Конспект НОД "О вредных и полезных продуктах, и тайне исчезнувшей морковки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаманская Наталья Викторовна

Конспект НОД "О вредных и полезных продуктах. и тайне исчезнувшей морковки", с приёмами социоигровой технологии. В исследовательской деятельности дети знакомятся с тайнами своего организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Шаманская Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №110 г. Братск.  
Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей   группы по теме «О вредных и полезных продуктах, и тайне исчезнувшей морковки». Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. 
Конспект деятельности направлен на формирование  у детей представлений о своём организме, о слаженной работе его органов, о необходимости употреблять только полезную пищу.
Интеграция образовательных областей:

 «Познавательно-речевое развитие», « Коммуникативно-личностное развитие».
Цель:

 Продолжать знакомить детей с пищеварительной системой организма человека.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами. Показать важность работы  выполняемой каждым органом, учить детей понимать потребности своего организма.

Расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека.
Развивающие: Совершенствовать умения детей работать в малых группах, выслушивать мнения товарищей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, приходить к единому мнению, договариваться,  действовать сообща.

Способствовать формированию потребности заниматься исследовательской деятельностью.
Воспитательные: Воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье.
Предварительная работа:

«Экскурсия в  магазин», обсуждение с детьми меню детского сада, исследование продуктов из которых приготовлено то, или иное блюдо.
Оборудование:

 Кукла Карлсон, банка варенья, нарезанные яблоко и морковь, одноразовые стаканчики по количеству детей, слайды пищеварительной системы человека, пластиковый мешочек с привязанной к нему широкой стеклянной трубочкой, верёвка, муляжи овощей и фруктов, различных продуктов: конфет, йогуртов, пирожных, молока, сыра, телевизор или ноутбук.
Методические приёмы:

Приёмы социоигровой технологии - работа детей в компаниях, опыты и эксперименты. 

Ход:

Дети играют, в группе неожиданно появляется кукла Карлсон с банкой варенья. Дети собираются вокруг него, здороваются.

Карлсон рассказывает о том, что летит со дня рождения своего друга Малыша.

-И чем же угощал тебя именинник?

-О! я съел целую вазу конфет, огромный пирог, и полбанки клубничного варенья.

Карлсон: - А вы ребята, какие продукты любите?

Проводится игра «Волшебная палочка», где дети поочерёдно передавая палочку, рассказывают о своих пищевых пристрастиях.

-Да, Карлсон оказывается большинство наших детей, как и ты сладкоежки.

-А вы знаете о том, что не все продукты полезны?

Есть много вкусных продуктов, но очень вредных для нашего организма.

Но есть большое количество и полезных продуктов.

-А хотите отправиться в супермаркет за продуктами?

Для этого мы объединимся в две компании:

1- дети, чьи дни рождения осенью и летом, 2- чьи дни рождения зимой и весной.

-Посовещайтесь, и выберите, пожалуйста, посыльных, которым я на ушко скажу, какие купить продукты, вредные или полезные.

Дети ходят между столами, совещаются и, выбрав необходимые продукты, складывают их в свои пакеты.

Затем компании представляют свои наборы продуктов, аргументируя, чем вреден или полезен данный продукт.

-Конфеты и пирожные очень сладкие, они разрушают зубы, поэтому считаются вредными продуктами. В яблоках и моркови много витаминов,

поэтому они полезные. В молоке и сыре есть кальций, который необходим для роста и укрепления костей, поэтому все молочные продукты полезные.

-Так какими же продуктами питался Карлсон?

-Карлсон: - Ну, не буду, я больше много есть конфет и варенья. Но уж очень оно вкусненькое! А бывают ли продукты и вкусные и полезные, да чтоб наши были, а не заморские?

Предлагаю детям объединиться в новые компании и рассказать Карлсону о вкусных и полезных продуктах наших сибирских лесов и огородов.

Предлагаю детям объединиться в компании по признаку тёмных и светлых волос, выбирают посыльных и получают задания.

Посовещавшись, 1- компания рассказывает о дарах огорода, 2- сибирской тайги.

Дети рассказывают о вкусных овощах, растущих на дачах, о богатых витаминами лесных ягодах, о питательных кедровых орешках и лесных грибах.

-Посмотри, какая славная уродилась морковка!

Дети и Карлсон угощаются порезанной морковкой, расхваливая её вкусовые качества, передавая плод друг другу (сладкая, хрустящая, вкусная, полезная, витаминная, ароматная).

Карлсон: - Ну что же друзья, спасибо за угощение и науку, а мне пора домой. А по дороге куплю только полезных продуктов. Карлсон улетает.

-А куда же делась наша порезанная морковка?

-Ну, конечно же, мы её съели, и она попала нам в живот. И с нею начали происходить чудесные превращения. А хотите узнать какие?

С помощью волшебной палочки я превращу вас в исследователей, и мы отправимся открывать тайну исчезнувшей морковки.

-А свои исследования мы проведём в научной лаборатории.

