Конспект НОД с видео по образовательной области «Познавательное развитие»"Вода в природе" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Перина Ирина Валерьевна

Видео НОД https://youtu.be/XxXInuCe_o0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Вода в природе"27.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

по образовательной области «Познавательное развитие»

                                        Тема: «Вода в природе»

Цель:     расширить  знания детей о значении воды в природе и в жизни человека.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить и расширить знания и представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.   Познакомить с явлением круговорота воды в природе. Показать переход воды из жидкого состояния  в  газообразное и наоборот,  учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Развивающие задачи: развивать связную  речь, пополнять  и обогащать словарь  детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать, любознательность, расширять кругозор,  развивать  познавательный интерес.

Воспитательные задачи: формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и воде.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением воды в разных состояниях, (жидкое, твердое, газообразное), схематические изображения состояний воды (капелька, облако, снежинка), предметные картинки с изображением тех, для кого вода – среда обитания, магнитная доска, мольберт, магниты, чайник с горячей водой, оргстекло, мультимедийное оборудование, указка.

Предварительная работа:  наблюдения за снегом, дождем, льдом, облаками; проведение опытов с водой (снегом,  льдом); чтение художественных произведений о воде.

Словарная работа: жидкое, твердое, газообразное состояние; круговорот воды в природе.

                                                                       Ход.

 Воспитатель:  Ребята, послушайте загадку, но отгадку вслух не говорите, а выберете её из картинок, которые лежат на столе.

                      Меня пьют, меня льют.

                      Всем нужна я, кто я такая?

Дети подходят к столу, где лежат различные предметные картинки, включая те, которые не относятся к воде (н-р: платье, диван, кукла) и выбирают только те, где присутствует вода (дождь, снег, водопад, лед, айсберг, река, роса, сосульки, туман, пар, облака и т. п.).

Воспитатель:  Встаньте в круг и покажите друг другу свои картинки. О чём была загадка? (Дети: о воде)

Воспитатель:  Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

 Воспитатель:   Что изображено на ваших картинках?

Дети озвучивают свой выбор.

 Воспитатель: В каком состоянии вода на ваших картинках? (Ответы детей: дождь - жидкое, сосулька - твердое и т. д.)

Рассматривают, обсуждают все выбранные картинки.

 Воспитатель:  Я предлагаю вам разместить ваши картинки - отгадки на доске, согласно схематическим изображениям (которые уже размещены на доске): капелька – это жидкое состояние воды, снежинка – твердое, облачко - газообразное.

Дети подходят к магнитной доске и вешают выбранные картинки.

Если дети не выбрали картинки с паром, туманом, облаком, то воспитатель сам выбирает одну из  картинок и предлагает обсудить детям «Почему он взял эту картинку»

Воспитатель:   Назовите, что изображено? Как вы думаете, почему я их выбрала, ведь наша отгадка – вода? Из чего состоят туман, пар, облака? Верно, здесь так же присутствует вода, но в другом состоянии – газообразном. Повторите третье состояние воды.)

Дети рассматривают, обсуждают и размещают на доске оставшиеся картинки с паром, облаками, туманом. 

Воспитатель:  Итак, вода бывает в трёх состояниях. Назовите их. (Ответы детей: твердом, жидком, газообразном) Чем отличаются эти состояния друг от друга? (Ответы детей)    Как и при каких обстоятельствах,  жидкая вода превращается в твердый лед или снег, переходит в твердое состояние? (Ответы детей) Верно, когда температура воздуха опускается ниже нуля, становится холодно. А когда снег или   лед превращаются в жидкую воду, переходят в жидкое состояние? (Ответы детей ) Правильно, когда температура воздуха поднимается выше нуля и становится жарко.  Как и при каких обстоятельствах,  жидкая вода превращается в пар, переходит в газообразное состояние? Кто– нибудь знает? (Ответы детей). Я вам чуть позже расскажу об этом.

 Воспитатель:  А сейчас давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.                            

                                           Показ  презентации о воде

1слайд (изображено море и небо с облаками)- Воспитатель:  Мы с вами сегодня говорим о воде. Где в природе встречается вода? (Ответы детей)

2 слайд (изображение земного шара) - Воспитатель:  Посмотрите на наш земной шар, какого цвета на нем больше видно? (Ответы детей: синего, голубого)

Воспитатель: Верно, а что может изображаться таким цветом? (Дети: вода) Посмотрите как много воды! Известно, что поверхность земного шара на ¾ состоит из воды.

3 слайд - (изображения  дождя, снега)  Воспитатель:  Вы правильно сказали, что вода встречается в природе в виде… (перечисляет картинки).

4 слайд - Воспитатель: (перечисляет картинки) Айсберг, лёд, водопад. А это что? (Дети: пустыня) Есть ли вода в пустыне? ( Ответы детей: ее мало и она находится очень глубоко)

5 слайд - Воспитатель:  Посмотрите, какие бывают водоемы (перечисляет картинки):          океан, море, озеро, пруд, болото, лужа.

 - Воспитатель:  Чем они могут отличаться друг от друга? (Ответы детей: размерами)

 - Воспитатель:  Предлагаю их  сравнить ( показывает следующий слайд со схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи)

6 слайд – (схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи) Воспитатель:  Как вы думаете, где какой водоём? (показывает, а дети называют и сравнивают). 

Ответы детей: океан - самый большой, море - поменьше, озеро меньше, чем море, пруд- маленький, болото меньше, чем пруд, лужа- совсем маленькая.

7 слайд – (река и ручей) Воспитатель:  Посмотрите, какие бывают реки, ручьи.

8 слайд – (схематическое изображение реки и ручья) Воспитатель: Сравните их. (Ответы детей: река широкая, а ручей - узкий)

9 слайд – (три состояния воды) Воспитатель:  Вода в природе встречается в разных состояниях. Рассмотрите картинки и назовите их еще раз.( Ответы детей: твердое состояние (сосулька, снег, снежинка), жидкое(дождь, река, море), газообразное(пар, туман, облака))

Воспитатель: Ребята, а когда появляется радуга? (Дети: после дождя) Откуда идет дождь? (Дети: с неба) А как на небе появляется вода, она же на земле? ( Ответы детей)

10 слайд - Воспитатель:  Давайте рассмотрим следующую картинку.

 Слайд «Круговорот воды в природе»

Воспитатель:  Что на ней изображено? ( Ответы детей: солнце, радуга, облака, дождь, ручей, трава, цветы и т. д.) Что здесь происходит с водой? (Ответы детей: капельки поднимаются вверх, падают вниз) Посмотрите, что делает солнце? (Ответы детей: светит, греет).

Воспитатель:  Верно. Вода, нагреваясь от теплых лучей солнца, поднимается вверх в виде пара (испаряется). Там пар начинает охлаждаться, превращаться в капли. Капельки собираются в облака и затем под силой своей тяжести падают в виде дождя, снега, града на землю, в реки, моря, океаны. Так происходит круговорот воды в природе. Повторите, что изображено на картинке? ( Дети: круговорот воды в природе)

 Воспитатель:  Хотите увидеть на опыте, как это получается?

          Воспитатель ставит перед детьми стол с чайником с горячей водой, оргстеклом.

Воспитатель:  Посмотрите на чайник с водой. Что выходит из чайника? (Дети: пар) Воспитатель: Откуда он появился? Я наливала холодную воду. (Дети: воду нагрели)

1-й вывод: При нагревании вода превращается в пар. Это тоже вода, но в газообразном состоянии.

            Воспитатель подходит к детям и предлагает потрогать стекло.

Воспитатель:  Какое стекло на ощупь? (Ответы детей: холодное, гладкое, сухое)

           Воспитатель подносит стекло к струе пара.

Воспитатель:  Что вы видите? (Ответы детей: стекло запотело, потом появились капельки воды)

Воспитатель:  Откуда? Стекло было чистым и сухим. (Ответы детей)

2-й вывод: При соприкосновении с холодным стеклом, пар превращается в воду.

