Ветер- невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрипление у дитей о таком природном явлении, как ветер , а его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter_nevidimka.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕТЕР – НЕВИДИМКА
ЗАНЯТИЕ КО ДНЮ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Подготовила воспитатель Аникина О.Г.
Цели: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх-ТРИЗ; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Оборудование и материалы: два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Польза – вред»; соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, восемь рамок-виньеток; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера для детей.
Занятие проводится с подгруппой детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает-
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг- и нет его нигде!
Что это?
Дети: Ветер!
Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об это уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?
Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.
Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из портретов ветра.
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому – с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторять игру 2-3 раза.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Дети «превращаются» в деревья.
Дети и воспитатель:
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Имитационная игра «Дерево»
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель (взмахивает палочкой):
Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются на ковре.
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать «искусственный» ветер?
Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель раздает детям веера.
Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать наш ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами.) В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре.
Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Дети: Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
(Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)
Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На море нет волны, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо, чтобы подул ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Парус – это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек придумал давным-давно. Давайте вспомним стихотворение А. Пушкина про кораблик.
Дети:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Воспитатель: Но ветер – не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.
Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый?
А если бы вам можно было на какое – то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.
Дети устраиваются на полу и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах. Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.
Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи:...
НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ
Задачи: 1) Уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей. 2) Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениям...
НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ
Направления развития ребенка: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи: 1) Уточнение представлений о...
Проект "Ветер - невидимка"
Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста...
«Ветер-невидимка»
Формирование элементарных представлений о воздухе, как природном явлении....
План-конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет "Ветер-невидимка"
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- воспитывать понимание значения для человека явлений природы; -уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и...
Конспект занятия: "Ветер - невидимка"
Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе...