Как увидеть воздух
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект НОД (старшаягруппа).
Тема: «КАК УВИДЕТЬ ВОЗДУХ»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и
ролью в жизни человека.
Оборудование и материалы: воздушные шары на каждого ребенка; надувной спасательный круг, банка с водой и стакан или бутылочка, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка.
Сказочные персонажи: Знайка, Незнайка, Винни-Пух, Продавец воздушных шаров (из сказки «Три Толстяка»). Роли сказочных персонажей могут заменить куклы.
Иллюстрации: рисунок дома-природы и обычного дома.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем, обычном, и в доме-природе есть... (ответы детей) воздух, мы им дышим.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом очень умный, ученый малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? (Выслушайте ответы). Давайте все вместе позовем Знайку. (Появляется Знайка). Вот Знайка и услышал нас. Давайте поговорим с ним, он ведь столько всего знает!
Знайка. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости. Хочу спросить вас: «Чем мы с вами дышим?» Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Выслушивает ответы детей). Но что же такое воздух? (Знайка задумывается, и в этот момент появляется Незнайка.)
Незнайка. Привет, малыши! Что это вы тут собрались? О, и Знайка здесь! Как же так, его позвали в гости, а меня — знаменитого Незнайку — забыли? Вы же без меня ничего не узнаете. Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно. Только не хвастаю, как некоторые известные ученые Знайки-зазнайки.
Знайка (возмущенно). Откуда ты только взялся на нашу голову? И вовсе я не хвастун. Да и зачем мне хвастаться? И так всем известно, как много книжек я прочитал, не то, что некоторые (Незнайка недовольно морщится).
Воспитатель. Погодите, погодите, зачем же ссориться. У нас для всех места хватит, мы всем гостям рады. Давайте все имеете поговорим о воздухе.
Незнайка. О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? (Обращается к детям, выслушивает ответы, реагирует.)
Знайка. Погоди, погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Незнайка. «Знаю, знаю» (передразнивает)... Это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.
Знайка (обращается к детям). Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Выслушивает ответы детей.) Воздух — прозрачный, значит через него все видно.
Воспитатель. А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате (Обращает внимание ребят на стекла в окне, стенки аквариума и т.д.). Вот у нас какие окошки чистые, через них все видно — и деревья, и другие дома на улице! А теперь вместе с нашими гостями будем делать опыты.
Опыты
Знайка (берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы, но не оценивает их.)
Незнайка. Ну, что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальем.
Знайка (загадочно улыбается) Говоришь, нет ничего в моем стаканчике ? А вот мы сейчас проверим.
(В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторять его действия.)
Опыт 1.
Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2
Знайка предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонно. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
(Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух — прозрачный, невидимый, затем Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха.)
Незнайка. Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всеми руководить.
(Берет стакан с водой и опускает в него соломинку. В это воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинками.)
Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! (Обращается к детям.) Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды!
(Дети выполняют задание Незнайки и отвечают на его вопросы.)
А вот если дунуть сильно-сильно...
Знайка. То в стакане вообще ничего не останется. Но ты прав, Незнайка, это интересный опыт.
Незнайка. А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?
Знайка. И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка. Ну что ты все глупые вопросы задаешь, каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!
Знайка. Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? (Выслушивает ответы детей и еще раз подтверждает, что внутри пузырей — воздух.)
Незнайка. Воздух, мыло, какая разница! Вот ты мне лучше скажи: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? (Обращаем к детям.) Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. И у медведя, у зайца, и у лисы тоже есть носы. Собака, когда ей жарко, дышит через рот, я сам видел. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали? (Пусть дети тоже выскажут свои гипотезы).
Знайка. А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик. У меня дома есть такой прибор — микроскоп. В нем стекло, — ну прямо волшебное. Если через него посмотреть, то дырочки-отверстия можно увидеть.
Незнайка (задумчиво). Значит, и колокольчику, и березе, и ромашке, и дубу — всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. Ты, Знайка, и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто так рот открываю?
Знайка. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите ладошку сначала ко рту, затем — к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идет!» Это значит — мы дышим. (Обращается к детям.) А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Воспитатель должны следить за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух.)
Незнайка. Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу — в шариках. Они так и называются (обращается к ребятам) воздушные. Я ужасно их люблю!
Знайка. Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. А у вас в детском саду есть такие шарики?
(Воспитатель дает Знайке шарик, Знайка надувает его. В это время Незнайка бегает вокруг Знайки, волнуясь, что шарик лопнет, надувает щеки, мешает, подсказывая.)
Знайка. Ну вот, замечательный шарик готов. Иногда еще шарики надувают особым газом. Даже такие специальные продавцы есть. Ты выбираешь шарик, а продавец его надувает газом из баллона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать. Кто из вас ребята, видел шарики в небе?
Воспитатель. Ребята, а кто читал книгу или видел фильм «Три Толстяка»? Там был необычный продавец воздушных шаров. (Появляется Продавец воздушных шаров со связкой разноцветных шаров.)
Продавец. Ах, как я люблю воздушные шары! Я продаю их детям. Зеленые, красные, синие... Но однажды со мной случилась страшная история. Стоял я на улице со своими шарами, как вдруг налетел сильный-сильный ветер. Мои шарики полетели в небо, я — вместе с ними. Я летел над городом. Я держался за веревочки шаров, а шары несли меня все дальше и дальше, в замок Трех Толстяков. «Караул! — кричал я. — Я не хочу летать! Я не умею летать!» Но все было напрасно. Я летел до тех пор, пока не стих ветер.
