Конспект открытого занятия познавательного характера "Как увидеть воздух?"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия познавательного характера: «Как увидеть воздух.»
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух»,его свойствами и ролью в жизни человека.
Ход занятия:
В.Ребята, давайте рассмотрим рисунки : «Дом природы и обычный дом».
Что в них есть?(дети перечисляют, сравнивают).
Обратите внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему?(ответы детей).
И в нашем обычном доме и в доме природы есть воздух, мы им дышим.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом оченьумный, учёный малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут?(ответы детей).
Давайте все вместе позовём Знайку.(появляется Знайка).
Вот Знайка и услышал нас. Давайте поговорим с ним, он ведь столько всего знает.
Зн. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости. Хочу спросить вас: «Чем мы с вами дышим?»
Ну-ка, давайте сначала вдохнём глубоко-глубоко,а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдыхали? (ответы детей).
Но что же такое воздух?(Знайка задумывается, и в этот момент появляется Незнайка.)
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? О, и Знайка здесь! Как же так, его вы позвали в гости,а меня- знаменитого Незнайку- забыли? Вы же без меня ничего не узнаете. Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно. Только не хвастаю, как некоторые известные учёные Знайки- Зазнайки.
Зн.(возмущённо) И откуда ты только взялся на нашу голову? И совсем я не хвастун. Да и зачем мне хвастаться? И так всем известно,как много книжек я прочитал, не то, что некоторые.(Незнайка недовольно морщится)
В. Погодите, погодите,зачем же ссориться? У нас всем места хватит, мы гостям всегда рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.
Нез. О воздухе? А кто его видел,этот воздух? Может его и нет вовсе?Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?(обращается к детям, выслушивает ответы детей, реагирует.)
Зн. Погоди, погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Незн. «Знаю, знаю»(передразнивает) Это твоё любимое слово. А я тебе не верю! Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.
Зн.(обращается к детям) Ребята, помогите мне. Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?(ответы детей). Воздух- прозрачный, значит через него всё видно.
В.А что ещё бывает прозрачным? Давайте с вами найдём прозрачные предметы в нашей комнате(обращает внимание детей на стёкла в окнах, часы, картины, стенки аквариума и.т.д.) Вот у нас какие окошки чистые – через них всё видно – и деревья, и другие дома на улице. А теперь пойдём вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты.
Зн. (берёт в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что- нибудь?(показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)
Незн. Ну что ты пристал к нам со своим стаканом? Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давай туда что- нибудь положим или нальём.
Зн.(загадочно улыбается).Говоришь, нет ничего в моём стаканчике? А вот мы сейчас проверим.(в это время воспитатель ставит каждому ребёнку банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторять его действия)
Опыт№1. Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то,что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт№2.Знайка предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его уже не прямо а немного наклонив. Что появляется в воде?(дети отвечают).Видны пузырьки воздуха.Откуда они взялись?Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
В.Ещё раз напоминаю, что воздух прозрачный, невидимый.
Незнайка.Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть,просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть.Теперь я буду всеми руководить.(детям раздаётся тоже самое).
Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку- соломинку. Я,конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! Обращается к детям: Давайте, дуйте в соломинки. У вас такое получится! Буря в стакане с водой.(дети выполняют задание и отвечают на вопросы Незнайки.) А вот если дунуть сильно-сильно.
Зн. Тогда в стакане вообще ничего не останется. Но ты прав,Незнайка, это интересный опыт.
Незн. А, ещё придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?
Зн. И я люблю мыльные пузыри пускать. А что у них находится внутри, как ты думаешь, Незнайка?
Незн. Ну что ты всё глупые вопросы задаёшь? Каждому ясно,что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!
Зн. Неужели вы и вправду,ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло?(выслушивает ответы детей и ещё раз потверждает, что внутри- воздух.
Незн. Воздух, мыло,какая разница! Вот ты мне лучше скажи: и я,и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?(обращается к детям). Ну-ка,ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. И у медведя,и у зайца и у лисы тоже есть носы. Собака, когда ей жарко, дышит через рот, я сам видел. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?(дети высказывают свои гипотезы).
Зн. А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки- отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат, и берёза, и клён, и одуванчик. У меня дома есть прибор- микроскоп. В нём стекло- ну прямо волшебное.Если через него посмотреть, то дырочки отверстия можно увидеть.
Незн.(задумчиво) Значит и колокольчику, и берёзе, и ромашке, и дубу- всем- всем нужен воздух? А я об этом не знал. Ты,Знайка, и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто так рот открываю.
Зн. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице бывает мороз, мы говорим: « Как холодно, даже пар изо рта идёт!» Это значит- мы дышим.(обращается к детям). А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята, нам удалось увидеть и поймать – невидимку воздух(предыдущее занятие).
Сегодня мы постараемся ещё и услышать его. Как можно это сделать?Детям предлагается взять пластмассовые бутылки и подуть сбоку в горлышко. Что возникает? (звук).
Давайте возьмём тонкую бумагу, приложим край к губам и подуем вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит? (дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожжит.)
ВЫВОД:он заставляет дрожжать воздух, поэтому возникает звук.
Давайте убедимся в этом. Приложите бумагу к губам и попробуйте что- нибудь сказать- губы ощущают дрожь бумаги.
А теперь приложите пальцы к горлу во время разговора. Что вы чувствуете?(Дрожжание)
ВЫВОД: Значит,звук рождается тогда, когда дрожжит воздух.
А теперь посвистите в свисток. Откуда берется свист?
ВЫВОД: воздух может свистеть.
А какие он ещё звуки может издавать? Давайте поиграем на музыкальных инструментах : дудочке, флейте и.т.д.(дети играют).
А что делает артист, играющий на духовых инструментах? (он дует в отверстие). Что же у него получается?
Вывод: Воздух дрожжит, получаются звуки, в отличие от детского свиста- музыкальные.
Чем похожи все духовые инструменты? Чем они отличаются,например, от пианино? Но есть инструменты, которые внешне похожи на пианино, и тоже относится к духовым. Это орган.(слушание органной музыки.)
А как люди ещё используют « голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? (гудок тепловоза, парохода).
Корабли, поезда возвещают о своём появлении. Маяковский В.В писал: «Едем,гудим с пути уйди» У Незнайки был специальный гудок на машине.
Звуки распространяются именно по воздуху. Например, на луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать- звуки не передаются, там царит вечное безмолвие. Так что, если бы на Луне обитали какие-нибудь существа, например, лунатики, они бы могли общаться при помощи слов. Да и уши были бы им ни к чему. Пофантазируйте на эту тему.
ВЫВОД: Когда воздух дрожжит ,возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.Некоторые музыкальные инструменты(духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа
Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....
Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
Конспект открытого занятия познавательноэкспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
План-конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Тема: «Воздух»
План-конспект открытого занятия в средней группе. Познавательное развитие.Тема: «Воздух»...
Конспект открытого занятия познавательного цикла
Тема: «Времена года»...
Конспект открытого занятия познавательного цикла по ПДД
laquo;Правила дорожного движения знай и соблюдай!»...
Конспект открытого занятия "Познавательное развитие" в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий .Тема:" В гостях у доктора Айболита"
Цель:1. Развивать процессы обобщения и классификации по определённому признаку; 2. Активизировать и расширять словарный запас; 3. Со...