Методическая разработка по экологическому воспитанию для детей младшей группы " Ознакомление с зимним сезоном"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Познакомить детей с яркими признаками сезона, привлекать внимание детей к красоте природы, воспитывать желание наблюдать за объектами природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план экологического воспитания по ознакомлению с зимним сезоном для детей младшей группы

Задачи:

1.Познакомить детей с яркими признаками сезона: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет, на деревьях нет листьев.

2.Формировать умение определять и называть состояние зимней погоды по основным признакам: земля покрыта снегом, холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер.

3.Развивать умение устанавливать элементарные связи между состоянием погоды и одеждой людей (на улице мороз, поэтому мы надели теплую одежду). Учить детей рассматривать зимнюю одежду, правильно называть предметы зимней одежды.

4. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает. Выявить свойства льда: лед скользкий, твердый, холодный. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

5. Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, собирать корм для птиц, ежедневно подкармливать птиц.

6. Формировать трудовые умения и навыки: расчистка участка от снега, утепление снегом деревьев, посыпание дорожек песком.

7.Привлекать внимание детей к красоте природы, воспитывать желание наблюдать за объектами природы: кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое.

Конспект ООД младшей группе

Рассматривание картины «Зимующие птицы. Синицы у кормушки».

Образовательная область – познавательное развитие.

Вид деятельности – беседа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги).
  2. Закрепить представления детей об особенностях внешнего вида и поведения синицы (синичка маленькая, подвижная, у неё красивое оперение летает, прыгает, клюет ягоды, крошки хлеба).
  3. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Развивать наблюдательность, умение находить следы птиц («крестики») на снегу.
  4. Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, собирать корм для птиц, ежедневно подкармливать птиц.

 Интеграция образовательных областей

Речевое развитие:

  1. Активизировать в речи детей знакомые слова: птица, клюв, крылья, прыгает и др.»
  2. Обогащение словаря за счет новых слов: «синица», «желтогрудый», «клюет ягоды», «рябина».
  3. ЧХЛ (стихотворение А. Яшин "Покормите птиц зимой", разгадывание загадок);

Музыкальное развитие:

  1. Прослушивание аудио запись "Голоса птиц";

Физическое развитие:

  1. Развивать двигательную активность, координацию движений. Подвижная игра "Птички-невелички.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, картины «Зимующие птицы», «Синицы у кормушки».

Предварительная работа:

  Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Конспект ООД младшей группе

Наблюдение на тему «Знакомимся со свойствами льда»

Образовательная область – познавательное развитие.

Вид деятельности – наблюдение.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами льда: скользкий, твердый, холодный.
  2. Объяснить детям, что на морозе вода превращается в лед.
  3. Приготовить цветные льдинки.
  4. Учить составлять узоры из цветных льдинок.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие:

  1. Активизировать в речи детей знакомые слова: вода, лед, холодный, твердый.

     2.  Обогащение словаря за счет новых слов: скользкий, льдинки.

Художественно-эстетическое развитие,

      1.Учить составлять узоры из цветных льдинок.

       2. Развивать воображение.

Предварительная работа:

Познакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, её можно переливать). Проведение опытов с водой.

Наблюдения в повседневной жизни

  1. Наблюдение за снегом.

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопад.

  1. Наблюдение за погодой

Цель: учить различать характерное состояние зимней погоды: холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер.

  1. Наблюдение за ветром

Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель», и «вьюга».

  1. Наблюдение за одеждой людей.

Цель: сформировать представления о сезонной одежде.

  1. Наблюдение за льдом

Цель: познакомить детей со свойствами льда: лед скользкий, твердый, холодный.

  1. Наблюдение за деревом

Цель: сформировать представление детей, что зимой у деревьев нет листьев, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются.

  1. Наблюдение за елью

Цель: учить узнавать и называть елочку, её части (ствол, ветки, иголочки, шишки). Учить описывать свойства еловых иголочек (они зеленые, колючие).

