КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ КАМНЕЙ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном конспекте представлены исследования и эксперименты с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_kamney.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы по теме: «В мире камней»
(образовательная область «Познание», «Социализация»)
Цель: ознакомление детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Задачи:
- Дать представление о способах образования камней (природные: горные , речные, подземные).
- Развивать мыслительные логические операции, умение классифицировать камни по разным признакам.
- Обогащать тактильный опыт детей, упражнять в навыках обследовательской деятельности, и назывании выявленных свойств и качеств объектов.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть необычное в камнях как привычных объектах действительности.
Словарная работа : обогатить и активизировать словарь детей новыми понятиями: керамзит, мрамор, уголь, гранит, кирпич галька.
Оборудование: набор камней, кирпич, речная галька, уголь, мрамор, ёмкость с водой.
Методы: исследования, экспериментирование, эвристическая беседа, игровые и проблемные ситуации.
Ход:
- Здравствуйте ребята! Я хочу с вами познакомиться. Вы знаете, кто я? А вы читать умеете? Прочитайте мой бейджик: Научный сотрудник Раиса Степановна.
- Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Но для того чтобы нам туда зайти, вам нужно найти свой бейджик (дети читают, находят и пристегивают их).
- Проходите пожалуйста.( в лаборатории дети рассматривают разные коллекции).
- Интересно, а откуда появился в нашей лаборатории этот интересный ящик?
- Что в нем, как вы думаете? Хотите узнать?
В ящике ощущений лежат только камни (их количество соответствует количеству детей). Каждый ребенок вынимает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравнивают их.
Исследование 1. «Чем отличаются камни?»
-Найдите самый большой и самый маленький; самый красивый и самый невыразительный.
Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске.
Исследование 2. «Почему камни круглые?»
- Почему камешек круглый и у него нет острых углов?
- А раньше они были? Куда они делись, как вы думаете?
Игра: Взять несколько камешков и потрясти их. Чувствуете, как они стучат друг о друга? Округлые камешки - из моря.
- Что происходит?
Вывод: вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок.
Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Исследование 3. «Какая у камня поверхность?»
Рассмотрите камешки через лупу. Что можно увидеть на его поверхности?
(Кристаллики, трещины, узоры, царапины, выемки.)
Вывод: некоторые камни состоят из кристаллов. У некоторых на поверхности хорошо заметны узоры.
Исследование 4. «Камешек и пластилин».
Предложить детям взять в одну руку камешек, в другую – пластилин и сжать обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что - с пластилином?
Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Вывод: камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит свою форму, а камень - нет. Из пластилина мы лепим разные фигуры, он мягкий, а из камешков ничего слепить нельзя.
Исследование 5. «Может ли камешек плавать?».
На подносе у каждого ребенка - камешки и емкость с водой. Что будет, если мы положим камешек в воду?
(Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу.) Он утонет или будет плавать?
Бросьте камешек в воду и понаблюдайте за тем, что происходит.
(На воде образуются круги.)
Может ли камешек плавать?
Возьмите кусочек гранита и окатыш керамзита, сравните их по весу, затем одновременно опустите в воду.
Что произошло с каждым из них? Почему?
Вывод: большинство камней тяжелее воды, поэтому они тонут. Но есть камни, внутри которых много воздуха, например керамзит. Поскольку воздух легче воды, камешек не тонет.
Исследование 6. «Мокрые камешки».
Положить камешек в емкость и полить водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
Вывод: если камни намочить, они меняют цвет.
Исследование 7. «Можно ли поцарапать камешек?».
Попробуйте нацарапать что-нибудь на камешке. Остались ли следы?
(Можно проводить исследование с помощью лупы.)
Вывод: на одних камнях остаются слабые следы на других –нет.
Исследование 8. «Каким камешком можно рисовать?»
Раздать детям листок для рисования и разные камни (мел, уголь, графит, кирпич).
-Каким камешком лучше всего рисовать? ( Пусть дети попробуют нарисовать линию каждым из камешков и сравнить, насколько хорошо они заметны на листочке. Какой из камней пачкает руки?
Вывод: одни камешки оставляют следы на бумаге и на руках, другие – нет.
-Скажите научные сотрудники, понравились ли вам сегодня наши исследования? Что вы узнали? (ответы детей).
Я вам предлагаю составить отчет о наших открытиях.
Отчет будем составлять необычным способом, а при помощи знаков и символов.
( ученые составляют схему-алгоритм о полученных данных).
Ребята, а вы знаете, что раньше древние люди общались при помощи знаков и рисунков. Они рисовали на камнях и назывались эти рисунки наскальные рисунки. Найти наскальные рисунки было не просто. Они были скрыты от посторонних глаз. Ведь древние художники рисовали только в тайных, священных местах.
А вы хотели бы побывать древними художниками?
( предлагаю детям нарисовать наскальные рисунки на камнях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»
Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные - ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности :«Тайна камней»
ФИО педагога:Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников:подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации:МБДОУ «д/с № 11 «Зв...