«Ветер-невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конторина Татьяна Николаевна

Формирование элементарных представлений о воздухе, как природном явлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_-_nevedimkaword.docx24.28 КБ
Файл veter_-_nevedimkaword.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Крутинский детский сад «Светлячок»»  Крутинского муниципального

района Омской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Ветер-невидимка»

Разработала и провела:

воспитатель старшей группы

Конторина Т.Н.

2016

Цель: Формирование элементарных представлений о воздухе, как  природном явлении посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; 
формировать у детей умение самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх-ТРИЗ; 
пополнить словарный запас детей такими словами, как "обжигающий", "колючий", "пронизывающий", побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер;
Закрепить умение пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

Развивать у детей познавательно-поисковый интерес 

Воспитывать у детей положительное отношения к различным явлениям природы.

Форма проведения: решение проблемных ситуаций
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре. 
Оборудование и материалы:  два "портрета" ветра, набор карточек для дидактической игры "Ветер добрый, ветер злой"; соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, листы бумаги А4; таз с водой, клеенка, кораблик , веер для детей; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дети играют в малоподвижную игру «Летает – не летает», звучит музыка «ветра».
Воспитатель: :
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает -
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Что это? 
Дети: Ветер!
Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой? 
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер. 
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода. 
Воспитатель: А что умеет делать ветер? 
Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер - и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два "портрета" ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком - ветер, от которого одни несчастья? 
Дети определяют, какой портрет изображает "злого" ветра, а какой "доброго" (портреты размещены на мольбертах). Объясняют, почему они так решили.. 
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь - о добром или о злом. 
Игра "Ветер добрый, ветер злой" Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому - с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок играем 2 – 3раза.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь -
И в деревья превратитесь! 
Дети "превращаются" в деревья. 
Дети и воспитатель: 
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья! 
Имитационная игра "Дерево" 
Звучит музыка. 
Воспитатель: Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер -  закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) 
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.) 
Воспитатель (взмахивает палочкой): Пусть деревья станут ребятами! 
Дети  рассаживаются. 
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер? 
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать "искусственный" ветер?
Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться - помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор. 
Воспитатель даетоднаму ребёнку веер и просит помахать на детей. 
Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу.  Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Дети: Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.) Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили? 
Дети: На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? 
Дети: Надо подуть на воду. 
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются "волны". 
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. 
Воспитатель предлагает спустить на воду бумажный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте. 
Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? 
Дети: Надо, чтобы подул ветер. 
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться. 
Воспитатель:  Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? 
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.. 
Воспитатель : А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали? Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер. 
Дети подходят к столам и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.

 Воспитатель: подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок. 
Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок? 
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и играли. (Дарит детям свистульки и прощается с ними.)



Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Крутинский детский сад «Светлячок»»  Крутинского муниципального

района Омской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Ветер-невидимка»

Разработала и провела:

воспитатель старшей группы

Конторина Т.Н.

2016

Цель: Формирование элементарных представлений о воздухе, как  природном явлении посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; 
формировать у детей умение самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх-ТРИЗ; 
пополнить словарный запас детей такими словами, как "обжигающий", "колючий", "пронизывающий", побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер;
Закрепить умение пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

Развивать у детей познавательно-поисковый интерес 

Воспитывать у детей положительное отношения к различным явлениям природы.

Форма проведения: решение проблемных ситуаций
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре. 
Оборудование и материалы:  два "портрета" ветра, набор карточек для дидактической игры "Ветер добрый, ветер злой"; соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, листы бумаги А4; таз с водой, клеенка, кораблик , веер для детей; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дети играют в малоподвижную игру «Летает – не летает», звучит музыка «ветра».
Воспитатель: :
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает -
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Что это? 
Дети: Ветер!
Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой? 
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер. 
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода. 
Воспитатель: А что умеет делать ветер? 
Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер - и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два "портрета" ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком - ветер, от которого одни несчастья? 
Дети определяют, какой портрет изображает "злого" ветра, а какой "доброго" (портреты размещены на мольбертах). Объясняют, почему они так решили.. 
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь - о добром или о злом. 
Игра "Ветер добрый, ветер злой" Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому - с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок играем 2 – 3раза.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь -
И в деревья превратитесь! 
Дети "превращаются" в деревья. 
Дети и воспитатель: 
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья! 
Имитационная игра "Дерево" 
Звучит музыка. 
Воспитатель: Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер -  закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) 
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.) 
Воспитатель (взмахивает палочкой): Пусть деревья станут ребятами! 
Дети  рассаживаются. 
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер? 
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать "искусственный" ветер?
Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться - помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор. 
Воспитатель даетоднаму ребёнку веер и просит помахать на детей. 
Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу.  Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Дети: Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.) Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили? 
Дети: На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? 
Дети: Надо подуть на воду. 
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются "волны". 
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. 
Воспитатель предлагает спустить на воду бумажный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте. 
Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? 
Дети: Надо, чтобы подул ветер. 
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться. 
Воспитатель:  Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? 
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.. 
Воспитатель : А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали? Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер. 
Дети подходят к столам и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.

 Воспитатель: подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок. 
Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок? 
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и играли. (Дарит детям свистульки и прощается с ними.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи:...

НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Задачи: 1) Уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей. 2) Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениям...

НОД в старшей группе «Ветер-невидимка» с использованием ИКТ

Направления развития ребенка: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи: 1) Уточнение представлений о...

Ветер- невидимка

Закрипление у дитей о таком природном явлении, как ветер , а его особенностях и значении для человека и окружающего мира....

Проект "Ветер - невидимка"

Проект по экологическому воспитанию ребенка дошкольного возраста...

План-конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет "Ветер-невидимка"

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- воспитывать понимание значения для человека явлений природы; -уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и...

Конспект занятия: "Ветер - невидимка"

Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе...