пройди по лесной тропинке» (дорожка с камушками, веточками и листьями)
- Что вы почувствовали , когда шли по камням, веткам?
- Уставшая Аленушка в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись на колено, наклонив голову у мрачного пруда, в дремучем лесу. Она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая.
- Как художник передал настроение Алёнушки? (по выражению лица)
- Какие краски помогли ему в этом? (темные)
Задумчиво смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Дополнение воспитателя: (омут-глубокая яма на дне пруда,реки). Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. В ее глазах отражается грусть и печаль
Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней.
Физкультминутка.
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Возвращаемся к репродукции картины.
- Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
- О небе? (Небо на картине хмурое, пасмурное, серое).
- Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).
- Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
- Трава? (Трава желтая и сухая. Весь пруд зарос травой).
- Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают).
А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном пруду тоже кажется темнотой, мрачной.
Посмотрите на ёлочки- они дрожат. Им очень жаль бедную девочку-сиротку. А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей “Не плачь, не горюй”
-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуют ей не только осинки, но и… Кто сидит на веточке? (Ответы детей.)
- Вы хотели бы побывать в этом лесу? давайте закроем глаза и перенесемся мысленно к Аленушке.
Метод эмпатии. «Попадаем в лес».
Звучит музыка (Л.Бетховен. «Лунная соната»)
- Что вы услышали, когда были в лесу? Что почувствовали сидя рядом с Аленушкой? (ответы детей)
- Мне хочется, как то помочь этой девушке, согреть ее добрыми словами. Вы мне поможете?
“Окружи добротой” (назвать доброе слово и наклеить сердечко на рамку картины)
У вас на столах лежат сердечки. Подарите Алёнушке сердце и добрые слова!
Спасибо вам . Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке. Я думаю, у неё все будет хорошо!
Понравилось вам рассматривать картину?
Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина.
Как она называется? Дети: «Алёнушка»
Кто написал её? Дети: В. М. Васнецов
Вот такой замечательный русский художник был Виктор Михайлович Васнецов. Он уже умер, а его замечательные сказочные картины до сих пор любят рассматривать люди со всего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.
Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....
Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.
Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...
"Рассматривание и сравнение воробья и вороны"
Сравнение воробья и вороны,их характерные признаки и особенности....
Конспект НОД (коммуникация) в средней группе "Рассматривание и сравнение ложек"
Программное содержание: Познакомить с видами ложек. Закрепить способы обследования, соответствующие качествам "гладкий","холодный","металлический".Дать детям представления для чего нужна каждая ...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...