Воспитатель:  Вот так происходит и в природе: сначала вода из жидкого состояния превращается под влиянием теплых лучей солнца в газообразное, затем при охлаждении холодным воздухом переходит снова в жидкое, а потом на землю возвращается в разных состояниях (дождь, град, снег), в зависимости от температуры воздуха около земли.

 Воспитатель:  Раз уж мы заговорили о дожде, давайте поиграем.

                Дети становятся в круг.

                                  Речь с движением «Дождь».

Капля раз, капля два,   (прыжки на месте)

Очень медленно сперва,   (медленная ходьба на месте)

А потом, потом, потом,   (легкий бег на месте)

Все бегом, бегом, бегом.   (легкий бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли,(остановиться, поднять руки вверх, затем развести в стороны)

От дождя себя укрыли.  (присесть, сомкнуть руки над головой)

 Воспитатель:  Кому же в природе нужна вода? (Ответы детей: человеку, животным, птицам, рыбам и т. д.)

Воспитатель:  Верно. Вода нужна всем. Но есть и те, кто вообще не может обойтись без воды и постоянно в ней нуждается.

 Воспитатель:  Я предлагаю вам выбрать картинки, где изображены те, для кого вода- это среда обитания (кто живет в воде, возле воды), и разместить их при помощи магнитов на мольберте вокруг капельки.

             Дети подходят к столу, где лежат картинки с изображением диких, домашних           животных, различных птиц, насекомых, обитателей водоёмов и выполняют задание. Обсуждение выбора детей.

 Воспитатель:  Хотите, я покажу вам ещё тех, кто живет в воде или  рядом с водой?            (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда продолжим просмотр картинок об обитателях воды на экране.

                   Дети  садятся на стулья. Показ слайдов.

11-12 слайд -Животные воды

13-14 слайд - Животные воды

15-16 слайд - Птицы воды

17 слайд - Речные рыбы

18 слайд - Морские рыбы

19 слайд - Насекомые воды

20 слайд - Растения воды

 Воспитатель:  А как человек использует воду? (Ответы детей: пьет, купается, готовит еду и т. п.)

21- Слайд «Как человек использует воду» (Купается в море, пьет воду, моет фрукты, принимает душ).

Воспитатель: Ребята, а смогут ли животные, растения, насекомые, птицы, человек прожить без воды? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? ( Дети: воду нужно беречь).

Воспитатель:  А всегда ли вода полезна? (Ответы детей)

Воспитатель:  Может ли вода быть вредной или опасной? (Ответы детей)  Посмотрите на сколько вода может быть опасной:

22 слайд - Шторм на море, наводнение.

23 слайд - Цунами, проливные дожди, реки выходят из берегов.

Итог:

Воспитатель:  Мы сегодня с вами очень много говорили о воде. Что нового вы узнали? Что вам запомнилось, о чем бы вы смогли рассказать мамам и папам?( Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Цель:  Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.Программные задачи:Образовательные:- Систематизировать детские представления о ВОВ;-...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР « Уроки мужества»

Цель:  Воспитывать с учетом возрастной категорий детей чувство гражданственности, любви к Родине.Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за страну, победившую в ВОВ, за людей отстоявших ...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ «Транспорт» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР"

Данное занятие по окружающему миру в подготовительной группе компенсирующей направленности систематизирует и расширяет знания детей о транспорте, их значении для человека, упражняет в умении классифиц...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ («Познавательное развитие. Ознакомление с природой», старшая группа компенсирующей направленности) «Парки Санкт-Петербурга»

Возрастная адресованность: 5-6 лет.Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и области, с историей и культурой родного города.Педагогический замысел:Развивать познава...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «ФЭМП» В старшей группе компенсирующей направленности Название: «Путешествие с прищепкой»

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «ФЭМП»В старшей группе компенсирующей направленностиНазвание: «Путешествие с прищепк...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие на ферму» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Цель: Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счёт до трёх.Задачи:Воспитательные:Воспитыват...