Рекомендации по организации работы с родителями по исследовательской деятельности детей
методическая разработка по окружающему миру на тему

Грушина Людмила Евгеньевна

1.     Использование новых форм с семьей повышают педагогическую активность родителей в работе по экспериментированию и успешной подготовке детей к обучению в школе.

 

2.     Организация занятий и других видов деятельности способствует активному познавательному интересу самостоятельной инициативы и творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issl._deyat.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Рекомендации

по организации работы с родителями

по исследовательской  деятельности  детей

       «Старайся дать уму, как можно больше пищи.»

(Л.Н.Толстой).

                                                     

                                     

Пояснительная записка.

Одной из основных задач детского сада является выпуск в школу ребенка социально-компетентного с развитой саморегуляцией, с сформированным осознанно-правильным отношением во взаимодействии с окружающим миром.

Однако задача подготовки ребенка к школе отнюдь не сводится к приобретению им тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены учебной программой.

Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру через экспериментальную деятельность. Сформировать умение делать открытие и удивляться им. Важно приохотить ребенка к наблюдениям и проведению опытов.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное  экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (обобщение, классификацию), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие по ознакомлению с природными явлениями. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на вопрос, как он это делает, что это, почему делает это так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочет узнать, что получить в результате.

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления природы (цвет, форма, величина), (мнется, ломается, мягкий, твердый и пр.).

Технология экспериментирования реализуется по всем разделам программы воспитания, она включает в себя эффективные подходы к математике, речевой деятельности, развитие ребенка по изодеятельности.

Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками. Задача взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы « почему» и « как». Экспериментирование побуждает детей к активности, самостоятельности к открытию новых знаний и способов познания.

         Взаимодействие детского сада и семьи  играет важную роль в развитии ребенка.  Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное  самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа эффективна, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и  методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода к организации распорядка дня. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.

       Взаимодействие представляет собой  способ организации совместной деятельности. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более  успешным учеником он станет. Успех определяют методы и приемы обучения дошкольника.  Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы и приема детского экспериментирования.

    Исследовательская деятельность  может стать одним из условий развития детской любознательности, познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию - организуется исследовательская деятельность детей, создаются проблемные ситуации, проводятся занятия. Несложные опыты и эксперименты можно организовывать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

    Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы овладения родителями конкретным опытом организации игр, содержательного досуга.

Цели

экспериментальной деятельности.

  1. Углубить представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

  1. Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира

     а) знакомить с различными свойствами веществ (твердость, сыпучесть, плавучесть и т.д.)

     б) развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

2. Развивать эмоциональное отношение к окружающему миру.

3. Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно следственные связи.

4. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах совместной поисково-экспериментальной деятельности с детьми.

Вывод:

  1. Использование новых форм с семьей повышают педагогическую активность родителей в работе по экспериментированию и успешной подготовке детей к обучению в школе.

  1. Организация занятий и других видов деятельности способствует активному познавательному интересу самостоятельной инициативы и творчества детей.

Формы работы с родителями воспитанников.

Формы

Тематика

Цель мероприятия

Дни открытых дверей

«Давайте познакомимся»

Познакомить родителей с  экспериментальной деятельностью группы.

Посещение семьи на дому

Основная цель — увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям.

Папки-передвижки

«Как ребенок познает мир»

«Что интересного в мире» и пр.

Ознакомление родителей с содержанием работы по экспериментированию.

Библиотека

для родителей

Консультации

«Экспериментируем дома»

«Проблемные ситуации» и пр.

Расширить теоретические знания и практические умения родителей по проведению опытов с детьми.

Родительские собрания

«Маленькие исследователи»

«Экспериментирование в жизни ребенка»

«Устный журнал»

Научить совместному практическому взаимодействию родителей и детей.

Семинар-практикум

«Домашняя лаборатория»

«Играем дома с детьми» и пр.

Помочь родителям сформировать у детей практические навыки в экспериментировании.

Совместные занятия

«Ой, вода-водица»

«На кого я похож»

«В школе папы Карло»

Расширение, уточнение и закрепление знаний и умений детей.

Овладение родителями практическими навыками по проведению элементарных опытов.

Тетрадь обратной связи

с семьями

«Игры на кухне»

«Проведи опыт и зарисуй его» и пр.

Практические рекомендации по формированию и закреплению навыков по экспериментированию.

Домашняя игротека

«Волшебные палочки»

«Давай искать нужные слова»

«Какие слова можно вынуть из борща?»

«Помогаю маме» и пр.

Закрепление полученных детьми знаний, практических умений в совместной деятельности с родителями на игровом материале.

Родительская почта

«Ты мне, я тебе»

«Задайте вопрос, мы ответим» и пр.

 Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Фотоальбомы

«Мы экспериментируем»,

 «Опыты на улице»

Расширение кругозора родителей в области детского экспериментирования.

Фотовыставки

«Наши будни»

«Маленькие исследователи»

«Ах, этот праздник»

Знакомить родителей с повседневной деятельностью детей по экспериментированию.

Выставки

«Дары осени» (поделки из овощей, природного материала)

«Мы создаем сказку» (поделки из глины)

«Украсим елку своими руками» (поделки из бросового материала и бумаги)

«Семейные рисунки» (гуашь, акварельные краски, восковые мелки и пр.)

Привлекать родителей к совместной деятельности по созданию поделок и рисунков.

Родительские конференции

Неделя нескучного здоровья

Неделя развивающего обучения

Обмен опытом семейного воспитания.

Коллекционирование

«Волшебные пуговицы»,

«Такая разная бумага»,

«Всякая всячина» и пр.

Привлекать родителей к совместной деятельности по созданию коллекций.

Совместные походы

 «В гостях у Осени»,

«Зимние развлечения» и пр.

Вовлекать родителей в совместную деятельность.

Содействовать возникновению у родителей и детей удовольствия от совместных игр.

Досуги и развлечения

«Маленькие химики»,

«Вместе с мамой, вместе с папой»,

«Лесной карнавал»,

«Мы маленькие Почемучки» и пр.

Опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов.

Участие  в городских конкурсах.

Конкурс рисунков и поделок «Мой подарок Деду Морозу», который проводила известная московская фирма «ФАРМ» (получили приз в номинации «Лучшая коллективная работа»)

Конкурс рисунков «Папа, мама, я –здоровая семья»

«Хобби моей семьи»

Приобщение детей  и родителей к культурным ценностям, повышение уровня социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Рекомендации по организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей

I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года). II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).III этап  «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Методические рекомендации по организации работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт дошкольного образования  – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представи...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...