НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kazachiy_kray.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»
Цель занятия - патриотическое воспитание дошкольников.
Задачи: познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, людям; знакомить с историческим прошлым и культурой родного края; развитие речи, расширение словарного запаса,
совершенствование навыков деления круга, квадрата, прямоугольника на восемь равных частей; развитие логического мышления, памяти;воспитать интерес и уважение к обычаям народов Дона.
Ход НОД:
Под музыку воспитатель с детьми входит в группу.
Воспитатель: Ты цвети, мой Дон родной, становись всё краше.
Не уронит честь казачью поколенье наше!
Мы растём стране на славу под небом лучезарным
Дети: Будем славить край родной богатырским хлебом!
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в путешествие. На чём же мы отправимся?
Дети: поедем на машине, поезде, автобусе, электричке; полетим на самолёте, вертолёте;
поплывём на лодке, корабле, теплоходе, пароходе.
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие на облаках. Давайте сядем так, чтобы получилось солнышко (дети рассаживаются на полу в виде «солнца»), возьмёмся за руки и представим, что мы с вами на облаках. Подумайте и скажите на каких облаках вы путешествуете, на что они похожи.
Дети: Я на белом большом облаке, а я на маленьком голубом, я на круглом мягком облаке, а я на разноцветном.
Воспитатель: Что вы видите с облаков?
Дети: землю, людей, дома, деревья, Чёрное море, реки, зверей…
Воспитатель: Ребята возьмём бинокли и внимательно посмотрим (дети имитируют руками у глаз бинокли), мы видим красивое голубое облако, что же там интересного. (Подходим и видим глобус).Это модель нашей земли. Как она называется?
Дети: Модель нашей земли называется глобус.
Воспитатель: Какой формы земля?
Дети: круглой.
Воспитатель:- Правильно земля круглой формы.
Земля не стоит на месте, она постоянно движется, воспитатель крутит глобус.
Что мы видим на глобусе?
Дети: Моря, океаны, горы и сушу, государства и страны.
Воспитатель: В какой стране мы живём?
Дети: Мы живём в России.
Воспитатель: Как называется столица нашей страны?
Дети: -Москва
Воспитатель: -Правильно Москва.
А как называется край , где мы с вами живём?
Дети: Ростовская область, город Пролетарск
Воспитатель: Как называется главный город нашей области?
Дети:- Ростов
Воспитатель:- Правильно главный город Ростов
Ребёнок читает стихотворение:
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобусе голубые и синие ленточки, что это такое?
Дети:- моря и реки
Воспитатель: Правильно ребята это реки.
А как называется главная река нашего края?
Дети: Река называется -Дон
Воспитатель: А какие реки Донского края вы знаете?
Дети: Дон,Маныч, Сал,Егорлык
Воспитатель:- Правильно. Дон,Маныч, Сал, Егорлык, северный Донец, Калитва. Показываю слайды достопримечательностей Дона на компьютере .
Воспитатель: А теперь это облачко играет с нами в игру «Кто откуда» (я бросаю мяч, называя населённый пункт Пролетарского района, а вы жителей этого места)
Ст.Буденновская-Будённовцы, , х.Коврино-Ковриновцы,Суховка-суховчане ,Наумовка-Наумовцы.. Молодцы ребята!
Проводится Физ. минутка:
Крылья вместо рук у нас и летим мы- высший класс.
Хорошо нас наверху, как же вы без нас внизу?
Покачаемся слегка, ведь под нами облака.
Надо посмотреть вокруг- рядом ли летит мой друг?
Солнце мы хлопком все встретим, так полёт мы свой отметим.
Ребёнок читает стихотворение:
Золотистый колосок, кто расти тебе помог?
Тёплый ветер, майский гром, солнце в небе голубом,
А ещё людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким сильным, рослым, золотым.
Воспитатель: А знаете ли вы, какие с/хозяйственные культуры растут у нас в крае?
Дети:- да
Воспитатель: -Проверим, слушайте меня внимательно, если услышите название злаков, хлопните в ладоши.
Перечисляю- овёс, вишня, огурец, кукуруза, подсолнух, арбуз и т.д., ребята хлопком подтверждают правильный ответ.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за интересный мешочек, что там, высыпаю перемешанные злаки: кукурузу, горох, семечки, зерно. Ребята разложите злаки по своим местам (на коробках наклейки с изображением злаков, дети раскладывают их по местам)
Хвалю детей!
На Дону говорят: «Будет хлеб- будет и пища». А какие мудрые сова о хлебе вы знаете.
Дети: -Хлеб батюшка-вода матушка.
-Зёрнышко к зёрнышку- будет мешок.
-Если хлеба нет ни куска, значит в доме тоска.
-Хлеб бросать, силу терять.
-Худой обед, когда хлеба нет.
-Хлеб всему голова.
Воспитатель: Ребята, покажите, как разделить булку хлеба на восемь равных частей, чтобы хлеба хватило всем. (На столе карточки с изображением хлеба круглого, ,квадратного, прямоугольного на каждого ребёнка). Все дети делят хлеб на восемь равных частей.
Воспитатель : складываем пополам, ещё пополам, и ещё раз пополам. Сколько получилось частей? Посчитайте.
Дети: восемь.
Воспитатель: Равны ли эти части? Что больше одна из восьми частей булки хлеба или целая булка?
Дети: целая булка будет больше.
Воспитатель: А ещё я хочу проверить какие вы у меня умные и находчивые, слушайте внимательно:
-На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе?
Дети: три
Воспитатель: У мальчиков были большие красные вёдра без дна. А у девочек маленькие зелёные. Кто больше соберёт грибов?
Дети: девочки
-Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
Дети: -из семян ели нельзя вырастить грибы
Воспитатель -Пошли девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес?
Дети: -две девочки
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием. Давайте поиграем: пальчиковая гимнастика с мячами.
Пальчиковая гимнастика:
Ловко с шариком играем и предлоги называем.
За рукой и под рукой, из под кисти на покой.
Между пальцев подержу и в ладошку положу.
Подержу вверху, внизу. Мимо носа пронесу.
Шарик с одной рукой играет и к другой перебегает.
Дружит шарик с моей рукой. Вот я фокусник какой!
Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежат полоски. А из чего сделаны полоски?
Дети:- из бумаги.
Воспитатель: А из чего сделана бумага?
Дети :-из дерева
Воспитатель: Ребята, что изготавливают из бумаги?
Дети: тетради, картон, книги…
Воспитатель :Какого цвета полоски? Что можно сделать из этих полосок?
Дети: можно наклеить, вырезать, разрисовать, сделать флаг Дона.
Воспитатель: Какие нам понадобятся цвета для флага?
Дети: красный, синий, желтый
Дети находят нужные цвета и делают аппликацию флага Дона.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какие на Дону живут животные и растут растения. Выберите из этих карточек только тех животных и те растения, которые живут и растут на Дону.(Дети выбирают карточки под контролем воспитателя)
Воспитатель: Ребята много вы знаете, много умеете, а песни любите петь?
На Дону песни поют издавна, песни звонкие, голосистые, народные. Давайте споём нашу любимую песню «Казачок». Молодцы, хорошо спели, весело.
Ребёнок читает стихотворение:
На краю Руси обширной, вдоль кубанских берегов,
Проживает тихо, мирно войско кровных казаков
Много лет войску Донскому, много лет казакам.
Атаману войсковому и станицам, городам.
Воспитатель: Да ребята, казаки живут на Дону с давних времён, более двухсот лет.
Давайте посмотрим, как они жили. Но для этого нужно повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время остановись, к нашим предкам повернись». Дети кружатся вокруг себя три раза, подходят к макетам казачьих хат и рассматривают их.
Воспитатель: Хаты строили из самана. Какая хата?
Дети:Саманная
Воспитатель:Из чего делали крышу? Из соломы, значит крыша какая?
Дети: Соломенная
Воспитатель:А если крыша из камыша, то какая?
Дети:Камышовая
Воспитатель: Вот в таких хатах и жили казаки.
А возле хаты стоят казак и казачка. Посмотрите какие наряды у казака и казачки.
Что носил на голове казак?
Дети: Шапку-кубанку Костюм казака-черкеска
Воспитатель: У казачки-кофта, как называется эта часть на кофте?
Дети: Баска
Воспитатель: Правильно –баска.
Юбка у женщин обязательно с красивой оборкой. На плечах любили носить красочные платки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоит современная посуда и старинная казачья утварь. Выберите старинную посуду и расскажите о ней (дети по очереди берут старинную посуду и рассказывают о ней).
Рассказы детей:
1 ребёнок: Для приготовления еды использовали вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный, а каша в нём была вкусная, рассыпчатая.
2 ребёнок: Это глэчик, он глиняный. В нём хранили молоко, оно долго не прокисало.
3 ребёнок: Тесто замешивали вот в такой макитре, в большом, глиняном горшке.
4 ребёнок: А из такого самовара хозяйки угощали чаем своих гостей.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень интересно рассказали, а теперь давайте поиграем.
Физ.минутка: Ты, как шарик полети.
Сверху землю огляди,
Поиграй. Повеселись,
И на облачко вернись.
Воспитатель отворачивается и пускает мыльные пузыри, посмотрите, ребята, сколько много маленьких облачков, давайте поможем взлететь им выше, ещё выше (дети дуют на мыльные пузыри).
Воспитатель раздаёт в подарок детям маленькие облака
Воспитатель: А эти разноцветные облачка достаются вам в подарок на память о нашем необычном путешествии по родной донской земле.
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?
Дети: - хорошее, весёлое, радостное...
Воспитатель: Давайте с вами оживим наши облака, передадим и им весёлое настроение. Нарисуем фломастерами своё настроение.
Воспитатель: Покажите всем, что вы нарисовали.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось? Что вы нового сегодня узнали?
Дети: путешествие на облачках, что на Земле много рек и озёр…
Воспитатель: Мне было тоже очень интересно и весело с вами путешествовать по нашей родной земле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию «Развитие познавательно-речевой активности через использование развивающих игр»
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»
МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка» Конспектнепосредственно – образовательной деятельностидля детей 6 – 7 летпо познавательно – речевому развити...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...