«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»
на тему: «Как увидеть воздух».
Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детский сад "Радужка" Буяновская С. Ю.
Цель: формирование интегративных качеств личности детей дошкольного возраста: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через ознакомление с воздухом, его свойствами: прозрачный, лёгкий, без запаха.
2.Познакомить детей с природным явлением «ветер», его ролью в жизни природы и человека.
3.Дать детям представления о том, как дышат растения.
Развивающие:
1.Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, логическое мышление.
2. Развивать зрительное внимание, наглядно-образное мышление.
3.Развивать речь, память, внимание.
Речевые:
1.Активизировать речевую деятельность детей: активизировать слова, обозначающие действия и состояние.
2.Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов, их свойств и действий, которые с ними можно совершать.
Воспитательная:
1.Формировать коммуникативные способности и качества толерантной личности детей: самостоятельность, инициативность, доброжелательность в процессе взаимодействия детей в парах и малых группах
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
«Коммуникация» - продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, в ходе беседы задавать вопросы и правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы воспитателя.
«Здоровье» - формировать у детей умение следить за своей осанкой.
«Социализация» - воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, формировать навыки конструктивного взаимодействия (работа в парах и малых группах).
«Музыка» - продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей. Игры с детьми с мыльными пузырями, воздушными шарами, ветряками.
Оборудование и материалы:
Банки с подкрашенной водой, стаканы, соломинки, воздушные шары (по количеству детей). Мыльные пузыри, таз с водой, кораблики. Иллюстрации с изображением ветряной мельницы, парашютиста; природных явлений (ураган, шторм, смерч). Игрушки – Степашка и Хрюша.
I. Вводная часть.
Воспитатель: А у нас сегодня гости! Попробуйте отгадать, кто же к нам пришел.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком? (зайчик)
А как его зовут? (Степашка)
II. Основная часть.
Степашка: Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.
Есть невидимка:
В дом не проситься,
А прежде людей
Бежит, торопиться.
Как вы думаете, что это такое?
(ветер, воздух…). Правильно – это воздух. Молодцы, ребята.
Появляется Хрюша.
Хрюша: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Ух ты, и Степашка здесь, а меня не позвали. А я ведь все на свете знаю.
Степашка. Ну что ты, Хрюша, нельзя так хвастаться!
Воспитатель. Хрюша, Степашка, мы рады видеть вас обоих, присаживайтесь, и давайте все вместе поговорим о воздухе.
Хрюша. О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его вовсе и нет? Лично я его никогда не видел, а вы ребята? (выслушивает ответы детей).
Степашка. Погоди, Хрюша, я его тоже не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Хрюша. “Знаю”, “знаю” - это твое любимое словечко! А ты мне докажи, что этот самый воздух сейчас в этой комнате.
Степашка. Ребята, помогите мне! Давайте поможем Хрюше понять, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, почему мы его не видим. Почему его все называют невидимкой? (он прозрачный). Правильно, воздух прозрачный, и поэтому через него все видно.
Воспитатель: А что еще бывает прозрачным? (ответы детей: стекло, вода, тонкий лед).
Степашка. Хрюша, скажи мне, как ты считаешь, этот стакан пустой? Есть в нем что - нибудь? А вы, ребята, как считаете? (нет, пустой, ничего в нем нет).
Хрюша. Ну что ты пристал к нам со своим пустым стаканом! Нет в нем ничего! Давай туда что-нибудь нальем.
Степашка. Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим. Ребята я предлагаю вам провести интересный опыт.
Опыт с водой и стаканом №1.
Стакан, перевернутый вверх дном, медленно опускается в воду. Что получается? Попадает ли в стакан вода? Почему нет?
Вывод: в стакане воздух он не пускает туда воду.
Опыт с водой и стаканом №2.
Степашка. А если стакан опустить, но держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха) Откуда они взялись?
Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему Хрюша думал, что в стакане ничего нет? ( Воспитатель напоминает детям о том, что воздух – прозрачный, невидимый)
Хрюша. Эка, невидаль, воздух! Я может и раньше знал, что воздух есть, просто хотел узнать, а вы о нем знаете? Я тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Меня недавно угостили вкусной водой в стакане и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится - буря в стакане воды. Это буря в вашем стакане, а давайте устроим бурю все вместе. Подуйте все вместе в этот тазик, посмотрите, какая буря получилась, настоящий ураган, шторм (дети все вместе дуют в соломинки).
Хрюша. А еще я люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые и разноцветные, и летают!
Степашка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Посмотрите, какие они красивые. Давайте все вместе будем пускать мыльные пузыри. А что находится внутри мыльных пузырей?
Хрюша. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Все знают, что внутри мыльных пузырей находится мыло!
Степашка. Неужели ребята и вы так думаете? (нет, там есть воздух).
Хрюша. Воздух, мыло - какая разница? Отгадай те мою загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит (нос).
Вот, ты мне лучше скажи: и я, и все люди дышат через нос, правильно? Ну-ка, ребята, подышите носиками. Отлично, и у медведя, и у зайца, и у лисы тоже есть носы. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали? (в землю, у них нет носиков, они не дышат).
Степашка. А у растений и нет никаких носов. Зато у них есть маленькие дырочки отверстия, их трудно увидеть без микроскопа. Вот через них они и дышат.
Хрюша . Значит и колокольчику, и березе - всем - всем нужен воздух? А я об этом не знал. Ты Степашка и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?
Степашка. А это очень просто. Ребята и ты Хрюша поднестите руку ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. Это значит мы дышим. А теперь давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.
Степашка. Нос нам нужен не только для дыхания, а еще для чего? Давайте поиграем в интересную игру.
Игра “ Угадай по запаху”.
Закройте глаза, зажмите нос руками и догадайтесь, что я пронес мимо вас. Почему не угадали? (нос был закрыт). А теперь уберите руку от носа, вдохните, чувствуете, чем запахло? (огурец, лук). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух. А теперь я вам предлагаю выбрать себе пару и поиграть в эту игру вдвоем. Сами решите, кто из вас первым будет отгадывать. (Работа в парах)
Хрюша. А я знаю ещё одну загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он обгоняет (ветер).
Правильно, это ветер.
Степашка. Ветер - это движение воздуха. Он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. А что ветер может сделать? А может ли ветер навредить человеку? (воспитатель показывает детям иллюстрации о ветре, урагане, цунами, шторме, ветряную мельницу).
Хрюша. А давайте станем ветром. И погоним кораблики по нашему морю (воспитатель включает запись музыки Ваннесы Мае «Шторм»).
Дети дуют в соломинки на кораблики. Что происходит, если мы дуем сильно, перестаём дуть, и ветер прекращается? Давайте устроим бурю (дети дуют сильнее), вот как быстро плывут наши кораблики.
Хрюша. Здорово мы с вами повеселились.
Степашка. Ну вот, Хрюша, как много интересного мы узнали.
Воспитатель. Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы знаем о воздухе? (прозрачный, легкий, легче воды, без запаха)
Хрюша. А что же ещё можно наполнить воздухом? Да, еще воздухом можно наполнить воздушные шары. А с ними так весело играть!
III. Заключительная часть.
Мне хочется подарить вам воздушные шары! Ребята, все ко мне скорее подбегайте и воздушные шары разбирайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»
Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....
Тема: "Как увидеть воздух?"
Занятие по экологии....
Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.
Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....
Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...
Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст и младший дошкольный возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Этот период обладает огромными возможностями...
Методы и приемы развития активной речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной проблеме применения методов и приемов развития активной речи детей дошкольного возраста. В настоящей статье автор рассматривает применение разных групп методов и приемов в ...