Конспект открытого занятия по ПР (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Структура занятия:

1.       Вводная часть (2-3 мин.). Цель: создать интерес, эмоциональный настрой по ознакомлению со свойствами минералов.

2.       Основная часть (13-15 мин.). Цель:

1)       познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами используя карточки-модели (твердость, хрупкость, цвет, вес, плавающие/тонущие, растворимые/нерастворимые). Расширить знания о явлениях неживой природы; представление о добыче и использовании этих минералов человеком.

2)       Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе, умение сравнивать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память.

3)       Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в шахтах.

Методические приемы: исследовательская работа, индивидуальная работа, просмотр иллюстаций, вопросы к детям, эксперементирование, рассказ.

3.       Заключительная часть (3-5 мин.). Цель:

1)       Подвести итог знания, выяснить чем занимались, что нового узнали с помощью карточек.

2)       Отправить посылку с карточками «Хозяйке медной горы».

3)       Дать педагогическую оценку положительных действий детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительная работа.

  1. Беседы о полезных ископаемых.
  2. Занятия по ознакомлению со свойствами и качеством металла, дерева, пластмассы  бумаги.
  3. Чтение сказки Бажова П. «Каменный цветок».
  4. Д/И «Что из чего сделано?»
  5. Приготовление карточек-моделей, набор иллюстраций и предметов.

Дидактическое обеспечение: карточки-модели для определения свойств минералов (каменный уголь, мел); торф, известняк, 2 сосуда с водой, молоток, весы, листы белой и темной бумаги, проектор, компьютер, презентация. Раздаточный материал для детей: каменный уголь, мел, листы с белой и темной бумагой, лупа, салфетки.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (2-3 мин.). Цель: создать интерес, эмоциональный настрой по ознакомлению со свойствами минералов.
  2. Основная часть (13-15 мин.). Цель:
  1. познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами используя карточки-модели (твердость, хрупкость, цвет, вес, плавающие/тонущие, растворимые/нерастворимые). Расширить знания о явлениях неживой природы; представление о добыче и использовании этих минералов человеком.
  2. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе, умение сравнивать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память.
  3. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в шахтах.

Методические приемы: исследовательская работа, индивидуальная работа, просмотр иллюстаций, вопросы к детям, эксперементирование, рассказ.

  1. Заключительная часть (3-5 мин.). Цель:
  1. Подвести итог знания, выяснить чем занимались, что нового узнали с помощью карточек.
  2. Отправить посылку с карточками «Хозяйке медной горы».
  3. Дать педагогическую оценку положительных действий детей.

Ход занятия.

Этапы работы: 1. Вводная часть: стук в дверь, входит почтальон и передает посылку воспитателю.

- Ребята, интересно, кто прислал нам посылку? Откроем ее и узнаем. Тут есть письмо, прочитаем?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я много читала о том какие вы умные и способные, знаете много о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А ,что это за предметы и какие они, вы узнаете и напишете мне. Желаю удачи! Хозяйка медной горы».

- Ребята, вы вспомнили, что это за Хозяйка медной горы? Из какой она сказки?

- Давайте заглянем в посылку и посмотрим, какие предметы нам прислали.

(Воспитатель достает каменный уголь)

2. Основная часть.

- Ребята, кто знает, как называется этот предмет?

- Правильно, этот предмет неживой природы называется каменный уголь. Хозяйка медной горы просила все узнать о нем, а поиогут нам в этом карточки.

- Какого цвета этот предмет?

- Я вывешиваю карточку, обозначающую цвет. Наш уголь черного цвета. Что мы можем еще узнать о нем? Этот предмет твердый или мягкий? Что нужно сделать, что бы это узнать?

(Потрогать, нажать пальцами).

- Возьмите в руки уголь и попробуйте определить это.

- Максим, подойди к карточкам и выбери подходящую (выбирает обозначающую жесткость).

- Вы согласны?

- Как, вы думаете. Уголь прочный или хрупкий минерал?

- Давайте проверим. Я молоточком ударю по нему, а вы посмотрите, что с ним произойдет?

(Воспитатель ударяет молотком по предмету, уголь рассыпается)

- Что произошло с углем? (Он рассыпался на кусочки).

- Мы можем сказать, что он прочный? (Нет, он хрупкий).

- Ваня, подойди к карточкам и покажи ту, которая обозначает хрупкость. (Показ нужной карточки)

- Ваня правильно показал?

- Молодец!

- А теперь я вам покажу карточку, а вы скажете, что она обозначает. (Показывает карточку с весами).

- Правильно, что мы определяем с помощью весов? Где вы их видели? Для чего их используют?

- Правильно. Давайте и мы с помощью весов взвесим каменный уголь.

- Стрелка весов двигается, значит уголь имеет вес.

- Какую карточку мы выберем? (Весы).

- Ребята, как вы думаете, для чего у нас на столах белая бумага?

- Давным-давно люди рисовали углем, когда еще не придумали ручек и карандашей. Возьмите в руки уголь и попробуйте нарисовать им на бумаге.

(Дети выполняют задание воспитателя).

- Посмотрите на свои руки. Что с ними случилось?

- Да, уголь марает руки. Вытрете руки салфеткой.

- Что за предмет у вас еще на столе. Для чего он нужен?

(Это лупа, стеклышко. Она нужна, что бы рассматривать что-либо).

- Правильно, это лупа – увеличительное стекло. Давайте с помощью него рассмотрим уголь. Что вы видите? (Индивидуальный опрос 1-2 детей).

- Ребята, предметы у которых есть дырочки называют пористыми.

- Опустим этот уголь в воду и посмотрим, что с ним случится.

(Пошли пузырьки, вода стала грязной).

- Как вы думаете, уголь растворяется в воде?

- Помешаем палочкой, и посмотрим, он растворяется в воде или нет?

- Нет, не растворяется.

(Приглашается ребенок для выбора нужной карточки).

- Рамиль, посмотри на сосуд с водой, где находится уголь: на дне или на поверхности?

- Что можно сказать о предмете, если он на дне?

(Он тяжелый).

(Приглашается ребенок для выбора нужной карточки).      

Воспитатель показывает карточку с огнем.

- Что обозначает эта карточка?

- Правильно, это значит, что уголь горит. Мы с вами этот опыт проводить не будем, так как детям со спичками играть нельзя.

(Показ иллюстраций с горением угля в печи, угольных шахт и шахтеров на мониторе проектора)    

- Уголь при горении выделяет много энергии. Благодаря этому его используют в качестве топлива. Им отапливают дома. Уголь – это полезное ископаемое. Он происходит из останков погибших деревьев. Они гниют и превращаются в торф. (Воспитатель показывает почву). Торф много лет лежит в земле и образуется каменный уголь. Добывают этот каменный уголь шахтеры-горники. Они строят шахты, подземные коридоры, делают освещение, прокладывают рельсы, по которым перемещают в контейнерах каменный уголь. Труд шахтера очень тяжелый.  

- А сейчас немного отдохнем (Физ. Минутка).

- Что за предмет у нас еще лежит в коробке?

(Мел)

- Мел – это, то же минерал, полезное ископаемое. Давайте его то же рассмотрим.     А помогут нам в этом карточки.

- Потрогаем мел, он твердый или мягкий? (Выбор карточки)                        

- Какого цвета мел? (Выбор карточки)

- Отличается уголь и мел цветом?

- Проведите мелом по темному листу бумаги. Что произошло?

(Он оставил след – рисует).

- Остались крошки - он крошится. Можно сказать, что он прочный? Нет, он хрупкий.

- Посмотрите, какие разные минералы, как вы думаете, мел имеет вес?

- Давайте вместе убедимся в этом.

(Взвешивается мел – имеет вес)

(Выбор карточки)

- Давайте проверим: мел тонет или нет?

(Воспитатель опускает мел в сосуд с водой, мел тонет)

- Мел тонет - он тяжелый.

(Мел начинает растворятся в воде).

- Мел исчез в воде, что мы можем сказать об этом? (Растворился)

- Правильно, вода помутнела, а мел растворился. В этом мел и уголь отличаются.

- Вот видите какие разные минералы, а по качествам и свойствам они отличаются.

- Ребята, давайте подумаем, как люди используют этот минерал?

(Предположения детей)

- Мел получают из известняка (воспитатель демонстрирует известняк). Известняк используют как удобрение в почве для подкормки животных, для изготовления цемента и даже зубного порошка. Весной белят стволы для защиты деревьев от вредных насекомых и яркого солнца. Поэтому уголь и мел называют полезными ископаемыми, по тому, что они приносят пользу людям.

3. Заключительная часть.

- С какими минералами нас познакомила хозяйка медной горы?

Индивидуальный опрос 3-4 детей:

- Азалия, что ты узнала о каменном угле? Тебе помогут наши карточки.

- Илиза, что нового ты узнала о меле?

- Никита, какие опыты мы провели, что бы узнать об этом?

- Ребята, вам трудно было проводить опыты?

- Мы узнали много нового о предметах неживой природы. Как вы думаете, Хозяйка медной горы останется довольной нами?

- Сегодня нам помогли карточки, их мы отправим обратно в посылке. А вот и почтальон (Входит почтальон).

- На занятии вы были молодцы, хорошо отвечали, выполняли задания.

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005.
  2. «Экологическое воспитание в детском саду» под ред. О.А. Соломенниковой, 2006.
  3. «Экологическое воспитание дошкольников» под ред. Г.Ф. Бабыниной, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект открытого занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень».

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой....