Конспект НОД с видео по образовательной области «Познавательное развитие»"Вода в природе" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Видео НОД https://youtu.be/XxXInuCe_o0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Вода в природе" | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: расширить знания детей о значении воды в природе и в жизни человека.
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить и расширить знания и представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Познакомить с явлением круговорота воды в природе. Показать переход воды из жидкого состояния в газообразное и наоборот, учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Развивающие задачи: развивать связную речь, пополнять и обогащать словарь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать, любознательность, расширять кругозор, развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи: формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и воде.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением воды в разных состояниях, (жидкое, твердое, газообразное), схематические изображения состояний воды (капелька, облако, снежинка), предметные картинки с изображением тех, для кого вода – среда обитания, магнитная доска, мольберт, магниты, чайник с горячей водой, оргстекло, мультимедийное оборудование, указка.
Предварительная работа: наблюдения за снегом, дождем, льдом, облаками; проведение опытов с водой (снегом, льдом); чтение художественных произведений о воде.
Словарная работа: жидкое, твердое, газообразное состояние; круговорот воды в природе.
Ход.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, но отгадку вслух не говорите, а выберете её из картинок, которые лежат на столе.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая?
Дети подходят к столу, где лежат различные предметные картинки, включая те, которые не относятся к воде (н-р: платье, диван, кукла) и выбирают только те, где присутствует вода (дождь, снег, водопад, лед, айсберг, река, роса, сосульки, туман, пар, облака и т. п.).
Воспитатель: Встаньте в круг и покажите друг другу свои картинки. О чём была загадка? (Дети: о воде)
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?
Дети озвучивают свой выбор.
Воспитатель: В каком состоянии вода на ваших картинках? (Ответы детей: дождь - жидкое, сосулька - твердое и т. д.)
Рассматривают, обсуждают все выбранные картинки.
Воспитатель: Я предлагаю вам разместить ваши картинки - отгадки на доске, согласно схематическим изображениям (которые уже размещены на доске): капелька – это жидкое состояние воды, снежинка – твердое, облачко - газообразное.
Дети подходят к магнитной доске и вешают выбранные картинки.
Если дети не выбрали картинки с паром, туманом, облаком, то воспитатель сам выбирает одну из картинок и предлагает обсудить детям «Почему он взял эту картинку»
Воспитатель: Назовите, что изображено? Как вы думаете, почему я их выбрала, ведь наша отгадка – вода? Из чего состоят туман, пар, облака? Верно, здесь так же присутствует вода, но в другом состоянии – газообразном. Повторите третье состояние воды.)
Дети рассматривают, обсуждают и размещают на доске оставшиеся картинки с паром, облаками, туманом.
Воспитатель: Итак, вода бывает в трёх состояниях. Назовите их. (Ответы детей: твердом, жидком, газообразном) Чем отличаются эти состояния друг от друга? (Ответы детей) Как и при каких обстоятельствах, жидкая вода превращается в твердый лед или снег, переходит в твердое состояние? (Ответы детей) Верно, когда температура воздуха опускается ниже нуля, становится холодно. А когда снег или лед превращаются в жидкую воду, переходят в жидкое состояние? (Ответы детей ) Правильно, когда температура воздуха поднимается выше нуля и становится жарко. Как и при каких обстоятельствах, жидкая вода превращается в пар, переходит в газообразное состояние? Кто– нибудь знает? (Ответы детей). Я вам чуть позже расскажу об этом.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.
Показ презентации о воде
1слайд (изображено море и небо с облаками)- Воспитатель: Мы с вами сегодня говорим о воде. Где в природе встречается вода? (Ответы детей)
2 слайд (изображение земного шара) - Воспитатель: Посмотрите на наш земной шар, какого цвета на нем больше видно? (Ответы детей: синего, голубого)
Воспитатель: Верно, а что может изображаться таким цветом? (Дети: вода) Посмотрите как много воды! Известно, что поверхность земного шара на ¾ состоит из воды.
3 слайд - (изображения дождя, снега) Воспитатель: Вы правильно сказали, что вода встречается в природе в виде… (перечисляет картинки).
4 слайд - Воспитатель: (перечисляет картинки) Айсберг, лёд, водопад. А это что? (Дети: пустыня) Есть ли вода в пустыне? ( Ответы детей: ее мало и она находится очень глубоко)
5 слайд - Воспитатель: Посмотрите, какие бывают водоемы (перечисляет картинки): океан, море, озеро, пруд, болото, лужа.
- Воспитатель: Чем они могут отличаться друг от друга? (Ответы детей: размерами)
- Воспитатель: Предлагаю их сравнить ( показывает следующий слайд со схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи)
6 слайд – (схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи) Воспитатель: Как вы думаете, где какой водоём? (показывает, а дети называют и сравнивают).
Ответы детей: океан - самый большой, море - поменьше, озеро меньше, чем море, пруд- маленький, болото меньше, чем пруд, лужа- совсем маленькая.
7 слайд – (река и ручей) Воспитатель: Посмотрите, какие бывают реки, ручьи.
8 слайд – (схематическое изображение реки и ручья) Воспитатель: Сравните их. (Ответы детей: река широкая, а ручей - узкий)
9 слайд – (три состояния воды) Воспитатель: Вода в природе встречается в разных состояниях. Рассмотрите картинки и назовите их еще раз.( Ответы детей: твердое состояние (сосулька, снег, снежинка), жидкое(дождь, река, море), газообразное(пар, туман, облака))
Воспитатель: Ребята, а когда появляется радуга? (Дети: после дождя) Откуда идет дождь? (Дети: с неба) А как на небе появляется вода, она же на земле? ( Ответы детей)
10 слайд - Воспитатель: Давайте рассмотрим следующую картинку.
