Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Водные ресурсы Тамбовской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности отражает формы работы краеведческого содержания и позволяет организовывать работу с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_reki_tambovskoy_oblasti.docx | 23.3 КБ |
vodnye_resursy_tambovskoy_oblasti.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Водные ресурсы Тамбовской области.
Использование рек в прошлом и настоящем.
Животный и растительный мир рек Тамбовского края.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Формы непосредственно образовательной деятельности: виртуальная экспедиция, беседа, игра-упражнение, подвижная игра, экспериментирование, проблемная ситуация.
Цель совместной деятельности взрослых и детей:
Формировать представления у детей о водных ресурсах Тамбовской области, познакомить с видами животных и растений рек и озер Тамбовского края.
Развивать мышление, познавательные способности, монологическую речь, расширять словарный запас у дошкольников.
Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать, воспитывать интерес к природе родного края.
Материалы и оборудование: две прозрачные емкости с водой, соль, 2 яйца, презентация
Описание деятельности:
- Игровая ситуация.
Предлагаю продолжить виртуальную исследовательскую экспедицию по изучению мест рек и озер Тамбовской области.
- Экспериментирование
Предмет исследования № 1
Какая вода в реках и озерах и чем она отличается от морской? В среднем в водах Мирового океана растворено 35 грамм солей на каждый литр воды. И большую часть этих солей составляет NaCl (поваренная соль). Показать, сколько это, 35 граммов соли (5 ч.л. без горки) и 1 литр воды. Растворим соль и попробуем воду на вкус. Правда, получилось похоже на морскую воду? Откуда же берется соль в море? Дело в том, что реки вымывают из почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше.
Опыт: Перед вами на столах стоят банки с пресной, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке у нас морская вода. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Слайд 2
Живя в Тамбовской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Самое ближнее море – Черное, но до него около 900 км, до Балтийского – 1000 км. Не сможем увидеть и горные вершины – область лежит на Восточно-Европейской равнине – одной из самых больших низменных равнин земного шара.
Тамбовская область входит в зону Центрально-Черноземного района.
Предмет исследования № 2
Карта Тамбовской области.
Слайд 3
На территории нашей области находятся: холмистые равнины речные долины, овраги и балки.
Балки - это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. В балках берут начало почти все реки нашей области.
Слайд 4
Назовите реки Тамбовской области.
(Цна, Ворона, Воронеж, Иловай, Глазок, Матыра, Ира, Ирка и др. )
Слайд 5
Всего по территории края протекают 1400 рек и речек. Подавляющее большинство рек имеет длину менее 25 км, и только семь из них свыше 100 км. Наиболее длинными являются реки Цна и Ворона.
В области имеются 2940 озер. Самое крупное из озер Рамза находится в пойме реки Вороны.
Слайд 6
Это интересно!
На территории Тамбовского района есть озеро-загадка. Оно находится в 15 км от Тамбова, в пойме реки Цны. Это озеро Чистое. Его уровень испытывает значительные колебания. Отмечены случаи полного исчезновения воды в озере. Озеро появилось 100 лет назад. Через 30 лет, по сведениям старожилов, вода в озере исчезла, а через год котловина снова наполнилась водой. Периодически уровень воды падал и повышался. Связывают это явление с засухами, но загадка озера Чистого окончательно не решена…
Слайд 7
Предмет исследования № 3
Река Цна.
Самой крупной рекой Тамбова и всего Тамбовского края являлась и является Цна. Цна - левый приток Мокши, притока Оки. Цна - самая длинная река Тамбовщины. В пределах Тамбовской области она имеет длину 291 километр. Река берет начало в южной части Тамбовской области, в Сампурском районе. Ее образуют два маленьких ручейка, питающихся родниками. Один начинается у села Верхнеценье, второй - в балке у села Бахарево. Течет Цна на север. Цна - типичная медленно текущая река. По Тамбовской области она течет в Сампурском, Тамбовском, Моршанском районах. На территории нашей области Цна принимает более 20 притоков. Наиболее значительные из них: Челновая (впадает слева), Кашма и Керша (правые притоки). Питается Цна, главным образом, атмосферными водами.
Слайд 8
Наибольшее количество воды она получает за счет осадков, накапливающихся за зиму. В течение круглого года в реку поступают и грунтовые воды. Весной, в результате таяния снега, уровень Цны повышается на 3-5 метров. Начинается половодье в апреле - начале мая.
