Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мищенко Юлия Геннадьевна

Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_bogatyri-_zashchitniki_zemli_russkoy_.docx236.42 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Богатыри – защитники земли русской»

Цель: уточнение знаний детей о богатырях и крепостях.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри»; с героями былин Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Закрепить и расширить знания о силе и славе богатырской России. Познакомить с крепостями.

Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: славяне, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, палица, снаряжение, доспехи, булава, вороной; способствовать развитию речи; формировать грамматический строй речи. 

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава, палица, вороной.

Развивающая предметно-пространственная среда: презентация к ООД, иллюстрации богатырей, картинки с изображением доспехов и обмундирования богатырей, трафареты, шаблоны щита, фломастеры, конструкторы, схемы строительства крепости, схемы выполнения упражнений, речевые кубики, карточки «Антонимы», магнитные буквы, круг выбора с прищепками.

Ход ООД

Воспитатель: Скажите, как вы сегодня добрались до детского сада? Не замерзли? Какая сегодня погода? Морозная и снежная зима характерна для нашей страны. Кстати, в какой стране мы с вами живем?

Воспитатель:  Россия -  наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. А какая наша Родина? А вы знаете, как называлась наша Родина раньше?

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как образовалось наше государство много лет назад, и какое оно было?

Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а вы не знаете, как наши предки называли себя?

Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?  «Славяне» похоже на слово «слава».  Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были? (Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые )

Воспитатель показывает иллюстрации на экране

Воспитатель: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель: Как вы думаете почему?

Воспитатель: Почему поселение находится на пригорке?

Воспитатель: Чем огорожено поселение?

Воспитатель: Зачем они это делали?

Воспитатель: Что находится за забором? (ров с водой)

Воспитатель: Для чего он был необходим?

Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.

Воспитатель: Что означает слово крепость? (Крепость это крепкий или укрепленный город)

Воспитатель: В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен.

Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….?

Воспитатель: Какими качествами должны обладать богатыри? А какие люди богатырями быть не могут?

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Противоположности». Возьмите каждый по карточке с картинкой и найдите свою пару – противоположность.

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, сказок) Что такое былина?  (Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.)

А откуда мы узнали, как выглядели богатыри? (картины)

Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу обо всех рассказать. Сегодня мы поговорим о  богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Для этого мы отправимся с вами в Третьяковскую галерею - главный художественный музей нашей страны, который  находится в Москве.

Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею – обзор картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Воспитатель:  Кто же изображен на картине?

Как звали богатырей?  Давайте напишем их имена.

Игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка магнитную букву и наощупь определяют, что это за буква – а затем прикрепляют на нужное место в имени богатыря.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина? Из чего сделан шлем? Как украшены шлемы наших богатырей?
  

Правильно: Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
– Чем защищено тело богатыря?
 Из чего сделана кольчуга? На что она похожа? Как вы думаете, она тяжелая?  

Молодцы! Кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Обычно на неё поверх надевались металлические пластины. Кольчуга весила 7 килограммов.

– Чем были вооружены богатыри? Из чего делали оружие? Чем украшали? Чем защищались от ударов? Из чего делали щиты?

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Лук, колчан со стрелами, палица, топор.)

Воспитатель: Какая природа вокруг?

Воспитатель: Правильно, все красиво. Какое настроение вызывает картина? Почему?

 Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? (Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга)

Воспитатель: Чем схожи богатыри? (Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи)

Воспитатель: А как вы думаете, как звучал голос богатыря? Знаете ли вы какие-либо богатырские выражения? (Эге-гей)

Игра с речевым кубиком «Скажи по-богатырски». Ребенок выбрасывает кубик и с выпавшей интонацией произносит слово «Эге-гей»

Воспитатель:  Уходя на службу, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Этот обычай— брать с собой горсть земли— сохранился до сих пор с времён наших предков.

-Ребята, как вы думаете, зачем богатыри подходили к дубу? (Дуб огромный, могучий, сильный как богатырь. Почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям)

-Давайте и мы с вами поклонимся дубу и попросим сил на выполнение заданий.

Игра «Дуб-дубок»

У нас рос дубок да вот таков!  Сидя на корточках, медленно поднимаются,

                                                     Тянут руки вверх.

Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз показывая корень.

Листья его- да вот так широки! Разводят руки в стороны.

Ветки его- да вот так высоки! Тянут руки вверх.

-Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру ты, дубок скрипуч! Покачивают руками.

Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.

Землю родную защищать от врага!

Воспитатель:  Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу)

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: 

По зеленой дороге пойдешь -

Богатыря в дорогу соберешь!

По красной дороге пойдешь -

Богатырскую крепость построишь!

По фиолетовой дороге пойдешь -

Щит богатырский украсишь!

На коричневой дороге пойдешь –

Силу богатырскую проверишь! 

Воспитатель: Сколько у нас дорог? Какие? Ребята, что вам цвета дорог напоминают? (центры). Далее воспитатель презентует центры, в которых дети продолжат работу.

Центр науки: задание «Собери богатыря в дорогу». Среди всех картинок, детям нужно выбрать с изображением тех предметов, которые берёт с собой богатырь, собираясь на службу, на подвиг героический. Картинки наклеить в нужную строку.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2021-02-18_11-09-47.png

Центр конструирования: строительство «Богатырская крепость» из различных видов конструктора.

Центр творчества: украшение щита при помощи трафарета из комплекта «Речь+» «Богатырский щит»

Центр здоровья/движения: Дети вписывают в таблицу свои имена, затем выполняют задания согласно схеме упражнений, считая количество сделанных. Записывают результат в таблицу.

Рефлексивный круг

  1. В каком центре ты работал?
  2. С кем ты работал?
  3. Что ты там делал?
  4. Что использовал для этого?
  5. Как все получилось? Какие трудности возникли?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"

Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"  Цель, задачи:l  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...

Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"

Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитника...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....

Конспект образовательного события «Открытие центра «Богатыри-защитники земли русской»»

Конспект образовательного события «Открытие центра «Богатыри-защитники земли русской»»Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Р...