Рекомендации по организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей
методическая разработка по окружающему миру на тему
I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года).
II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).
III этап «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление окружающей социальной действительностью» (5 - 6лет).
IV этап «Земля – наш общий дом» (6 – 7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol.vospitanie.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по организации работы с родителями
по экологическому воспитанию детей
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Одна из основных задач детского сада - это выпуск в школу ребенка социально компетентного, с развитой саморегуляцией, с формированным осознанно-правильным отношением во взаимодействии с окружающим миром.
Для осуществления поставленной задачи, в соответствии с Концепцией и Программой развития ДОУ, выбрано направление инновационной работы в группе на тему «Экологическое воспитание дошкольников». Актуальность работы по данной теме в настоящее время очевидна, так как только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут помочь катастрофическому состоянию окружающей природы.
Воспитание у дошкольников правильного отношения к природе не может быть полноценным без взаимодействия с семьей, в которой формируется личность ребенка.
Поэтому экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленной на формирование, прежде всего, у них самих экологической культуры. Сложность работы с родителями основывается на том, что у взрослых уже имеется определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру природы.
Как изменить сложившиеся стереотипы, научить взрослых слышать проблем, поддерживать друг друга в их решении, помочь накопить опыт социально-значимого поведения в природе?
Главное условие осуществления взаимодействия – это общение в системе «педагог-ребенок-родитель» на протяжении всего процесса экологического воспитания детей с младшего возраста до выпуска в школу.
В связи с этим поставили задачи работы с родителями по осуществлению экологического воспитания на каждом этапе.
I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года).
Задачи:
- провести анкетирование родителей с целью выявления отношения их к окружающей природе, как источник формирования у малышей социльно-ориентированной личности
- заинтересовать родителей в совместной работе по оснащению развивающей среды группы по экологическому воспитанию детей
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, как примере для ребенка с целью укрепления его здоровья
Для выполнения поставленных задач использовали различные формы работы с родителями.
Традиционные:
- анкетирование, цель которого- уточнение уровня отношения родителей к окружающей природе, желание участвовать в совместной работе по развитию ребенка через экологическое воспитание, наличие дома объектов живой природы
- индивидуальные беседы, с помощью которых решались проблемы отдельно взятого ребенка или же с целью заинтересовать малоактивного родителя
- консультации индивидуальные и подгрупповые с целью повысить педагогический уровень родителей по вопросам экологического воспитания и укрепления здоровья ребенка (например, «Как устроить зеленый огород на окне», «Вредные привычки детей», «Как привлечь малыша к уходу за домашними питомцами» и пр.)
- семинары-практикумы, которые по тематике перекликались с консультациями, но присутствовали и моменты обмена опытом между родителями (например, «Если у вас в квартире животное…», «Здоровье без лекарства» и пр.)
- родительские собрания экологического содержания чаще на данном этапе в форме вопросов и ответов, круглого стола
- наглядная агитация - широко использовались ширмы, папки-передвижки, выставки развивающих игр с целью активизации родителей к участию в совместной работе по оснащению развивающей среды, получения знаний и сведений экологического направления.
Нетрадиционные:
- совместное выполнение задания – изготовление кормушек для птиц, сбор природного и бросового материала, подборка природоведческой литературы и приобретение развивающих игр экологического содержания с целью воспитания у родителей ответственности и организованности
- совместные праздники, досуги и развлечения на экологической тропе с целью создания эмоционального настроения от общения с природой (например, «Здравствуй, Осень золотая», «День рождения Земли» и пр.)
- стенгазеты, фотоальбомы, совместные поделки к различным датам и конференциям с целью активизации творческих способностей родителей и вовлечению их в совместный процесс жизнедеятельности группы и ДОУ
II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием совместных природоохранных акций, как ценном источнике формирования осознанно-правильного поведения в природе
- осуществлять педагогическое просвещение родителей о зависимости здоровья ребенка от факторов окружающей среды, разумном использовании их в оздоровительных целях
- активизировать родителей на дальнейшее участие в оснащении развивающей среды группы
Для решения намеченных задач использовали в работе с родителями различные формы.