Происхождение названия реки до сих пор неясно и вызывает много версий. Одну из версий рассказала жительница Сампурского района В.П. Нестерова: «Во времена татаро-монгольского нашествия кто-то из кочевников, попробовав воды из реки, восхищенно произнес: «ца-а-а» - «очень вкусная вода». И этот возглас закрепился как название реки. Другая версия, что имя река Цна получила от новгородского слова «Церна» - «черная». Не случайно на Новгородчине течет ее тезка, впадающая в озеро Мстино, а из него - в славное Ильмень-озеро. В мордовском фольклоре существовала поэтичная легенда о храбром юноше-богатыре Сампоре и верной девушке Цне. Когда Сампор задержался в походе, Цна взмолилась: «Пусть вернется мой любимый, я омою его раны слезами». Не суждено было им встретиться. Сампор пал в бою, а из слез девушки образовалась прозрачная река, которая течет у подножия возвышенности, на которой раскинулся поселок Сампур.
Во времена основания Тамбова (1636) Цна была весьма полноводной.
Слайд 9-11
Сто лет назад Цна была любимым местом отдыха горожан. На реке всегда было много яликов, плоскодонок. Желающие могли взять лодку с двумя гребцами.
Слайд 12-13
Предмет исследования № 4
Река Студенец
В прошлом полноводная река Студенец в настоящее время уменьшилась до размера ручья. Студенец протекает в Тамбовском районе Тамбовской области. Название получил по своей холодной (студеной) воде. Студенец — «ключ из земли, родник».
В 300-200 лет назад Студенец был судоходной рекой. С весны до поздней осени на лодках и баржах грузы доставлялись на товарные склады и в соляные амбары, расположенные по его берегам.
В Студенце водилась отличная рыба, преимущественно карась и линь. Берега Студенца обживались с давних времен. 100 лет назад здесь строили дома и мельницы.
Слайд 14
Предмет исследования № 5
Реки Гремячки и Студенка
Гремячка — речка в пригороде города Тамбова. Начинается в оврагах, питается ключами. Течет в лесной полосе. Впадает в озеро Чистозерое, а затем в Цну. Вода коричневого цвета за счет течения по торфяным болотам.
Река Студёнка, как и Студенец, также течёт в Тамбовском районе Тамбовской области. И тоже получила своё название по холодной ключевой воде: образуется из родника с температурой воды 6-8°С.
Речки Студенка и Гремячка являются уникальными, получая питание из многочисленных родников Воды Студенки шли на водоснабжение города. Вода Студенки и Гремячки очень высокого качества.
Слайд 15-16
Предмет исследования № 6
Река Ворона
Река Ворона отличается от других рек Тамбовщины тем, что течет среди леса.
Ворона – один из заповедных уголков Тамбовского края. Это неповторимые озера Рамза и Ильмень, бобровые угодья с плотинами и норами. Общая длина реки составляет 454 км, 216 из них проходят по Тамбовской области.
20 лет назад на реке Вороне создан первый в области государственный заповедник. Здесь растут степные и луговые растения, дубравы, сосновые боры. Всего в Воронинском заповеднике отмечено 20 видов разнокрылых стрекоз, 85 видов клопов, около 140 видов жуков, 50 видов дневных бабочек, 4 вида сетчатокрылых.
Слайд 17
Предмет исследования № 7
Растительный мир водоемов
Игра-упражнение «Назови растения»
Достаточно большое разнообразие водных растений (тростник, рязка, осока, кукушкин лен, желтая кубышка, белая кувшинка).
Слайд 18-19
Предмет исследования № 8
Животный мир водоемов
В настоящий момент отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий. (карась, окунь, красноперка, сом, щука, уж, лягушка, украинская минога, бобр, рак, гребенчатый тритон и др.)
Подвижная игра «Море волнуется…»
Слайд 20-21
В области известно несколько скважин, дающих лечебную минеральную воду: Никольское, Инжавино, Моршанск. Минеральные воды этих скважин являются уникальными, они содержат активные вещества и применяются при лечении многих заболеваний. Санатории Тамбовской области используют для грязелечения - лечебные грязи озера Ильмень (Уваровский район).
Слайд 22
Проблемная ситуация.
Человек не может прожить без воды. Вода один из главных источников жизни. Мы провели эксперимент и поняли, что мы не можем пить соленую воду. А источники пресной воды – это наши реки и озера. Посмотрите, сколько соленой воды на Земле и какие запасы пресной воды мы можем получить. Пресной воды на Земле только 3 %. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы пресной воды было больше?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тамбовская область
Долины Овраги Балки
1400 рек и речек 2940 озёр
Озеро Чистое
Река Цна
Река Цна
Река Студенец
Река Гремячка
Река Ворона
Растительный мир рек и озер
Животный мир рек и озер
Животный мир рек и озер
Санаторий « Инжавинский »
Озеро Ильмень
Запасы пресной и соленой воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»
Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...