Конспект открытого занятия ООД по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности. в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
Конспект
открытого занятия ООД
по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС
«Чудеса воды»
с применением технологии исследовательской деятельности.
в старшей группе
Составила воспитатель:
I категории Бочкарникова Е. Ф
2020
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды.
Уточнить представление о значении воды в природе.
Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
Совершенствовать умение отгадывать загадки.
Совершенствовать умение проводить опыт.
Развивающие:
Развивать общую моторику.
Способствовать развитию логического мышления.
Развивать память и внимание.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• речевое развитие.
Оснащение:
Ноутбук, презентация о воде, письмо, мельница, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), цветные полоски бумаги, две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Проведение различных опытов;
- Игры с водой;
Организационный момент:
Воспитатель: Возьмемся за руки и друг другу улыбнемся.
Ребята вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Вы хотите поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Можно я на правах воспитателя возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Без разрешения содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. (1 слайд)
Послушайте стихотворение, и вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать.
ХОД ООД
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении? (2 слайд)
Вода (3 слайд)
Ребята, хотели бы вы посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
1.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...(Дождь) 4слайд
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её? ... (Роса) 5 слайд
3.Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые…(Облака) 6 слайд
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег) 7слайд
5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град) 8 слайд
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед) 9слайд
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком (10слайд)
Парообразном (11слайд)
И твердом (12 слайд)
К нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята?
Приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Я предлагаю вам надеть специальную одежду для лаборатории. Теперь, мы с вами сотрудники института воды.
- Что делают в лаборатории?
- Правильно, проводят опыты.
1 задания «Переливание воды»
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
- Значит какая она? (жидкая).
2 задания «Имеет ли вода форму?
- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Вот мы и провели первое исследование.
-Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (13 слайд).
-А в нашем селе какой есть водоем? (Байкал)
- Давайте немножко отдохнем и сходим к нему.
Физкультминутка. (14слайд).
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут!
- Ой, а что же это случилось с нашим озером? (15 слайд)
- Посмотрите, какое у нас озеро?
- Что же нам делать?
-Скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой в озере, если бросать мусор?
(ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде) давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду
Опыты в лаборатории.
- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
- Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что у нас получается?
- А что стало с нашим фильтром- марлей?
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
- С помощью чего? (фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях).
Опыт №1 «Лед - твердая вода».
- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял? (тепла)
- Что осталось на ладошке? (вода)
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
- Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет)
- Какого же тогда цвета вода? (бесцветная, прозрачная).
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №4 «Вода- растворитель»
-Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
- Что произошло с сахаром и солью?
Ответы детей: они растворились
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Что изменилось? (у воды появился вкус, вода стала сладкая и соленая).
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
В-ль: «Ребята, наши исследования закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за работу в лаборатории. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятную работу!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятную работу!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг.
А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».
Самоанализ занятия
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды.
Уточнить представление о значении воды в природе.
Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
Совершенствовать умение отгадывать загадки.
Совершенствовать умение проводить опыт.
Развивающие:
Развивать общую моторику.
Способствовать развитию логического мышления.
Развивать память и внимание.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• речевое развитие.
Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме
группового занятия, с элементами экспериментальной деятельности. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей.
Коммуникации
— происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме вода
Познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности
(экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (загадка),
Физической культуры — проведение физкультминуток. На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (беседы, игры, эксперименты,) и в достаточной мере прослеживается наглядность (слайдовый показ, опыты).
Организационный момент позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти
непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес, активно
участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а также принимали активное участие в беседах. Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомую им воду.
По – моему мнению структура занятия соответствует цели и задачам, все
этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им
доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приемы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению
полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, проведение физкультминутки, создание гигиенических условий во время занятия).
Я считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех
поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе...
Конспект открытого занятия по ПР (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе.
Структура занятия:1. Вводная часть (2-3 мин.). Цель: создать интерес, эмоциональный настрой по ознакомлению со свойствами минералов.2....
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды» в старшей группе.
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды»в старшей группе....
Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.
Занятие построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи: Познакомить детей со свойствам...
Конспект открытого занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень».
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой....
Разработка занятия на тему "Чудеса воды" с применением технологии исследовательской деятельности
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...