Слайд «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Что на ней изображено? ( Ответы детей: солнце, радуга, облака, дождь, ручей, трава, цветы и т. д.) Что здесь происходит с водой? (Ответы детей: капельки поднимаются вверх, падают вниз) Посмотрите, что делает солнце? (Ответы детей: светит, греет).
Воспитатель: Верно. Вода, нагреваясь от теплых лучей солнца, поднимается вверх в виде пара (испаряется). Там пар начинает охлаждаться, превращаться в капли. Капельки собираются в облака и затем под силой своей тяжести падают в виде дождя, снега, града на землю, в реки, моря, океаны. Так происходит круговорот воды в природе. Повторите, что изображено на картинке? ( Дети: круговорот воды в природе)
Воспитатель: Хотите увидеть на опыте, как это получается?
Воспитатель ставит перед детьми стол с чайником с горячей водой, оргстеклом.
Воспитатель: Посмотрите на чайник с водой. Что выходит из чайника? (Дети: пар) Воспитатель: Откуда он появился? Я наливала холодную воду. (Дети: воду нагрели)
1-й вывод: При нагревании вода превращается в пар. Это тоже вода, но в газообразном состоянии.
Воспитатель подходит к детям и предлагает потрогать стекло.
Воспитатель: Какое стекло на ощупь? (Ответы детей: холодное, гладкое, сухое)
Воспитатель подносит стекло к струе пара.
Воспитатель: Что вы видите? (Ответы детей: стекло запотело, потом появились капельки воды)
Воспитатель: Откуда? Стекло было чистым и сухим. (Ответы детей)
2-й вывод: При соприкосновении с холодным стеклом, пар превращается в воду.
Воспитатель: Вот так происходит и в природе: сначала вода из жидкого состояния превращается под влиянием теплых лучей солнца в газообразное, затем при охлаждении холодным воздухом переходит снова в жидкое, а потом на землю возвращается в разных состояниях (дождь, град, снег), в зависимости от температуры воздуха около земли.
Воспитатель: Раз уж мы заговорили о дожде, давайте поиграем.
Дети становятся в круг.
Речь с движением «Дождь».
Капля раз, капля два, (прыжки на месте)
Очень медленно сперва, (медленная ходьба на месте)
А потом, потом, потом, (легкий бег на месте)
Все бегом, бегом, бегом. (легкий бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли,(остановиться, поднять руки вверх, затем развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (присесть, сомкнуть руки над головой)
Воспитатель: Кому же в природе нужна вода? (Ответы детей: человеку, животным, птицам, рыбам и т. д.)
Воспитатель: Верно. Вода нужна всем. Но есть и те, кто вообще не может обойтись без воды и постоянно в ней нуждается.
Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать картинки, где изображены те, для кого вода- это среда обитания (кто живет в воде, возле воды), и разместить их при помощи магнитов на мольберте вокруг капельки.
Дети подходят к столу, где лежат картинки с изображением диких, домашних животных, различных птиц, насекомых, обитателей водоёмов и выполняют задание. Обсуждение выбора детей.
Воспитатель: Хотите, я покажу вам ещё тех, кто живет в воде или рядом с водой? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда продолжим просмотр картинок об обитателях воды на экране.
Дети садятся на стулья. Показ слайдов.
11-12 слайд -Животные воды
13-14 слайд - Животные воды
15-16 слайд - Птицы воды
17 слайд - Речные рыбы
18 слайд - Морские рыбы
19 слайд - Насекомые воды
20 слайд - Растения воды
Воспитатель: А как человек использует воду? (Ответы детей: пьет, купается, готовит еду и т. п.)
21- Слайд «Как человек использует воду» (Купается в море, пьет воду, моет фрукты, принимает душ).
Воспитатель: Ребята, а смогут ли животные, растения, насекомые, птицы, человек прожить без воды? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? ( Дети: воду нужно беречь).
Воспитатель: А всегда ли вода полезна? (Ответы детей)
Воспитатель: Может ли вода быть вредной или опасной? (Ответы детей) Посмотрите на сколько вода может быть опасной:
22 слайд - Шторм на море, наводнение.
23 слайд - Цунами, проливные дожди, реки выходят из берегов.
Итог:
Воспитатель: Мы сегодня с вами очень много говорили о воде. Что нового вы узнали? Что вам запомнилось, о чем бы вы смогли рассказать мамам и папам?( Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Цель: Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.Программные задачи:Образовательные:- Систематизировать детские представления о ВОВ;-...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР « Уроки мужества»
Цель: Воспитывать с учетом возрастной категорий детей чувство гражданственности, любви к Родине.Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за страну, победившую в ВОВ, за людей отстоявших ...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ «Транспорт» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР"
Данное занятие по окружающему миру в подготовительной группе компенсирующей направленности систематизирует и расширяет знания детей о транспорте, их значении для человека, упражняет в умении классифиц...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ («Познавательное развитие. Ознакомление с природой», старшая группа компенсирующей направленности) «Парки Санкт-Петербурга»
Возрастная адресованность: 5-6 лет.Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и области, с историей и культурой родного города.Педагогический замысел:Развивать познава...
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «ФЭМП» В старшей группе компенсирующей направленности Название: «Путешествие с прищепкой»
Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «ФЭМП»В старшей группе компенсирующей направленностиНазвание: «Путешествие с прищепк...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие на ферму» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Цель: Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счёт до трёх.Задачи:Воспитательные:Воспитыват...