Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведческий подход, затрагиваются проблемы нрвственно - патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»
структурное подразделение №156
Ознакомление дошкольников с родным краем и родным городом
через творчество кубанских поэтов на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Кубанская весна»
Автор: учитель-логопед МАДОУ
«Детский сад комбинированного
вида " Сказка", структурное
подразделение №156 г. Краснодара
Климова Светлана Ивановна
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Чувство Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду строится при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, знакомство с творчеством кубанских потов, композиторов, писателей, общение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.
В представленных конспектах логопедических занятий отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного города Краснодара, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родной Кубани.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
ТЕМА: “Кубанская весна ”
Цель:
- закрепление представления детей о весне и её приметах, уточнение, расширение и активизация лексики за счёт слов: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей, ледоход;
- ознакомление детей с творчеством кубанских поэтов, со стихами весенней тематики.
- воспитание патриотизма, любви к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.
Предварительная работа:
- рассматривание книг, открыток, альбомов о Кубани;
- разучивание стихов, песен, частушек о Кубани;
- ознакомление с кубанскими песнями, хороводами.
Оборудование:
Магнитная доска, магнитофон; весенние пейзажи и картинки по теме: картинки первоцветов, солнышко, облако, дерево, подснежник, дерево, снег.
Аудиозаписи песен на стихи кубанских поэтов. Стихотворения кубанских поэтов: И. В. Белякова, Н. К. Доризо, В.Д.Нестеренко, В.Б.Бакалдина.
Карта Кубани, карта города Краснодара.
Ход занятия.
Организационный момент. Сядет тот, кто назовет приметы весны. Давайте поговорим о весне, но наш разговор будет необычным. Мы будем говорить о весне стихами кубанских поэтов. Показываю Кубань на карте.
О чем эти строки? Послушайте стихотворение «Смех и слезы». Его написал поэт Иван Васильевич Беляков, он долгие годы жил и работал на Кубани.
За двором на огороде
Потемнела тропка.
К нам по ней весна приходит
Осторожно, робко.
Ей навстречу от колодца
Две сороки скачут.
Детвора шумит, смеется,
А сосульки плачут.
А теперь жду ваших ответов на вопросы:
- почему весной темнеет тропка?
- чему радуются дети?
- почему сосульки плачут?
- объясните название стихотворения «Смех и слезы»
Знакомство со стихотворением «Гори, гори, солнышко».
Это стихотворение тоже написал И. В. Беляков. Послушайте его:
Гори, гори , солнышко! Радуги, сверкайте.
Маленькое зернышко соком наливайте.
Пусть оно, лучистое, звонкой силой полнится.
Пусть оно, душистое, тяжелей становится.
Наша степь бескрайняя морем разливается
Нынче урожайная весна ожидается.
- О каком зернышке писал поэт? Правильно, о пшеничном зернышке.
Кубань – житница России, кормит хлебом всю нашу страну. Надо очень бережно относиться к хлебу, помнить, сколько сил вложили в него люди.
Динамическая пауза: хоровод «Солнышко» Настало время водить хороводы.
- чтобы весной все подрастало, оживало, что должно ярко светить?
Обратимся к нашему солнышку с песней, а вы подпевайте.
Дети ведут хоровод и поют, повторяют 2-3 раза.
Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись. Красное, нарядись.
Продолжаем наше занятие. Послушайте стихотворение : «НА КУБАНЬ ПРИШЛА ВЕСНА». Его написал поэт Доризо Николая Константиновича. Поэт родился в Краснодаре 22 октября 1923года, сейчас живет в Москве.
Все теплее солнце греет,
Степь бескрайна и ясна,
Травы густо зеленеют,—
На Кубань пришла весна.
Стали ночи покороче,
Стали дни погожие длинней.
Вешний ветер бродит в роще,
И работать стало в поле веселей.
Эх, Кубань, моя Кубань!
Над рекой сады вишневые...
Хороша весной Кубань —
Широки твои луга медовые!
Вся земля теплом весенним растревожена,
Сколько силы богатырской в ней заложено!
Эх, Кубань, привольный край,
Кубань,— Хороша Кубань, куда ни глянь!..
- Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга
« Подскажи словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко, кубанского поэта.
Круглый, сладкий он на вкус, как матрос, одет а…
Будет щедрый урожай будет вкусный к…
Доброте учиться нам у кого? У наших м…
Любит небо и полет с детства каждый с…
Кто же знает в зайцах толк? Ну, конечно, серый в…
Нас ждет еще одна веселая игра. Давайте вместе поиграем в старинную игру. Проводится игра «Солнышко-ведрышко». Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче. Лето будет жарче.
А зима теплее, а весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Потом все приближаются к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.
Наше знакомство со стихами кубанских поэтов продолжается. Послушайте стихотворение «Весна». Автор этого стихотворения Виталий Борисович Бакалдин, он родился 16 июня 1927 года.
Спела песни в марте звонкая капель,
И уже на старте весельчак-апрель.
Солнце ярко светит, ожил птичий хор.
В поднебесье ветер – словно дирижёр.
Как вы догадались, что эти слова о весне? Что еще происходит весной?
А сейчас послушайте стихотворение Варвары Бардадым «Солнышко на столе»
Вот и солнышко устало, спать ложится за стожок.
Воротилось с луга стадо, вышел месяца рожок:
- Что такое! Кто там в поле? Кто грохочет в барабаны?
Ходят по полю огни. Это трудятся комбайны,
Убирают хлеб они от зари и до зари.
Вот ещё, ещё денёк…Сжат последний колосок!
Слава, слава хлеборобам, уваженье и почёт!
- О чем это стихотворение?
А теперь для всех угощение – кубанские бублики и кубанский каравай, приготовленные из пшеничных зерен. Эти зернышки вырастили на кубанских полях наши хлеборобы. Дети фотографируются для фотоальбома своей группы.
Итог занятия.
- С творчеством каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось на занятии?
Список используемой литературы и Интернет ресурсов:
1.Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.
2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.
3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.
4. Паскевич И. Я. «Любимый уголок земли», ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007
5. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань. Страницы истории»,ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 20066. Хамцова О., «Кубанская азбука для детей и родителей» ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007
7. Хачатурова Е.А и др. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007
8. Официальный сайт Краснодарского регионального отделения Союза писателей России
9. Краеведческие ресурсы на библиотечных сайтах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые" в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...