  1. Наблюдение за снежинкой

Цель: учить осматривать снежинки, поймав на рукавичку, любоваться их красотой.

  1. Наблюдение за птицами 

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о них.

  1. Наблюдение за рябиной

Цель: сформировать представление детей, что птицы зимой могут питаться ягодами рябины.

  1. Наблюдение за следами на снегу

Цель: учить детей различать следы птиц, зверей, людей.

  1. Наблюдение за работой дворника

Цель: воспитывать уважение к труду взрослых.

Беседы в повседневной жизни

  1. Осень прошла, настала зима (беседа по картинкам).

Цель: Уточнить характерные особенности осени и познакомить с первыми признаками зимы.

  1. Как мы одеваемся зимой?

Цель: Обратить внимание на зимнюю одежду людей, уточнить для чего одеваем те или иные предметы одежды.

  1. Снег идет.

Цель: Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом. Познакомить со свойствами снега.

  1. Кто прилетает на кормушку? (беседа по картинам)

Цель: Познакомиться с зимующими птицами. Учить узнавать птиц, называть их части тела.

  1. Беседа о жизни зверей в лесу (рассматривание иллюстраций)

Цель: Закреплять знания детей о диких животных, о том, как они живут в лесу зимой, чем питаются.

  1. Зимние развлечения на улице (беседа по картинкам)

Цель: Закреплять знания детей о назначении снежных построек, о том, как и с чем, играть зимой.

  1. Елочка у нас в гостях

Цель: Уточнить у детей отличительные внешние признаки березы и елки. Назначение елки в празднике.

  1. Труд людей в природе

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

  1. Мы поздравляем наших пап

Цель: Познакомить детей с Днем Защитника Отечества. Вызвать чувство гордости за отца.

Дидактические игры

  1. Игра «Четыре картинки»

Дидактическая задача: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

  1. Игра «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: Уточнять и углублять знания детей о времени года и жизни животных в зимний период.

  1. Игра «Кто в домике живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

  1. Игра «Как одеваться зимой»

Дидактическая задача: Подвести детей к пониманию того что зимой холодно, поэтому дети одеты тепло.

  1. Игра «В зимней столовой»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.

  1. Игра «Назови правильно»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Сходство и различие.

  1. Игра «Зоопарк»

Дидактическая задача: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

  1. Игра «Разрезные картинки»

Дидактическая задача: учить детей собирать из частей целое      

изображение.

 

  1. Игра «Какое время года»

Дидактическая задача: учить отгадывать загадки по характерным    

признакам.

Опыты в младшей группе

Вода прозрачная?

Цель: показать детям, что вода прозрачная и окрашивается в цвет того    

            вещества, которое положат в воду.

Материал: Две прозрачные банки, одна из них наполнена водой, марганцовка.

Организация проведения опыта: 

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, показывает две банки, закрытые крышками, и предлагает узнать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая тяжелая. – Почему? Затем банки открывают, и дети убеждаются, что в первой банке ничего нет, во второй – вода. – Как вы догадались, что находится в банке? Правильно, вода. Она прозрачная, не имеет цвета, но окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Взрослый кладет кристаллиты марганцовки в воду и перемешивает, чтобы они растворились.

Чем пахнет вода?

Цель: подвести детей к пониманию, того что вода не имеет запаха, а пахнет тем веществом, которое добавлено в воду.

Материал: баночка с водой. Ароматная настойка (эвкалипт).

Организация проведения опыта: 

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Предлагает понюхать воду. Затем капает настойку (любую) и даёт детям понюхать, что же это значит? Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили. Если добавить в воду сироп малины, чем будет пахнуть вода? И

т.д.

Если у воды вкус?

Цель: доказать детям, что вода не имеет вкуса, но приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Материал: стаканчики с питьевой водой, соль, сахар, ложечки.

Организация проведения опыта:

 Воспитатель: - Какого вкуса вода? Попробуйте воду. Нет вкуса. Добавьте в стаканчики с водой ложечку сахара, размешайте, попробуйте воду. Какая она на вкус? А если мы добавим соль, какой вода станет на вкус?

«Цветные льдинки»

Цель: знакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, её можно переливать). Объяснить детям, что на морозе вода превращается в лед.

Организация проведения опыта:

В прозрачные банки с водой добавляем гуашь разного цвета, размешиваем. Получилась цветная вода. Затем эту цветную воду наливаем в формочки и выносим на мороз. Через несколько часов заносим формочки и видим, что, вода замерзла, и получились цветные льдинки.

Что такое лёд?

Цель: показать детям, что в тепле лед превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Организация проведения опыта:

         Положить ведёрко кусочки льда и понаблюдать в течение некоторого времени. Через несколько минут лед растает и в ведре появится вода. Тоже самое проделать и с цветными льдинками – образуется цветная вода.

Литература для детей младшей группы

1.Познакомить детей со стихотворениями о птицах:

А. Чепуров «Трудно птицам зимовать…»,

 С. Есенин «Воробышки игривые…».

2.Прочитать детям рассказ С. Михалкова «Елочка».

3.Познакомить детей со стихотворением о снеге и снежинках:

И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»,

 А. Липецкий «Снежинки пуховые…».

4.Познакомить детей со стихотворениями о зиме:

И. Суриков «Стали дни короче…»,

 В. Орлова «Все злее, злее, злее на улице мороз…».

5.Познакомить детей со стихотворениями о животных:

С. Маршака «Это кто тут наследил…»,

 Л. Воронковой «Ох, как заяц напетлял…».

6.Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».

7. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

Трудовая деятельность в младшей группе

1. Расчистка дорожек от снега и мусора.

Цель:

учить пользоваться лопатками;  

-развивать двигательную активность;

 -воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

2. Подгрести снег к корням деревьев

Цели:

-учить работать грабельками и лопаткой;

-развивать двигательную активность;

-воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, прививать бережное отношение к природе.

3. Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цели:

-приучать детей с помощью взрослых кормить птиц;

-развивать мелкую моторику;

- воспитывать желание участвовать в уходе за птицами.

4. Сбор мусора на участке.

Цели:

-приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада;  

-развивать двигательную активность  

-воспитывать желание оказывать взрослым помощь.

5. Трудовая деятельность

Цели:

-учить правильно, наполнять ведерко снегом до определенной отметки,

доводить начатое дело до конца;

-учить работать сообща, не мешать друг другу;

-развивать двигательную активность;

-воспитывать трудолюбие.

6. Сооружение построек из снега.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;  

развивать двигательную активность; воспитывать трудолюбие.

Работа с родителями

Форма работы

Цель

Проведение конкурса: «Необычная елочка!»

Демонстрация творческих способностей детей и родителей.

Родительское собрание

Повышение чувства социальной и личной ответственности за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.

«Празднование Нового года!»

Рекомендации по организации и проведении праздника. Знакомство с историей родного края.

Консультация:

«Зимние травмы»

Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях.

Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений».

Фитонцидо - терапия.

Расширять представления родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.

Консультация:

«Семь родительских заблуждений о морозной погоде»

Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой. Рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой.

Родительское собрание.

Консультация:

«Воспитание у детей любви к природе!»

Познакомить родителей с правилами поведения в природе. Повысить уровень сознательности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка  содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа  представлет докуме...

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Методическая разработка по экологическому воспитанию во второй младшей группе Проект «Огород на окошке»

Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается  весна (март). К проекту разработаны три приложения....

Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе

Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....

Развлечение по экологическому воспитанию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес".

Развлечение по экологическому воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте....

Методическая разработка интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей младшей группы «Мышонок потерялся»

Методическая разработка интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей младшей группы «Мышонок потерялся» Цель: формирование первоначальных представлений о животных как живых сущест...

Методическая разработка по ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей второй младшей группы Тема: «Путешествие в заповедник»

Цель: Расширять представление детей о природе родного края.Задачи:- познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее;- познакомить с основами науки экологии, правилами охр...