Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
учебно-методический материал
Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада воспитателя- помочь детям и родителям справиться с трудностями адаптации, оказать профессиональную помощь семье, помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.
Многочисленные исследования ученых (Э.Тондайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Свою работу с семьей мы начинаем с посещения ребенка на дому. Цель – выявление условий жизни ребенка дома и его место в семье.
Затем проводим большую индивидуальную работу с родителями через беседы, где разъясняем значение соблюдения режима дня в семье, обращаем внимание на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности, уделяем внимание рациону питания детей и т.д. Цель – помочь родителям подготовить ребенка к детскому саду.
Еще до прихода ребенка в группу родителям предлагается заполнить карточку основных сведений о ребенке, где они рассказывают об особенностях своего ребенка, его привычках, поведении, о состоянии здоровья. Родители пишут, чем ребенок любит заниматься, какая у него есть любимая игрушка, как ласково его дома называют, какое любимое и нелюбимое блюдо и т.д. Цель - получить от родителей первичную информацию о ребенке, его индивидуальных особенностях.
На период адаптации ребенка мы предлагаем родителям режим свободного посещения группы, где родитель вместе с ребенком может поиграть, погулять, покормить своего малыша и т.д. Даем рекомендации о постепенности привыкания ребенка к режиму детского сада. Цель - ближе познакомиться с ребенком и его родителями, узнать об индивидуальных особенностях и привычках ребенка, расположить к себе родителей и детей.
На первом родительском собрании мы обязательно знакомим родителей с психофизиологическими особенностями детей раннего возраста, рассказываем о задачах работы группы и о значении сенсорного развития детей раннего возраста. Цель – помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимости его социализации в предметном мире, а также в среде взрослых и сверстников.
На начало учебного года составляется социальный паспорт семей воспитанников группы. Цель - выявление социального уровня родителей и выявление семей риска.
Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия». Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.
Процесс привыкания детей к новым условиям жизни в детском саду зависит, прежде всего, от условий организации предметно-развивающей среды.
Воспитателями в группе организована развивающая предметная среда, в которой находятся игрушки и предметы разные по форме, величине, цвету, материалу, звучанию игрушки и весь дидактический материал соответствует возрастным особенностям детей, находится в доступном месте. Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе игру по интересу.
Так как родители вновь прибывших детей не достаточно владеют знаниями и навыками по сенсорному развитию детей, то задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь им увидеть мир глазами ребенка, научить их погружаться в мир детской игры, начать заново открывать для себя радость общения со своим ребенком не только на уровне слов, ни о совместных действий, переживаний.
Воспитатель в течение всего учебного года проводит большую работу с родителями через самые разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
В начале учебного года больше работаем с родителями воспитанников индивидуально и небольшими подгруппами.
На конец учебного года уже все дети адаптируются к детскому саду, и воспитатель отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. Цель – родители учатся играть в игры для самых маленьких, действовать вместе с ребенком; учатся видеть ребенка с необычной стороны, как полноправного участника действий.
Совместно с музыкальным руководителем в конце учебного года проводится праздник «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!», где дети показывают мини-концерт - танцуют и играют вместе с родителями. Цель – развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация детей и родителей.
Данная работа способствует установлению тесного контакта с родителями, созданию условий для полноценного развития личности ребенка, его социализации в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_rabote_s_roditelyami.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по организации работы с родителями
детей групп раннего возраста
в период адаптации к детскому саду
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада воспитателя- помочь детям и родителям справиться с трудностями адаптации, оказать профессиональную помощь семье, помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.
Многочисленные исследования ученых (Э.Тондайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Свою работу с семьей мы начинаем с посещения ребенка на дому. Цель – выявление условий жизни ребенка дома и его место в семье.
Затем проводим большую индивидуальную работу с родителями через беседы, где разъясняем значение соблюдения режима дня в семье, обращаем внимание на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности, уделяем внимание рациону питания детей и т.д. Цель – помочь родителям подготовить ребенка к детскому саду.
Еще до прихода ребенка в группу родителям предлагается заполнить карточку основных сведений о ребенке, где они рассказывают об особенностях своего ребенка, его привычках, поведении, о состоянии здоровья. Родители пишут, чем ребенок любит заниматься, какая у него есть любимая игрушка, как ласково его дома называют, какое любимое и нелюбимое блюдо и т.д. Цель - получить от родителей первичную информацию о ребенке, его индивидуальных особенностях.
На период адаптации ребенка мы предлагаем родителям режим свободного посещения группы, где родитель вместе с ребенком может поиграть, погулять, покормить своего малыша и т.д. Даем рекомендации о постепенности привыкания ребенка к режиму детского сада. Цель - ближе познакомиться с ребенком и его родителями, узнать об индивидуальных особенностях и привычках ребенка, расположить к себе родителей и детей.
