Рекомендации по организации работы с родителями по исследовательской деятельности детей
методическая разработка по окружающему миру на тему
1. Использование новых форм с семьей повышают педагогическую активность родителей в работе по экспериментированию и успешной подготовке детей к обучению в школе.
2. Организация занятий и других видов деятельности способствует активному познавательному интересу самостоятельной инициативы и творчества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issl._deyat.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по организации работы с родителями
по исследовательской деятельности детей
«Старайся дать уму, как можно больше пищи.»
(Л.Н.Толстой).
Пояснительная записка.
Одной из основных задач детского сада является выпуск в школу ребенка социально-компетентного с развитой саморегуляцией, с сформированным осознанно-правильным отношением во взаимодействии с окружающим миром.
Однако задача подготовки ребенка к школе отнюдь не сводится к приобретению им тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены учебной программой.
Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру через экспериментальную деятельность. Сформировать умение делать открытие и удивляться им. Важно приохотить ребенка к наблюдениям и проведению опытов.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (обобщение, классификацию), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие по ознакомлению с природными явлениями. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на вопрос, как он это делает, что это, почему делает это так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочет узнать, что получить в результате.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления природы (цвет, форма, величина), (мнется, ломается, мягкий, твердый и пр.).
Технология экспериментирования реализуется по всем разделам программы воспитания, она включает в себя эффективные подходы к математике, речевой деятельности, развитие ребенка по изодеятельности.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками. Задача взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы « почему» и « как». Экспериментирование побуждает детей к активности, самостоятельности к открытию новых знаний и способов познания.
Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа эффективна, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода к организации распорядка дня. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет. Успех определяют методы и приемы обучения дошкольника. Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы и приема детского экспериментирования.
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию - организуется исследовательская деятельность детей, создаются проблемные ситуации, проводятся занятия. Несложные опыты и эксперименты можно организовывать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы овладения родителями конкретным опытом организации игр, содержательного досуга.
Цели
экспериментальной деятельности.
- Углубить представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
- Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира
а) знакомить с различными свойствами веществ (твердость, сыпучесть, плавучесть и т.д.)
б) развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)
2. Развивать эмоциональное отношение к окружающему миру.
3. Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно следственные связи.
4. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах совместной поисково-экспериментальной деятельности с детьми.
Вывод:
- Использование новых форм с семьей повышают педагогическую активность родителей в работе по экспериментированию и успешной подготовке детей к обучению в школе.
- Организация занятий и других видов деятельности способствует активному познавательному интересу самостоятельной инициативы и творчества детей.
Формы работы с родителями воспитанников.
Формы | Тематика | Цель мероприятия |
Дни открытых дверей | «Давайте познакомимся» | Познакомить родителей с экспериментальной деятельностью группы. |
Посещение семьи на дому | Основная цель — увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. | |
Папки-передвижки | «Как ребенок познает мир» «Что интересного в мире» и пр. | Ознакомление родителей с содержанием работы по экспериментированию. |
Библиотека для родителей | ||
Консультации | «Экспериментируем дома» «Проблемные ситуации» и пр. | Расширить теоретические знания и практические умения родителей по проведению опытов с детьми. |
Родительские собрания | «Маленькие исследователи» «Экспериментирование в жизни ребенка» «Устный журнал» | Научить совместному практическому взаимодействию родителей и детей. |
Семинар-практикум | «Домашняя лаборатория» «Играем дома с детьми» и пр. | Помочь родителям сформировать у детей практические навыки в экспериментировании. |
Совместные занятия | «Ой, вода-водица» «На кого я похож» «В школе папы Карло» | Расширение, уточнение и закрепление знаний и умений детей. Овладение родителями практическими навыками по проведению элементарных опытов. |
Тетрадь обратной связи с семьями | «Игры на кухне» «Проведи опыт и зарисуй его» и пр. | Практические рекомендации по формированию и закреплению навыков по экспериментированию. |
Домашняя игротека | «Волшебные палочки» «Давай искать нужные слова» «Какие слова можно вынуть из борща?» «Помогаю маме» и пр. | Закрепление полученных детьми знаний, практических умений в совместной деятельности с родителями на игровом материале. |
Родительская почта | «Ты мне, я тебе» «Задайте вопрос, мы ответим» и пр. | Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. |
Фотоальбомы | «Мы экспериментируем», «Опыты на улице» | Расширение кругозора родителей в области детского экспериментирования. |
Фотовыставки | «Наши будни» «Маленькие исследователи» «Ах, этот праздник» | Знакомить родителей с повседневной деятельностью детей по экспериментированию. |
Выставки | «Дары осени» (поделки из овощей, природного материала) «Мы создаем сказку» (поделки из глины) «Украсим елку своими руками» (поделки из бросового материала и бумаги) «Семейные рисунки» (гуашь, акварельные краски, восковые мелки и пр.) | Привлекать родителей к совместной деятельности по созданию поделок и рисунков. |
Родительские конференции | Неделя нескучного здоровья Неделя развивающего обучения | Обмен опытом семейного воспитания. |
Коллекционирование | «Волшебные пуговицы», «Такая разная бумага», «Всякая всячина» и пр. | Привлекать родителей к совместной деятельности по созданию коллекций. |
Совместные походы | «В гостях у Осени», «Зимние развлечения» и пр. | Вовлекать родителей в совместную деятельность. Содействовать возникновению у родителей и детей удовольствия от совместных игр. |
Досуги и развлечения | «Маленькие химики», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Лесной карнавал», «Мы маленькие Почемучки» и пр. | Опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов. |
Участие в городских конкурсах. | Конкурс рисунков и поделок «Мой подарок Деду Морозу», который проводила известная московская фирма «ФАРМ» (получили приз в номинации «Лучшая коллективная работа») Конкурс рисунков «Папа, мама, я –здоровая семья» «Хобби моей семьи» | Приобщение детей и родителей к культурным ценностям, повышение уровня социализации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями
Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...
Методические рекомендации по организации работы с родителями в подготовительной группе.
Работа с родителями на сентябрь месяц....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Рекомендации по организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей
I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года). II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).III этап «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...
Методические рекомендации по организации работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт дошкольного образования – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представи...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...