Центр науки и исследований «Почемучка».
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Планирование работы по организации исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Центр науки и исследований «Почемучка». | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр науки и исследований «Почемучка».
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 2014-2015 у.г. Воспитатели: Гончарова Н.Г,, Булыгина И.В.
Планирование работы по организации исследовательской деятельности.
Перспективное планирование составлено на основании:
программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа»,
методических рекомендаций «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой;
сборника «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ», составитель Н.В.Нищева;
методического пособия «Экспериментальная деятельность детей среднего и старящего дошкольного возраста», Тугушева А.Г, Чистякова А.Е
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формирование у детей диалектического мышления;
Развитие собственного познавательного опыта;
Способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
Вызывать желание к поисковой деятельности.
Формы работы:
Подгрупповые занятия
Индивидуальные экспериментирования
Взаимодействие с родителями: беседы, выставки,
Предполагаемый результат:
Формирование интеллектуальных навыков;
Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | |
Сентябрь. Тема «Фрукты - овощи» | |||
Уточнить представления детей об овощах, условиях их выращивания, ухода за ними. Обогащать словарь за счет обозначения качеств овощей (вкус, цвет, величина, форма).Развивать познавательный интерес, умение сравнивать овощи по признакам. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний. Развивать умение схематично изображать
Помогать накоплению конкретных представлений о фруктах. Формировать способность у детей сравнивать фрукты, устанавливать различия, путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом). Фиксировать результаты сравнения. Формировать партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности. Продолжать учить детей работать с моделями: соотносить свои действия с последовательностью операций изображенных на модели. Дать детям первые элементарные знания о получении крахмала из картофеля. Развивать познавательную активность дошкольников. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли ,обогащать словарь | 1. История маленького семечка (рост и развитие растений) 2. «Фрукт полезный апельсин, все о нем мы знать хотим» (сравнение апельсина и яблока). 3. Как добыть сок из яблока? 4. Где прячется крахмал? | Познавательная деятельность: беседа, составление схемы роста и развития растений; чтение стихов о фруктах и овощах, загадки. Речевая деятельность: театрализация отрывка стихотворения Тувим «Овощи», драматизация сказки «Репка». Работа с родителями: организация выставки поделок из овощей «Осеннее лукошко»; проведение совместного праздника «Осенины» | |
Октябрь. Тема «Воздух» | |||
Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе, как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.. развивать творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт. Подвести детей к пониманию того, что: воздух невидим, прозрачен, есть во всем, легкий, но имеет вес. | 1. Для чего нужен воздух? 2. Узнай по запаху. 3. Воздух можно взвесить? 4. Как надуть шарик? 5. Движение воздуха. | Познавательная деятельность: беседа «Откуда берется ветер?»; Чтение стихов о ветре. Речевая деятельность: Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по содержанию сказки. Работа с родителями: консультация «Дыхательная гимнастика для детей» | |
Ноябрь. Тема «Вода» | |||
Выявить свойства воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, льется, имеет вес, в ней растворяются некоторые вещества, она может принимать форму сосуда. 3 состояния воды – жидкость, лед, пар. Познакомить с круговоротом воды в природе, с процессами очистки воды разными способами. Дать представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
| Познавательная деятельность: НОД по теме; наблюдение на прогулках; проведение опытов на участке зимой; беседы. | |
Декабрь. Тема «Снег и лед» | |||
Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду. Дать понятие о защитных свойствах снега. Познакомить с загрязнением воды и снега. Подвести к пониманию с вязи между состоянием снега и температурой воздуха. | 1. Принести снег и лед в помещение, рассмотреть с помощью лупы. 2. Поместить снег и лед на бумажный фильтр. 3. Свойств снега зависят от температуры (лепим снеговичков маленьких на улице и в группе, когда снег подтаял). 4. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в 3 бутылки, зарыть их в снег на разную глубину. | Познавательная деятельность: НОД по теме; рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках. Речевая деятельность: чтение сказки Маршака «12 месяцев», заучивание стихов, беседы. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых на участке – постройка горок. Фигур. | |
Январь. Тема «Электричество» | |||
Установить причину возникновения статического электричества. Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. Познакомить с принципами работы электроприборов. |
| Познавательная деятельность: НОД по теме, беседы, просмотр презентаций. Работа с родителями: Подготовка презентаций и защита мини-проектов «Как электричество в дом попадает». «» | |
Февраль. Тема «Полезные ископаемые» (минералы, соль, уголь и т.д) | |||
Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, соль, мел, плитняк), их свойствах, применении. |
| Познавательная деятельность: Беседы, НОД по теме, просмотр презентаций Речевая деятельность, работа с родителями: Защита мини-проекта «Мой папа шахтер», «Как уголь добывают» Изобразительная деятельность – рисование цветной солью Выставка «Малахитовая шкатулка» | |
Март. Тема «Песок и глина» | |||
Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы. Рассказать о том, что почва, песок и глина, живые организмы. Подвести детей к пони манию того, что почва бывает песчаная и глинистая. Выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода. Познакомить детей со свойствами песка и глины. | 1. Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь Посмотрите в стаканчики. В красных стаканчиках песок, а в желтых глина. Потрогайте их. Какие они на ощупь. (Сыпучие, сухие). 2. «Посади» палочку в стаканчик с песком и глиной. 3. "Песок - это множество песчинок". 4. "Сухой песок может сыпаться". 5. «Где вода?» 6. "Свойства мокрого песка". | Игровая деятельность: игры с песком. Познавательная деятельность: посадка лука в почву. Посадка Семян фасоли в глину и песок (для сравнения) Изобразительная деятельность: лепка из глины, рисование – аппликация цветным песком. Работа с родителями: выставка поделок из глины, рисунки из песка. | |
Апрель Тема «Жизнь растений» | |||
Закрепить умение ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений. | 1. Проращивание одинаковые семена в двух блюдцах – с сухой и влажной ватой. 2. Одинаковые растения разместить в разных условиях (свет, тепло) 3. Поставить цветы в окрашенную воду (стебли окрасятся). | Познавательная деятельность: наблюдение за прорастанием семян. Фиксация результатов исследования – составление паспорта роста фасоли Речевая деятельность: чтение произведений о весне, заучивание стихов о весне. Изобразительная деятельность: рисование первых листочков. первых весенних цветов. Игровая деятельность: игры с природным материалом. Работа с родителями: изготовление травянчиков в уголок природы. | |
Май. Тема «Тайны магнита» | |||
Выявить материалы, которые взаимодействуют с магнитом, определить материалы, которые не притягиваются магнитами. Применение магнитов. |
| Познавательная деятельность: НОД по теме, беседы, просмотр презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»
В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....
Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"
Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...
Центр науки и естествознания. Консультация для педагогов.
Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей п...
Опыты в Центре Науки.
Конспект образовательной деятельности в центре Наука...
Центр науки и экспериментирования «Эврика»
Центр науки и экспериментирования «Эврика»...
Статья Критерии готовности детей к школе, Международный центр "Наука и просвещение"
Критерии готовности детей к школе...
Центр науки и естествознания для старших дошкольников
Презентация предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов старших дошкольников...