На первом родительском собрании мы обязательно знакомим родителей с психофизиологическими особенностями детей раннего возраста, рассказываем о задачах работы группы и о значении сенсорного развития детей раннего возраста. Цель – помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимости его социализации в предметном мире, а также в среде взрослых и сверстников.
На начало учебного года составляется социальный паспорт семей воспитанников группы. Цель - выявление социального уровня родителей и выявление семей риска.
Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия». Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.
Процесс привыкания детей к новым условиям жизни в детском саду зависит, прежде всего, от условий организации предметно-развивающей среды.
Воспитателями в группе организована развивающая предметная среда, в которой находятся игрушки и предметы разные по форме, величине, цвету, материалу, звучанию игрушки и весь дидактический материал соответствует возрастным особенностям детей, находится в доступном месте. Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе игру по интересу.
Так как родители вновь прибывших детей не достаточно владеют знаниями и навыками по сенсорному развитию детей, то задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь им увидеть мир глазами ребенка, научить их погружаться в мир детской игры, начать заново открывать для себя радость общения со своим ребенком не только на уровне слов, ни о совместных действий, переживаний.
Воспитатель в течение всего учебного года проводит большую работу с родителями через самые разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
В начале учебного года больше работаем с родителями воспитанников индивидуально и небольшими подгруппами.
На конец учебного года уже все дети адаптируются к детскому саду, и воспитатель отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. Цель – родители учатся играть в игры для самых маленьких, действовать вместе с ребенком; учатся видеть ребенка с необычной стороны, как полноправного участника действий.
Совместно с музыкальным руководителем в конце учебного года проводится праздник «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!», где дети показывают мини-концерт - танцуют и играют вместе с родителями. Цель – развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация детей и родителей.
Данная работа способствует установлению тесного контакта с родителями, созданию условий для полноценного развития личности ребенка, его социализации в окружающем мире.
Традиционные формы работы с родителями | |
формы | Цель |
1. Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации: - какие игрушки нужны детям? - роль пальчиковых игр в развитии речи детей - игры с водой и песком - игры с крупами - игры с прищепками - игры со звуками и пр. | Помочь родителям повысить уровень теоретических знаний в области сенсорного воспитания детей, подарив малышу новые ощущения, новую чувственную информацию о мире. |
2. Встречи со специалистами (врач-педиатр, педагог-психолог) | Помочь родителям безболезненно адаптировать своих детей к режиму дошкольного учреждения. |
3. Анкетирование родителей | Выявление трудностей у родителей в воспитании детей |
4. Выставки дидактических развивающих игр и пособий для детей раннего возраста | Помочь родителям правильно выбирать игрушки для развития и обучения детей раннего возраста |
5. Папки-передвижки | Повышение уровня теоретических знаний родителей. |
Нетрадиционные формы работы с родителями | |
формы | Цель |
1.Школа молодой семьи | Помочь родителям сформировать стереотипы в поведении ребенка раннего возраста, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни |
2. Обучающие семинары-практикумы: «Игры с песком на улице» «Сенсорные и моторные игры с детьми дома» «Кубики и матрешки» (форма, величина предметов) «Разложи мячики в ведерки» (цвет) и т.д. | Вовлечение родителей в совместный педагогический процесс. Умение действовать совместно с ребенком. |
3. Совместные праздники: «У Новогодней елки» «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!» | Привлекать родителей к участию в праздниках, играх и развлечениях. Создавать эмоционально положительный климат в группе и в детском саду от совместного проведенного с детьми праздника. |
4. Родительские конференции «Неделя развивающего обучения» Участие в проекте «Право на имя» (родители представляли альбом, писали мини-сочинения «Почему я дал своему ребенку такое имя»). | Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить права ребенка. |
5.Изготовление фотоколлажей и альбомов по теме углубленной работы группы | Дать родителям информацию для использования дидактических развивающих игр в домашних условиях. |
6. Домашняя игротека | Дать возможность совместному взаимодействию родителя и ребенка в домашних условиях, закрепление навыков по сенсорному развитию. |
7. Родительские собрания в нетрадиционной форме: «Посиделки у самовара» «Вечер вопросов и ответов» | Повышение педагогического уровня родителей, выработка единства требований в воспитании детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Статья...
Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
какие игры подходят для детей раннего возраста...
Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...
Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Прохорова Мария АлексеевнаСофронова Инна Сергеевна«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»Паспорт проектаЦель: Вызвать желание род...
Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду...