Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"
Цель, задачи:
l воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам;
l воспитывать уважение к труду людей;
l закрепить знания об обычаях, традициях и обрядах, крестьянской одежде Рязанского края;
l развивать познавательную активность, любознательность, умение вести беседу, сочетать усвоенные знания с самостоятельной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_-_kopiya.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 21»
Конспект НОД
по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе
«Путешествие по земле Рязанской»
Воспитатель: Давыдова О.Б.
Рязань, 2014
Конспект НОД : "Путешествие по земле Рязанской".
Цель, задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам;
- воспитывать уважение к труду людей;
- закрепить знания об обычаях, традициях и обрядах, крестьянской одежде Рязанского края;
- развивать познавательную активность, любознательность, умение вести беседу, сочетать усвоенные знания с самостоятельной деятельностью.
Форма проведения:
- игра-путешествие .
Методы и приёмы:
- наглядность;
- игры-инсценировки;
- чтение стихотворений;
- народные подвижные игры;
- дидактическая игра "Чудесный сундучок".
Предварительная работа:
- посещение музея, памятных мест г. Рязани;
- рассматривание иллюстраций-альбомов о знаменитых людях г.Рязани.
Ход занятия.
(Звучит песня про Рязань)
В зал входят дети и воспитатель, садятся полукругом (музыка стихает, но звучит).
Воспитатель:
Я очень рада вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и не случайно, у нас сегодня праздник, к нам приехало много гостей, и мы с вами расскажем ,чем примечателен наш город. Хорошо, ребята?
Воспитатель:
Давайте вместе с гостями поиграем в игру "Колесо истории".
(На полу лежит круг, разделённый на сектора (в середине стрелка), каждый сектор обозначает определённый этап развития города, звучит музыка, вращается стрелка - по секторам).
Воспитатель:
А пока вращается стрелка, я хочу рассказать о том, что город наш очень древний.
(Рассказ воспитателя о Рязани)
(Стрелка останавливается на Фиолетовом секторе).
1. Фиолетовой сектор - костюмы рязанского края.
(входят под русскую народную музыку входит взрослый, одетый в понёвный ансамбль и ребёнок, одетый в понёвный ансамбль).
Воспитатель предлагает детям посмотреть на одежду гостей и одежду товарищей, назвать ее и сказать чем она отличается.
Воспитатель:
На что похожа понёва? (На юбку, только куски ткани не сшиты) Да, понёва - это "бабушка" юбки. Как вы уже заметили, что рубаха у наших гостей украшена вышивкой. для чего это делали?
Чтобы уберечь человека от бед, болезней, неприятностей. Считалось, что круг оберегает человека, так как он похож на солнце. Если не будет солнца, то и не будет жизни на земле. Вот поэтому круг, имеющий форму солнца и считали оберегом.
Воспитатель.
А вот и передник, а в старину его называли - занавеской. На нем много интересной вышивки. Кто знает, о чём она может нам рассказать?
Дети.
Вышивка - специальным рисунком рассказывает все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони - значит, у нее сыночки, если птички - значит, дочки.
Воспитатель.
Да, передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него - и все узнаешь о хозяйке. А еще рязанские женщины любили украшать себя бусами, кольцами, височными подвесками и все они тоже считались оберегами, так как имели круглую форму. Посмотрите: вот они, височные подвески, пришиты к головному убору. Все это не только ради красы. Все это обереги, потому что их форма - круг.
А уж когда девица замуж выходила, то костюм ее менялся. Становился примерно таким, как на нашей гостье надет, - понёвный ансамбль.
Интересны головные уборы для женщин. Посмотрите на них. Это - кичка рогатая. Такой головной убор говорит о том, что женщина уже немолода, но еще может родить ребеночка. Волосы замужняя женщина убирала под головной убор. Их никто не должен был видеть. Да и удобно это было. Женщина ведь хозяйством занималась, обед варила. Так вот, прикрытые волосы не попадут ни в щи, ни в кашу.
Делали все это женщины - мамы, их дочки-девицы, бабушки. Целыми зимними днями трудились они не покладая рук. Это было нелегко, но они старались не унывать: шутили, пели и плясали.
Давайте и мы с вами немножко пошутим и попляшем, а поможет нам наш чудо-сундучок.
Игра "Чудо-сундучок"
(детям раздаются элементы русского народного костюма
и они, вместе с гостями выполняют движения под русскую народную музыку).
2. Красный сектор - праздники.
Воспитатель.
Какие вы знаете праздники, которые отмечали в нашем старинном городе? (Рождество, Масленница, Вербное воскресенье, Пасха, Троица).
Сегодня я расскажу вам о том, как праздновали Пасху в нашем городе.
Хозяйки тщательно, заранее к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога Пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто у себя принимал гостей, кто в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: "Христос воскрес"» - "Воистину воскрес!"
Воспитатель просит детей вспомнить, что они знают о празднике Масленица.
Воспитатель совместно с детьми вспоминают, что принято было делать в каждый день недели.
Понедельник - встреча Масленицы
Масленица начинается в конце зимы и длится неделю. Это прощание с зимой и встреча весны. Масленица - это paдость, потому что прожит еще один год и впереди новый урожай.