Традиционные формы:
- индивидуальные беседы с целью сообщения каких-либо сведений для закрепления с ребенком, который отсутствовал длительное время ( например, «О чем можно побеседовать с малышом по дороге в детский сад: небо, ветер, осадки, температура в сравнении утром и вечером, как надо одеваться, какие птицы прилетают и пр.»).
- консультации по подгруппам на экологическую тематику по запросам родителей с целью дальнейшего повышения педагогического уровня родителей по вопросам взаимосвязи живой и неживой природы (например, «Погода по приметам» и пр.).
- родительские собрания в форме круглого стола, экологической гостиной, в которые включались вопросы экологического образования (например «Природоохранные акции», «Использование природных ресурсов в оздоровительных целях» и пр.)
- семинары-практикумы, посвященные подготовке к проведению экологических акций в детском саду и дома с целью накопления педагогических знаний по их организации и проведению (например, «Как научить ребенка разумно использовать воду, свет, беречь тепло», «Забота о пернатых друзьях» и пр.)
- инициативная группа родителей включилась в процесс оформления фотоматериалов для альбомов, выставок, панно и стенгазет
Нетрадиционные формы:
- совместная деятельность дома с целью взаимодействия родителей и детей по выполнению поставленных задач (например, изготовление кормушек, сбор семян, природного и бросового материла и пр.)
- совместные природоохранные акции с целью вовлечения родителей в процесс совместного взаимодействия с окружающей природой для ее сохранения (например, «Не топчите траву на газоне», «Поможем зимующим птицам и растениям», «Берегите воду, тепло!», «Спасибо за закрытую дверь» и пр.)
- совместные досуги и развлечения на экологической тропе с целью повышения интереса родителей к делам группы, желание создать эмоциональную окраску этому процессу.
III этап «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление окружающей социальной действительностью»
(5 - 6лет)
Задачи:
1. педагогическое просвещение родителей о правилах и нормах поведения
в окружающей природе
2. заинтересовать родителей в необходимости озеленения и облагораживания
окружающего природного социума
3.активизировать родителей на дальнейшее взаимодействие на приобретение
опыта разумного общения с окружающей природой
Решению поставленных задач способствовали следующие формы работы:
Традиционные:
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей с целью просвещения в вопросах экологического воспитания (например, «День рождения Земли дома», «Какие подарки подготовить с ребенком», «Как провести опыты дома с водой, растениями…» и пр.)
- семинары – практикумы с целью обмена опытом работы по экологическому воспитанию (например, «Как мы отдыхали на природе», «Участие ребенка в уходе за домашними животными и растениями», «Если ребенок остался дома один» и пр.)
- родительские собрания, проводимые с элементами КВН, небольших экологических сценок, диалогов детей и родителей с целью познания отрицательных действий человека в окружающей природе и с оздоровительной в том числе (например, «Как медведь трубку курил», «Если я сорву цветок..», «Знатоки природы» и пр.)
Нетрадиционные:
- создание стенгазет, фотовыставок (например, панно «Здоровая природа - здоровые дети»)
- совместное создание «Жалобной книги природы» с целью активизации внимания к негативным сторонам по отношению к природе и их устранению
- «Домашняя игротека» с целью приобщения родителей к образовательному процессу (опыты, эксперименты дома, развивающие игры, экологическая литература, энциклопедии)
- сезонные праздники и развлечения на экологической тропе за переделами ДОУ при активном участии родителей
- природоохранные акции (родители привозили с дачных участков растения для облагораживания участка, предлагали семена и рассаду цветочных культур для создания клумб на участке и на территории ДОУ)
IV этап «Земля – наш общий дом» (6 – 7 лет)
Задачи:
- педагогическое просвещение родителей о значимости экологического образования детей в системе подготовки к обучению в школе и формировании социально-ориентированной личности.
- активизировать родителей на организацию и проведение праздника «День рождения Земли»
Решению поставленных задач способствовали следующие формы работы:
Традиционные:
- индивидуальные беседы, консультации с целью уточнения и обобщения экологических знаний и представлений
- семинары-практикумы с целью обсуждения вопросов о роли полезных растений в оздоровлении организма детей и взрослых (практическое создание фитомодулей в группе)
- родительские собрания с целью воспитания у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, ко всему живому, развития интереса к происхождению жизни на Земле, к истории своего родного города, о важности экологического воспитания в общем становлении личности ребенка
- папки-передвижки, ширмы, выставки (например, «Книжкина неделя», «Знай и люби свой город», «Покормите птиц зимой», «Будь другом природе» и пр.)
Нетрадиционные:
- совместные природоохранные акции с целью оказания влияния на сознание не только тех, кто их готовит и проводит, но и на сознание окружающего населения (например, «Красота природы - бесценна», «Фитомодули - забота о здоровье», и пр.)
- завершение создания «Жалобной книги природы» с целью концентрирования внимания на отрицательных следах воздействия человека на природу и их устранении
- участие в проектной деятельности детского сада на тему «Право на образование» с защитой проекта с точки зрения экологического направления работы группы
В результате проведенной работы во взаимодействии с родителями можно сделать следующие выводы:
1. родители изменили свое мировоззрение по отношению к природным
ресурсам (сменили потребительское на гуманное)
2. родители приобрели знания о зависимости состояния здоровья детей от
качества окружающей среды, об экологически безопасных местах отдыха и
правилах поведения в природе
3. у родителей сформировалось убеждение в необходимости развития
ребенка как личности через экологическое воспитание для адаптации в
окружающей социальной действительности.
Степень участия родителей в совместной работе по осуществлению поставленных задач экологического воспитания детей на первом этапе сводилась к минимуму, т.е. активность родителей 15%. На этот актив родителей можно было положиться во всех мероприятиях группы и детского сада. Половина родителей оставалась до конца года в основном «наблюдателями».
Благодаря использованию в работе таких форм, как семинары-практикумы, совместные досуги удалось вовлечь большее число родителей на втором этапе в совместную работу. Заинтересовали родителей совместные с детьми экскурсии по экологической тропе за пределы детского сада.
На третьем этапе работы включение природоохранных акций, создание «Жалобной книги природы» положительно повлияло на сознание родителей. Взрослые стали более ответственно относиться к поручениям, проявлять инициативу. Анкетирование показало, что большинство из них осознают важность экологического воспитания в развитии ребенка.
Низкий процент участия оставался у тех родителей, чьи дети часто отсутствовали по причине болезни. Их посвящали в происходящий процесс через индивидуальные бесед, домашние совместные игры, наглядную агитацию.
Родители не отказывались от поручений, проявляли заинтересованность. Особенно при подготовке праздника «День рождения Земли», в природоохранных акциях. Все активно участвовали в проектах, экологических акциях по озеленению территории детского сада и своего участка, в совместных праздниках. Ко дню рождения Земли подготовили с детьми подарки, изготовленные своими руками, посадили кустарник, цветы, принесли растения в уголок природы групп.
Анкетирование подтвердило, что большинство родителей осознанно относятся к проблеме охраны окружающей природы, значении ее для развития и становления ребенка, как личности.
ДИАГРАММА АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»
В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей посредством организации совместных выставок и конкурсов. Обмен опытом
В работе с родителями я использую традиционные и нетрадиционные формы работы. Считаю , что большое внимание должно уделяться совместной деятельности родителей и детей....
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»...
«Новые подходы к организации работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей на музыкальных занятиях»
У музыкального руководителя в работе много целей, формирование у воспитанников экологической культуры посредством музыки одна из них. Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:&ndash...
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...