Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_bogatyri-_zashchitniki_zemli_russkoy_.docx | 236.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Богатыри – защитники земли русской»
Цель: уточнение знаний детей о богатырях и крепостях.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри»; с героями былин Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Закрепить и расширить знания о силе и славе богатырской России. Познакомить с крепостями.
Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: славяне, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, палица, снаряжение, доспехи, булава, вороной; способствовать развитию речи; формировать грамматический строй речи.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава, палица, вороной.
Развивающая предметно-пространственная среда: презентация к ООД, иллюстрации богатырей, картинки с изображением доспехов и обмундирования богатырей, трафареты, шаблоны щита, фломастеры, конструкторы, схемы строительства крепости, схемы выполнения упражнений, речевые кубики, карточки «Антонимы», магнитные буквы, круг выбора с прищепками.
Ход ООД
Воспитатель: Скажите, как вы сегодня добрались до детского сада? Не замерзли? Какая сегодня погода? Морозная и снежная зима характерна для нашей страны. Кстати, в какой стране мы с вами живем?
Воспитатель: Россия - наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. А какая наша Родина? А вы знаете, как называлась наша Родина раньше?
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как образовалось наше государство много лет назад, и какое оно было?
Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а вы не знаете, как наши предки называли себя?
Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? «Славяне» похоже на слово «слава». Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были? (Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые )
Воспитатель показывает иллюстрации на экране
Воспитатель: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Воспитатель: Почему поселение находится на пригорке?
Воспитатель: Чем огорожено поселение?
Воспитатель: Зачем они это делали?
Воспитатель: Что находится за забором? (ров с водой)
Воспитатель: Для чего он был необходим?
Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.
Воспитатель: Что означает слово крепость? (Крепость это крепкий или укрепленный город)
Воспитатель: В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.
Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен.
Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….?
Воспитатель: Какими качествами должны обладать богатыри? А какие люди богатырями быть не могут?
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Противоположности». Возьмите каждый по карточке с картинкой и найдите свою пару – противоположность.
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, сказок) Что такое былина? (Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.)
А откуда мы узнали, как выглядели богатыри? (картины)
Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу обо всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Для этого мы отправимся с вами в Третьяковскую галерею - главный художественный музей нашей страны, который находится в Москве.
Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею – обзор картины В.М.Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Кто же изображен на картине?
Как звали богатырей? Давайте напишем их имена.
Игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка магнитную букву и наощупь определяют, что это за буква – а затем прикрепляют на нужное место в имени богатыря.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина? Из чего сделан шлем? Как украшены шлемы наших богатырей?
Правильно: Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
– Чем защищено тело богатыря? Из чего сделана кольчуга? На что она похожа? Как вы думаете, она тяжелая?
Молодцы! Кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Обычно на неё поверх надевались металлические пластины. Кольчуга весила 7 килограммов.
– Чем были вооружены богатыри? Из чего делали оружие? Чем украшали? Чем защищались от ударов? Из чего делали щиты?
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Лук, колчан со стрелами, палица, топор.)
Воспитатель: Какая природа вокруг?
Воспитатель: Правильно, все красиво. Какое настроение вызывает картина? Почему?
Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? (Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга)
Воспитатель: Чем схожи богатыри? (Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи)
Воспитатель: А как вы думаете, как звучал голос богатыря? Знаете ли вы какие-либо богатырские выражения? (Эге-гей)
Игра с речевым кубиком «Скажи по-богатырски». Ребенок выбрасывает кубик и с выпавшей интонацией произносит слово «Эге-гей»
Воспитатель: Уходя на службу, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Этот обычай— брать с собой горсть земли— сохранился до сих пор с времён наших предков.
-Ребята, как вы думаете, зачем богатыри подходили к дубу? (Дуб огромный, могучий, сильный как богатырь. Почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям)
-Давайте и мы с вами поклонимся дубу и попросим сил на выполнение заданий.
Игра «Дуб-дубок»
У нас рос дубок да вот таков! Сидя на корточках, медленно поднимаются,
Тянут руки вверх.
Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз показывая корень.
Листья его- да вот так широки! Разводят руки в стороны.
Ветки его- да вот так высоки! Тянут руки вверх.
-Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.
На ветру ты, дубок скрипуч! Покачивают руками.
Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.
Землю родную защищать от врага!
Воспитатель: Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу)
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
По зеленой дороге пойдешь -
Богатыря в дорогу соберешь!
По красной дороге пойдешь -
Богатырскую крепость построишь!
По фиолетовой дороге пойдешь -
Щит богатырский украсишь!
На коричневой дороге пойдешь –
Силу богатырскую проверишь!
Воспитатель: Сколько у нас дорог? Какие? Ребята, что вам цвета дорог напоминают? (центры). Далее воспитатель презентует центры, в которых дети продолжат работу.
Центр науки: задание «Собери богатыря в дорогу». Среди всех картинок, детям нужно выбрать с изображением тех предметов, которые берёт с собой богатырь, собираясь на службу, на подвиг героический. Картинки наклеить в нужную строку.
Центр конструирования: строительство «Богатырская крепость» из различных видов конструктора.
Центр творчества: украшение щита при помощи трафарета из комплекта «Речь+» «Богатырский щит»
Центр здоровья/движения: Дети вписывают в таблицу свои имена, затем выполняют задания согласно схеме упражнений, считая количество сделанных. Записывают результат в таблицу.
Рефлексивный круг
- В каком центре ты работал?
- С кем ты работал?
- Что ты там делал?
- Что использовал для этого?
- Как все получилось? Какие трудности возникли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и ...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"
Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской" Цель, задачи:l воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...
Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"
Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитника...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".
Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.
Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....
Конспект образовательного события «Открытие центра «Богатыри-защитники земли русской»»
Конспект образовательного события «Открытие центра «Богатыри-защитники земли русской»»Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Р...