На Масленицу пекуг блины. Блин - это символ солнышка такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнышку, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка весной и летом будет мало, урожай не вызреет.
В понедельник блины начинали печь только богатые люди, которых еще оставалось много муки после зимы. Первый блин положено быто отдавать нищим. Считалось, что если не отдать первый блин нищим, то на следующий год будет тюхой урожай.
В этот день ходят друг к другу в гости, поздравляют с началом праздника. На Масленицу делают куклу из соломы, Одевают ее, но лицо не разрисовывают, потому что раньше считалось, что если нарисовать лицо, то кукла будет живой. Эта кукла - Масленица - всю неделю там, где веселье.
Вторник - заигрьпп
В этот день начинались веселые игры, поэтому и название такое. По улицам ходили ряженые, останавливались возле домов, просили угощение. А еще в этот день катались с гор.
Среда - лакомка
Уже само название говорит о том, что в этот день лакомились, угощали друг друга блинами со сметаной, вареньем, медом.
Четверг - широкая масленица
Это самый веселый день Масленицы. Все выходили гулять на улицу. Устраивались кулачные бои, катания с горок, строили снежные крепости.
Люди славили весну, водили хороводы с бубнами, трешётками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому отгоняли несчастье, горе, зло.
Пятница - тещины вечерки
Воспитатель объясняет детям родственные отношения. Так вот, в пятниuу зятья приглашают тещ на блины.
Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа, то есть сестра вашего папы. Она приглашала к себе в гости родственников.
Воскресенье - Прощеное воскресенье
Если все дни Масленицы - веселые и озорные, то этот день серьезный. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные в течение всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы, когда проснетесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: "Простите меня". А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить.
Воспитатель.
Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы угадаете когда это бывает?
- На какой праздник рапускается верба? (Вербное воскресенье).
- А что делают на Пасху? (красят яйца).
- Какой праздник начинается со слов: "Ау, ау, аукаем, по сырым боркам приаукиваем, к берёзке пойдём, хоровод заведём"? (Троица).
- Что является символов Масленницы? (Блин).
- В какой день недели на Масленницу водят хоровод? (Четверг)
Воспитатель.
Давайте и мы с вами вспомним хоровод "Как на масленичной недели из печи блины летели".
Исполняют хоровод.
3. Синий сектор - промыслы древней Рязани и области.
Воспитатель.
Ребята, сейчас мы вместе с вами вспомним, какие промыслы были у нас в городе.
1. Гончарный - делали глиняную посуду "синюшки", которую обжигали на сильном огне, поэтому они получались сине-чёрными.
- Фигуру какого зверя, можно считать родоначальником всей скопинской керамики? (лев, почему?)
Житеям Скопина надоело делать "синюшки". Иван Оводов послал своих сыновей в Липецк, чтобы они узнали, как делают глазурь на игрушки. Те очень долго там были, а когда приехали на ворота повесили голову льва, ярко-жёлтого цвета, словно стекло блестело. Они рассказали как делать глазурь из свинцовых стружек, но сначало смазывали игрушку дёгтем, а потом свинцом и обжигали в печи. Вот и появилась глазурь.
Воспитатель.
Давайте продемонстрируем нашим гостям наши игрушки.
(под музыку дети показывают игрушки, в конце дарят гостям)
Воспитатель.
Но ещё какие были промыслы?
(дети берут со стола предметы и рассказывают на фоне музыки)
- кружевоплетение - плели кружева для одежды императрицы.
- угольный - уголь в нашем крае лежит поверхностно, неглубоко в земле.
- кузнечный промысел (картинка)
- каретный - делали кареты, средство передвижения, запрягали лошадей и возили для царского двора.
- ремесленный - для обработки земли (плуг, лопата)
- скорняжный - разводили коров, лошадей, а из их шкур шили сапоги, обувь.
Воспитатель.
Ребята, большое вам спасибо, а пойдёте в школу вы ещё узнаете, какие промыслы были в нашем крае, об этом вам расскажут учителя.
4. Зелёный сектор - русские народные игры.
Воспитатель.
Какие вы знаете русские народные игры? (перечисляют) В эти игры играли наши прабабушки и прадедушки. Хотите поиграть в русскую народную игру "Горшки"? Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки:
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели.
Русская народная игра "Горшки".
5. Оранжевый сектор - знаменитости нашего города.
Воспитатель.
Ребята, мы знаем и говорим о том, что город наш красивый - его украшают храмы, здания. А сегодня давайте с вами поговорим о людях, которые прославили наш город, край.
Сергей Есенин - поэт, родился на Рязанщине с. Константиново. Много стихов писал о своей Родине. (ребёнок читает стихотвтрение С. Есенина)
Воспитатель.
Ребята, а давайте попросим наших гостей вспомнить и рассказать стихотворение С. Есенина.
Воспитатель.
Вот и закончилась наша игра, я вижу, вы очень много знаете об истории, традициях нашего города. А оценки за знания вам поставят ваши родители. Для того я сейчас вам раздам листки, на которых вы подведёте итог ваших знаний, внимательно решите ребусы. (раздать листки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"
На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы, имеющих речевые нарушения.
Тема: «Путешествие в страну профессий»....
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"...
конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Наша планета Земля»
конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Наша планета Земля»...
НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»
Познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру...