Методическая разработка «Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля»»
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Рабочая программа в рамках дополнительного образования
по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля»»
Составитель: воспитатель
Волкова Лариса Анатольевна
Пояснительная записка
В последние годы педагоги особенно часто говорят о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, уважения к живому и заботы о нём, необходимости воспитывать в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких, сопереживать им.
Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней. Бережливости ко всему живому, окружающей жизни, уважению к окружающим людям и к жизни собственного организма необходимо учиться.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому цель экологического кружка - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
При разработке Рабочей программы в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля» были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии А.И.Ивановой «Живая экология», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу, а природы на человека. Результат такой работы, не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать окружающую природу.
Рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Срок реализации Рабочей программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью не более 30 минут, в различных формах детской деятельности (игры, проекты, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы ).
Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме презентации семейного экологического проекта «Мы и природа». Ожидаемые результаты –формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности.
Цель и задачи обучения.
Цель:
Формирование основ экологического мышления, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде, умения жить гармонии с природой.
Основные задачи:
- Углубление представлений о многообразии существ, населяющих нашу страну;
- Обобщение представлений об особенности жизнедеятельности растений и животных в различных климатических условиях, в различные временные периоды и влиянии солнца на их жизнедеятельность;
- Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;
- Расширение представлений о состоянии растений, о приспособлении семян растений к прорастанию;
- Систематизирование представлений о многообразии насекомых;
- Расширение представлений о водоёме, как среде обитания животных и растений, установление экологических зависимостей между животными и растениями, живущих в воде и на прилегающей к водоемам территории;
- Обогащение представлений о воздухе и его свойствах, о способах дыхания растений, животных и человека;
- Уточнение основных правил поведения человека в экосистемах;
- Систематизирование представлений о возможности жизни в среде неживой природы, в среде живых организмов;
- Познакомить с существованием Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных;
- Расширение представлений о заповедных местах Самарской области.
Тематический план.
Раздел | Тема | Количество часов |
Животный мир | 1.Какие бывают насекомые? 2.Почему белые медведи не живут в лесу? 3.Лесные хищники. 4.Сравнение диких и домашних животных. 5.Что мы знаем о птицах? 6.Зубы, носы, уши. 7.Кто живёт в воде? 8. Как звери проводят зиму в лесу? | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Растительный мир | 1. Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека. 2.Как растения готовятся к зиме? 3.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. 4.Этажи леса. 5.Разнообразие природы нашей страны. 6.Природное разнообразие в реке. | 1 1 1 1 1 1 |
Валеология | 1.Отношение человека к своему здоровью. 2.Носы нужны не только для красы. | 1 1 |
Живая и неживая природа | 1. Что такое природа? Живая и неживая природа. 2. Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе. 3. Свойства воды. 4.Знакомство со свойствами воздуха. Его значении для живой природы. 5.Север-царство льда и снега. 6.Солнце. Его влияние на жизнедеятельность природы. | 1 1 1 1 1 1 |
Экологическая природа | 1.Планета Земля в опасности. 2.Рассказ об экологических пирамидах. 3.Красная книга - сигнал опасности. 4.Мой родной край - заповедные места Самарской области. 5.Спасем нашу Волгу. 6. Семейный экологический проекта «Мы и природа». | 1 1 1 1 1 1 |
План занятий по рабочей программе
«Наш дом-Земля»
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе не проводятся.
Май - мероприятия по Рабочей программе не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.
Методы и приёмы обучения.
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод. | 1. Наглядно-зрительные приёмы. 2. Наглядно-слуховые приёмы. |
2. Информационно-рецептивный метод. | 1.Наблюдение. 2.Рассматривание, обследование объектов. 3.Разъяснение, объяснение. 4.Установлениеивзаимосвязи нового с уже знакомым. |
3. Репродуктивный метод. | 1.Воспроизведение известных действий по образцу. 2.Тактильно-мышечные приёмы. 3.Упражнения. |
4. Практический метод. | 1. Показ. 2. Контрастное сопоставление. 3. Опыты. |
5. Словесный метод. | 1. Краткое описание и объяснение. 2. Образный сюжетный рассказ. 3. Беседа. 4. Художественное слово. |
6. Метод проблемного обучения. | 1. Творческое использование готовых знаний. 2. Самостоятельное добывание знаний. 3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия. |
7. Игровой метод. | 1. Дидактические игры. 2. Развивающие игры. |
8. Исследовательский метод. | 1. Самостоятельное придумывание. 2. Сравнение. 3. Импровизация. 4.Выполнение творческого задания по представлению. |
9. Соревновательный метод. | 1. Решение задач в быстром темпе. 2. Нахождение неординарных решений для достижения цели. |
Материал.
№ | Вид | Тематика |
Дидактические игры |
| |
2 | Подвижные игры |
|
2 | Художественное слово |
|
3 | Технические средства |
|
4 | Дидактический материал |
|
5 | Дидактический материал для проведения опыта. |
|
Формы контроля за усвоением материала.
Формы проведения | Задачи |
Семейного экологического проекта «Мы и природа». | Формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности. |
К концу года дети должны усвоить:
Животный мир:
-особенности поведения и среды обитания животных;
-уметь устанавливать связь между средой обитания и внешним миром, средой обитания и образом жизни.
Растительный мир:
-органы растений и их функции;
-стадии развития и роста растений; их потребности, особенностей ухода;
-уметь производить группировку: «травы», «живое», «неживое».
Валеология:
-как устроен организм, как работает, что вредно, что полезно;
-для чего нужны глаза,уши, нос, кожа;
-как ухаживать за собой.
Неживая природа:
-что такое воздух, его свойства и роль в жизни растений, животных и человека;
-что такое вода, её свойства и значение для всего окружающего;
-что такое солнце, роль солнца в жизни растений, животных и человека.
Литература:
1. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Издательство «Учитель» Воронеж 2002год.
2.Е.К.Андреева «Союз с природой». Издательство «Знание» Москва 1985 год.
3.К.Кудинов «Жигулёвский государственный заповедник» Куйбышевское книжное издательство 1982 год.
4.Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас». Ярославль, Академия развития 2003 год.
5.М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва 2004 год.
Методическое обеспечение.
Формы проведения | Виды занятий |
Контрольно-диагностическая деятельность | 1. Беседы. 2. Дискуссии. |
Познавательно-досуговая деятельность | 1. Экскурсии. 2. Дидактические игры. 3. Развлечения. |
Соревновательная деятельность | 1. Соревнования. |
Нетрадиционные формы | 1. КВН. 2. Викторина. |
Субъективная и научно-исследовательская деятельность | 1. Опыты. |
Перспективный план работы по программе
«Наш дом-Земля»
Тема | Цель | Материал, литература |
1.Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» | Научить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. | Иллюстрации с изображением природы и «неприроды». Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.40 |
2. Беседа «Разнообразие природы Земли» | Познакомить детей с разнообразием природы на Земле. Вместе с детьми составить модели условий жизни в разных уголках планеты. | Иллюстрации по теме. М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» с.101 |
3. Экскурсия «Какие бывают насекомые?» | Систематизировать представления о многообразии насекомых. Закрепить умение устанавливать связи между внешним видом и способом передвижения и способом защиты от врагов. | Иллюстрации по теме. Грамзапись «Танец бабочек» М.Красева. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34 |
4. «Лекарственные растения-средствооздоровления организма человека» | Развивать познавательную активность детей в процессеформирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. | Иллюстрации с изображением лекарственных растений. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.44 |
5.«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» | Сформировать представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. | Растения бальзамин и алоэ, традесканция и агава. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.61 |
6. «Как растения готовятся к зиме?» | Сформировать представление о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустов, цветов; показать приспособления семян к распространению. | Иллюстрации по теме, природный материал. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.56 |
7. Викторина «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представление о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. | Иллюстрации по теме. Запись «Голоса птиц в природе». Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.93 |
8.КВН «Лесные хищники» | Уточнить представления детей об образе жизни хищников. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. | Иллюстрации по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.76 |
9. Развлечение «Сравнение диких и домашних животных» | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать. Что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. | Иллюстрации по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.90 |
10. Соревнования «Зубы, носы, уши» | Показать детям, ка приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя носы, уши и зубы. | Иллюстрации по теме. М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» с.107 |
11.Беседа «Как животные приспособились к зиме?» | Уточнить и расширить представление о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой. | Иллюстрации по теме. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.379 |
12.«Почемубелые медведи не живут в лесу?» | Познакомить с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. | Иллюстрации по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.51 |
13.«Север-царство льда и снега» | Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. | Иллюстрации по теме, фланелеграф, силуэты животных, глобус. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.359 |
14. «Этажи леса» | Дать детям представление о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых даёт кров и пищу разным его обитателям. | Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте. Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 38 |
15. дискуссия «Планета Земля в опасности» | Дать представление о том, что планета Земля-это громадный шар. На планете земля обитает много живых существ. Планета сейчас в опасности, чтобы спасти её надо любить природу, изучать её, правильно с ней общаться. | Глобус, плакат SOS, грамзаписи. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.36 |
16.. «Рассказ об экологических пирамидах» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса-растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. | Сюжетные картинки по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.96 |
17. Опыт «Свойства воды» | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит много неизвестного. | Стаканчики с водой, соломинки, зеркало. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.108 |
18.«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. | Глобус, схема круговорота воды в природе. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.106 |
19.«Кто живёт в воде?» | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. | Картинки с изображением водных животных. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.110 |
20. «Природное разнообразие в реке» | Ребёнок должен понять, что в реке (в воде, на берегу, в прибрежной траве и кустарнике) живёт множество разнообразных живых существ. | Иллюстрации по теме. Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 55 |
21.Дискуссия «Спасем нашу Волгу» | Формировать познавательный интерес к реке Волге.Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку. | Иллюстраций с изображением реки Волги, репродукции картин – пейзажи с изображением реки Волги художников: Айвазовского, Саврасова, Кустодиева, Галахова, Боголюбова; запись песни Зыкиной «Течет Волга», географическая карта реки Волги. |
22. «Красная книга- сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить с Красной книгой. | Иллюстрация по теме, красная книга. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.122 |
23.«Отношение человека к своему здоровью» | Дать детям представление о здоровье человека и способах его укрепления | Сюжетные картинки по теме. Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 96 |
24. «Мой родной край- заповедные места Самарской области» | Познакомить детей с памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области. | Иллюстрации, фотографии по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.124 |
25. Опыты «Знакомство со свойствами воздуха» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать знания о том, что воздух-условие жизни всех живых существ на земле. | Воздушные шары, банка с водой, соломинки, духовые инструменты. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.126 |
26. «Носы нужны не только для красы» | Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде. | Зеркала, иллюстрации по теме. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.130 |
27. «Солнце. Его влияние на жизнедеятельность природы » | Дать представление о Солнце. Познакомить с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. | Схема-планеты Солнечной системы, карта звёздного неба. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.132 |
28. Семейный экологический проект «Мы и природа». | Закрепить знания детей о Красной книге, о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы. | Презентация, иллюстраций по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...
Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...
Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)
Основной целью данной программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности «Букваренок»
Цель программы: познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить детей слитному чтению слогов, не вступая в противоречие с методами школьного обучения....