Воспитатель. Продавец, садитесь, пожалуйста, не переживайте так сильно, от нас вы не улетите.(Продавец благодарит и садится;) Ребята, а кто еще из сказочных героев летал на воздушном шарике? Я вам подскажу: он ужасно любил мед, сочинял смешные песенки и дружил с Пятачком. (Дети угадывают. Звучит пластинка с песенкой Винни-Пуха и он сам появляется в комнате.)
Винни-Пух. Привет, вы тут случайно не угощаете гостей медом? Я шел мимо, дай, думаю, загляну. А на воздушном шарике я и вправду летал. Это был прекрасный полет, только приземлился я неудачно. А все из-за этих глупых пчел. Я специально выбрал голубой шарик, чтобы они подумали, что я – тучка на небе. Мне так хотелось попробовать их мед. Ведь горшочек меда всегда должен быть под рукой. Или под лапой, как у меня. Помните эту историю? (Пусть ребята помогут рассказать ее Винни-Пуху). Правильно. Мы с Пятачком надули шарик и привязали к нему веревочку. Потом Пятачок веревочку отпустил, и я полетел на деловую встречу с пчелами. Но они меня совсем не ждали и не поверили, что я — всего лишь маленькая тучка в небе. Пришлось Пятачку выстрелить в шарик и сделать в нем дыру, чтобы воздух вышел. Правда, шарик испортился, но что поделаешь. Ведь если бы не испортился шарик, то испортился бы я. А мне бы этого очень не хотелось.
Ребята, а у вас для меня, случайно, не найдется подарочного шарика? Лучше всего — голубого или зеленого цвета. Вдруг попадутся пчелы, которые мне поверят. (Дети с воспитателем дарят Винни-Пуху шарики.) Спасибо, ребята. Я обязательно поделюсь шариками с Пятачком. (Уходит.)
Воспитатель. Ребята, а кто из вас надувал шарики? Чем вы их надували?
Незнайка. Чем-чем... Я, например, ничем не надувал. Просто дышал в шарик, и все.
Знайка. Погоди-погоди, мы ведь выяснили, что дышим (Обращается за подсказкой к детям), значит, и шарик воздухом надувается.
(Воспитатель надувает шарик. Незнайка бегает вокруг, приговаривая: «Сильнее, сильнее дуйте, знаете, какой огромный шар получится — в комнате не поместится!»)
Знайка (обращается к ребятам). Ребята, а вы согласны с Незнайкой? (Ответы детей.) Конечно, если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.
(Воспитатель дает каждому ребенку по шарику, помогает их надуть и поиграть с ними. В игре участвуют все сказочные персонажи! После игры можно выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Пусть ребята подставят, ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Отведите ребят в ту часть комнаты, где уже разложены разные предметы. Среди них должен быть надувной спасательный круг, мяч, колесо, надувные игрушки. Предложите детям отобрать те игрушки, внутри которых много воздуха. Чем они отличаются от остальных, сравните по весу, какие они на ощупь? Затем предложите ребятам попрощаться с гостями.)
Незнайка. Подождите прощаться, я один случай вспомнил. Вы ведь знаете, какой я известный водитель. Так вот. Ехал я как-то раз по дороге и наехал прямо на гвоздь. Колесо лопнуло, и я вынужден был остановиться. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей. Если дети не смогут ответить, им помогает Знайка.)
Знайка. В твоем колесе было много воздуха, как в мяче. Гвоздь проколол колесо, получилась дырка. Через нее воздух и сбежал. Вот ты и застрял на дороге! (Обращается к детям.) Ребята! Хочу открыть вам один секрет... (Незнайка прислушивается.) Я собираюсь смастерить большой-большой шар, надуть его теплым воздухом, привязать большую корзину, посадить в нее друзей и полететь далеко-далеко...
Незнайка. А меня возьмешь? Я ведь самый известный в мире путешественник. Меня даже в передачу «Клуб кинопутешествий» приглашали. Без меня вы вообще пропадете.
Знайка. Но ты же говорил, что никакого воздуха нет. Как же ты полетишь на воздушном шаре?
Незнайка. Это я раньше так думал, а теперь понял, что воздух везде вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его и нет. А ты меня убедил, что он есть. (Обращается к детям.) Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть (дети вспоминают все, что делали на занятии). Так что теперь я по-другому думаю. Возьми меня с собой, пожалуйста.
Знайка. Ну хорошо, полетишь с нами. А ребята потом прочитают книгу о нашем путешествии. Ребята! Сейчас мы с Незнайкой пойдем домой и будем делать проект воздушного шара. Что такое проект? Это рисунок будущего воздушного шара, его устройства. Я хочу вас попросить нарисовать свои проекты воздушных шаров и передать их мне. Может быть, я выберу какой-нибудь из них для путешествия. Договорились? Ну тогда, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»
Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....
«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»
«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски...
План-конспект НОД "Как увидеть воздух" по методике Н.А.Коротковой
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"
Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов....
«Как увидеть воздух?»
Раскрыть понятие «воздух» и с некоторые его свойства через организацию опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект открытого занятия познавательного характера "Как увидеть воздух?"
ЭКсперименты, опыты....
Тема: "Как увидеть воздух?"
Занятие по экологии....