Ветер- невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аникина Ольга Геннадьевна

Закрипление у дитей о таком природном явлении, как ветер , а его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_nevidimka.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕТЕР – НЕВИДИМКА

ЗАНЯТИЕ КО ДНЮ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Подготовила воспитатель Аникина О.Г.

Цели: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх-ТРИЗ; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Оборудование и материалы: два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Польза – вред»; соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, восемь рамок-виньеток; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера для детей.

Занятие проводится с подгруппой детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает-

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг- и нет его нигде!

Что это?

Дети: Ветер!

Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.

Воспитатель:  Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.

Воспитатель:  Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…

Воспитатель:  Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).

Воспитатель:  Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об это уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.

Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из портретов ветра.

Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – добром или злом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому – с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторять игру 2-3 раза.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики-чикалочка,

Игра – превращалочка.

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Дети «превращаются» в деревья.

Дети и воспитатель:

Наши ноги – это корни,

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это ветви,

Наши пальцы – это листья!

Имитационная игра «Дерево»

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

Воспитатель (взмахивает палочкой):

Пусть деревья станут ребятами!

Дети снова рассаживаются на ковре.

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: Можно ли создать «искусственный» ветер?

Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.

Воспитатель раздает детям веера.

Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать наш ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами.) В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре.

Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?

Дети: Вентилятор, кондиционер.

Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.

(Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)

Какое сейчас море?

Дети: Спокойное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: На море нет волны, вода не движется.

Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель предлагает спустить на воду игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?

Дети: Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети: Надо, чтобы подул ветер.

Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Воспитатель: Парус – это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек придумал давным-давно. Давайте вспомним стихотворение А. Пушкина про кораблик.

Дети:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Воспитатель: Но ветер – не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.

Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый?

А если бы вам можно было на какое – то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?

Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.

Дети устраиваются на полу и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах. Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.

Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?

Дети: Ветер, наверное.

Воспитатель: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи:...

НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Задачи: 1) Уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей. 2) Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениям...

НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Направления развития ребенка: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи: 1) Уточнение представлений о...

Проект "Ветер - невидимка"

Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста...

«Ветер-невидимка»

Формирование элементарных представлений о воздухе, как природном явлении....

План-конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет "Ветер-невидимка"

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- воспитывать понимание значения для человека явлений природы; -уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и...

Конспект занятия: "Ветер - невидимка"

Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе...