Методическая разработка по экологическому воспитанию для детей младшей группы " Ознакомление с зимним сезоном"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Познакомить детей с яркими признаками сезона, привлекать внимание детей к красоте природы, воспитывать желание наблюдать за объектами природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план экологического воспитания по ознакомлению с зимним сезоном для детей младшей группы
Задачи:
1.Познакомить детей с яркими признаками сезона: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет, на деревьях нет листьев.
2.Формировать умение определять и называть состояние зимней погоды по основным признакам: земля покрыта снегом, холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер.
3.Развивать умение устанавливать элементарные связи между состоянием погоды и одеждой людей (на улице мороз, поэтому мы надели теплую одежду). Учить детей рассматривать зимнюю одежду, правильно называть предметы зимней одежды.
4. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает. Выявить свойства льда: лед скользкий, твердый, холодный. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.
5. Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, собирать корм для птиц, ежедневно подкармливать птиц.
6. Формировать трудовые умения и навыки: расчистка участка от снега, утепление снегом деревьев, посыпание дорожек песком.
7.Привлекать внимание детей к красоте природы, воспитывать желание наблюдать за объектами природы: кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое.
Конспект ООД младшей группе
Рассматривание картины «Зимующие птицы. Синицы у кормушки».
Образовательная область – познавательное развитие.
Вид деятельности – беседа.
Задачи:
- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги).
- Закрепить представления детей об особенностях внешнего вида и поведения синицы (синичка маленькая, подвижная, у неё красивое оперение летает, прыгает, клюет ягоды, крошки хлеба).
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Развивать наблюдательность, умение находить следы птиц («крестики») на снегу.
- Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, собирать корм для птиц, ежедневно подкармливать птиц.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие:
- Активизировать в речи детей знакомые слова: птица, клюв, крылья, прыгает и др.»
- Обогащение словаря за счет новых слов: «синица», «желтогрудый», «клюет ягоды», «рябина».
- ЧХЛ (стихотворение А. Яшин "Покормите птиц зимой", разгадывание загадок);
Музыкальное развитие:
- Прослушивание аудио запись "Голоса птиц";
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность, координацию движений. Подвижная игра "Птички-невелички.
Материал: иллюстрации с изображением птиц, картины «Зимующие птицы», «Синицы у кормушки».
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Конспект ООД младшей группе
Наблюдение на тему «Знакомимся со свойствами льда»
Образовательная область – познавательное развитие.
Вид деятельности – наблюдение.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами льда: скользкий, твердый, холодный.
- Объяснить детям, что на морозе вода превращается в лед.
- Приготовить цветные льдинки.
- Учить составлять узоры из цветных льдинок.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие:
- Активизировать в речи детей знакомые слова: вода, лед, холодный, твердый.
2. Обогащение словаря за счет новых слов: скользкий, льдинки.
Художественно-эстетическое развитие,
1.Учить составлять узоры из цветных льдинок.
2. Развивать воображение.
Предварительная работа:
Познакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, её можно переливать). Проведение опытов с водой.
Наблюдения в повседневной жизни
- Наблюдение за снегом.
Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопад.
- Наблюдение за погодой
Цель: учить различать характерное состояние зимней погоды: холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер.
- Наблюдение за ветром
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель», и «вьюга».
- Наблюдение за одеждой людей.
Цель: сформировать представления о сезонной одежде.
- Наблюдение за льдом
Цель: познакомить детей со свойствами льда: лед скользкий, твердый, холодный.
- Наблюдение за деревом
Цель: сформировать представление детей, что зимой у деревьев нет листьев, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются.
- Наблюдение за елью
Цель: учить узнавать и называть елочку, её части (ствол, ветки, иголочки, шишки). Учить описывать свойства еловых иголочек (они зеленые, колючие).
- Наблюдение за снежинкой
Цель: учить осматривать снежинки, поймав на рукавичку, любоваться их красотой.
- Наблюдение за птицами
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о них.
- Наблюдение за рябиной
Цель: сформировать представление детей, что птицы зимой могут питаться ягодами рябины.
- Наблюдение за следами на снегу
Цель: учить детей различать следы птиц, зверей, людей.
- Наблюдение за работой дворника
Цель: воспитывать уважение к труду взрослых.
Беседы в повседневной жизни
- Осень прошла, настала зима (беседа по картинкам).
Цель: Уточнить характерные особенности осени и познакомить с первыми признаками зимы.
- Как мы одеваемся зимой?
Цель: Обратить внимание на зимнюю одежду людей, уточнить для чего одеваем те или иные предметы одежды.
- Снег идет.
Цель: Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом. Познакомить со свойствами снега.
- Кто прилетает на кормушку? (беседа по картинам)
Цель: Познакомиться с зимующими птицами. Учить узнавать птиц, называть их части тела.
- Беседа о жизни зверей в лесу (рассматривание иллюстраций)
Цель: Закреплять знания детей о диких животных, о том, как они живут в лесу зимой, чем питаются.
- Зимние развлечения на улице (беседа по картинкам)
Цель: Закреплять знания детей о назначении снежных построек, о том, как и с чем, играть зимой.
- Елочка у нас в гостях
Цель: Уточнить у детей отличительные внешние признаки березы и елки. Назначение елки в празднике.
- Труд людей в природе
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.
- Мы поздравляем наших пап
Цель: Познакомить детей с Днем Защитника Отечества. Вызвать чувство гордости за отца.
Дидактические игры
- Игра «Четыре картинки»
Дидактическая задача: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
- Игра «Когда это бывает?»
Дидактическая задача: Уточнять и углублять знания детей о времени года и жизни животных в зимний период.
- Игра «Кто в домике живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
- Игра «Как одеваться зимой»
Дидактическая задача: Подвести детей к пониманию того что зимой холодно, поэтому дети одеты тепло.
- Игра «В зимней столовой»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.
- Игра «Назови правильно»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Сходство и различие.
- Игра «Зоопарк»
Дидактическая задача: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
- Игра «Разрезные картинки»
Дидактическая задача: учить детей собирать из частей целое
изображение.
- Игра «Какое время года»
Дидактическая задача: учить отгадывать загадки по характерным
признакам.
Опыты в младшей группе
Вода прозрачная?
Цель: показать детям, что вода прозрачная и окрашивается в цвет того
вещества, которое положат в воду.
Материал: Две прозрачные банки, одна из них наполнена водой, марганцовка.
Организация проведения опыта:
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, показывает две банки, закрытые крышками, и предлагает узнать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая тяжелая. – Почему? Затем банки открывают, и дети убеждаются, что в первой банке ничего нет, во второй – вода. – Как вы догадались, что находится в банке? Правильно, вода. Она прозрачная, не имеет цвета, но окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Взрослый кладет кристаллиты марганцовки в воду и перемешивает, чтобы они растворились.
Чем пахнет вода?
Цель: подвести детей к пониманию, того что вода не имеет запаха, а пахнет тем веществом, которое добавлено в воду.
Материал: баночка с водой. Ароматная настойка (эвкалипт).
Организация проведения опыта:
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Предлагает понюхать воду. Затем капает настойку (любую) и даёт детям понюхать, что же это значит? Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили. Если добавить в воду сироп малины, чем будет пахнуть вода? И
т.д.
Если у воды вкус?
Цель: доказать детям, что вода не имеет вкуса, но приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Материал: стаканчики с питьевой водой, соль, сахар, ложечки.
Организация проведения опыта:
Воспитатель: - Какого вкуса вода? Попробуйте воду. Нет вкуса. Добавьте в стаканчики с водой ложечку сахара, размешайте, попробуйте воду. Какая она на вкус? А если мы добавим соль, какой вода станет на вкус?
«Цветные льдинки»
Цель: знакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, её можно переливать). Объяснить детям, что на морозе вода превращается в лед.
Организация проведения опыта:
В прозрачные банки с водой добавляем гуашь разного цвета, размешиваем. Получилась цветная вода. Затем эту цветную воду наливаем в формочки и выносим на мороз. Через несколько часов заносим формочки и видим, что, вода замерзла, и получились цветные льдинки.
Что такое лёд?
Цель: показать детям, что в тепле лед превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.
Организация проведения опыта:
Положить ведёрко кусочки льда и понаблюдать в течение некоторого времени. Через несколько минут лед растает и в ведре появится вода. Тоже самое проделать и с цветными льдинками – образуется цветная вода.
Литература для детей младшей группы
1.Познакомить детей со стихотворениями о птицах:
А. Чепуров «Трудно птицам зимовать…»,
С. Есенин «Воробышки игривые…».
2.Прочитать детям рассказ С. Михалкова «Елочка».
3.Познакомить детей со стихотворением о снеге и снежинках:
И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»,
А. Липецкий «Снежинки пуховые…».
4.Познакомить детей со стихотворениями о зиме:
И. Суриков «Стали дни короче…»,
В. Орлова «Все злее, злее, злее на улице мороз…».
5.Познакомить детей со стихотворениями о животных:
С. Маршака «Это кто тут наследил…»,
Л. Воронковой «Ох, как заяц напетлял…».
6.Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».
7. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Трудовая деятельность в младшей группе
1. Расчистка дорожек от снега и мусора.
Цель:
учить пользоваться лопатками;
-развивать двигательную активность;
-воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
2. Подгрести снег к корням деревьев
Цели:
-учить работать грабельками и лопаткой;
-развивать двигательную активность;
-воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, прививать бережное отношение к природе.
3. Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.
Цели:
-приучать детей с помощью взрослых кормить птиц;
-развивать мелкую моторику;
- воспитывать желание участвовать в уходе за птицами.
4. Сбор мусора на участке.
Цели:
-приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада;
-развивать двигательную активность
-воспитывать желание оказывать взрослым помощь.
5. Трудовая деятельность
Цели:
-учить правильно, наполнять ведерко снегом до определенной отметки,
доводить начатое дело до конца;
-учить работать сообща, не мешать друг другу;
-развивать двигательную активность;
-воспитывать трудолюбие.
6. Сооружение построек из снега.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;
развивать двигательную активность; воспитывать трудолюбие.
Форма работы | Цель |
Проведение конкурса: «Необычная елочка!» | Демонстрация творческих способностей детей и родителей. |
Родительское собрание | Повышение чувства социальной и личной ответственности за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей. |
«Празднование Нового года!» | Рекомендации по организации и проведении праздника. Знакомство с историей родного края. |
Консультация: «Зимние травмы» | Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях. |
Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений». Фитонцидо - терапия. | Расширять представления родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений. |
Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» | Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой. Рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой. |
Родительское собрание. Консультация: «Воспитание у детей любви к природе!» | Познакомить родителей с правилами поведения в природе. Повысить уровень сознательности родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе
Методическая разработка содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа представлет докуме...
Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».
Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Методическая разработка по экологическому воспитанию во второй младшей группе Проект «Огород на окошке»
Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается весна (март). К проекту разработаны три приложения....
Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....
Развлечение по экологическому воспитанию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес".
Развлечение по экологическому воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте....
Методическая разработка интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей младшей группы «Мышонок потерялся»
Методическая разработка интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей младшей группы «Мышонок потерялся» Цель: формирование первоначальных представлений о животных как живых сущест...
Методическая разработка по ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей второй младшей группы Тема: «Путешествие в заповедник»
Цель: Расширять представление детей о природе родного края.Задачи:- познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее;- познакомить с основами науки экологии, правилами охр...