Выставляю слайд, изображения ротовой полости.

-Куда сначала попадает пища?

Значит, попав туда, мы найдём дорогу, по которой ушла наша морковка.

-Кто живёт во рту?

-Для чего нужен язык? Да он наш охранник, он первым пробует всё на вкус.

Распознаёт просроченные продукты, у которых изменился вкус.

-А что есть ещё?

-Для чего нужны зубы? Они работают как жернова, перемалывают и пережёвывают пищу. Это очень важная работа.

-Прислушайтесь к ощущениям во рту, там сухо или мокро? Почему?

-Во рту есть слюна, которая смачивает пищу, и язык помогает протолкнуть её внутрь.

Предлагаю каждому пластиковый стаканчик с 2 кусочками яблока.

- Возьмите кусочек и тщательно разжуйте его, но не глотайте, дайте хорошо поработать зубам и языку.

-Разжевали, чувствуете, как слюна смочила яблоко? А теперь сделайте глотательное движение и проглотите яблоко.

-Получилось? Куда же делось яблоко, ведь во рту уже ничего нет?

Выставляю слайд пищеварительной системы человека.

-Когда вы проглотили яблоко, оно попало в пищевод, по которому пережёванная пища стала медленно двигаться к небольшому мешочку.

Кто-нибудь знает, как он называется?

-Конечно же, пища попадает в желудок. Предлагаю детям провести путь пищи от горла до желудка. И прощупать свой желудок, который находится под рёбрами.

-Посмотрите друг на друга, вы видите, что происходит в желудке соседа?

А хотите это увидеть?

Предлагаю детям провести опыт.

К пластиковому мешочку привязана стеклянная трубочка, а на дне мешочка немного воды.

-Вот наш желудок и пищевод.

В желудке есть специальная жидкость - желудочный сок, который помогает переваривать пищу.

-Как вы думаете, если в желудок вовремя не поступила пища, что здесь происходит? (желудочный сок начинает разъедать стенки желудка, может возникнуть заболевание – гастрит или язва).

Предлагаю детям взять второй кусочек яблока, и переживать его не глотая сплюнуть в стаканчик. Пережёванное яблоко собираю со всех стаканчиков в один большой. Затем вместе с детьми помещаем пережёванное яблоко в имитированный пищевод, по которому масса стекает в «желудок».

-Желудочный сок постепенно пропитывает наше яблоко и растворяет его твёрдые кусочки.

Обращаю внимание детей, что не все кусочки тщательно пережёваны. И нашему желудку намного труднее справиться с большими кусками.

-Есть такая пословица «Кто дольше жуёт, тот дольше живёт».

Как вы понимаете эту пословицу?

Предлагаю детям помять массу в желудке.

-Вот наш желудок начал работать. Своими стенками он мнёт, растирает, перемешивает пищу. Как будто что он делает? (варит).  

Все дети поочерёдно переминают стенки пакета. Вот почему этот процесс и назвали, как вы думаете? (пищеварение).

-А представляете, что происходит в желудке у Карлсона после огромного пирога, конфет и варенья?

-Если мы наполним разной пищей этот пакет, что же будет происходить? Да, желудку очень трудно переваривать большое количество пищи, он растягивается. Ведь пища находится в желудке 2-4 часа, а когда он переполнен ещё дольше. Наверное, наш друг сейчас жалуется на тяжесть в животе.

-Обращаю внимание детей к слайду, а куда же дальше отправляется пища?

-Кто-нибудь знает, как называется этот тёмный тоннель с мягкими ворсистыми стенками? Да это кишка, она очень длинная, в ней 7 метров.

Предлагаю детям растянуть верёвку.

-Но в теле человека она свёрнута. Предлагаю детям скрутить верёвку.

Сначала переваренная пища из желудка проходит путь в двенадцать пальцев.

-А кто-нибудь знает, как в старину называли пальцы?

-Их называли персты. Поэтому эту часть кишки называли двенадцатиперстной.

-Катя, Света и Дима, подойдите и положите на верёвку по 4 пальца.

-А теперь посчитаем, сколько пальцев положили дети. Да двенадцать пальцев – длина двенадцатипёрстной кишки. В её стенках есть маленькие отверстия, в которые вытекает сок из поджелудочной железы и печени, она смачивает и растворяет пищу.

-А дальше все начинают ещё активнее трудиться – стенки кишки, ворсинки и печень. Все органы разбирают себе питательные вещества.

Питается и наша кровь, разнося всё полезное по организму.

-И вот, наконец, от пищи остаётся то, что никому не нужно. Вот тогда-то мы и ходим в туалет. Это тоже важно делать вовремя, чтобы организму было легче.

-Ну, что же мои дорогие исследователи, сегодня мы познакомились с удивительным процессом нашего организма. Как он называется?

-А можно бы было жить без пищи?

-Чтоб произошло бы с нашим организмом?  Давайте подведём итог, и подумаем, какие же правила надо соблюдать, чтобы улучшить пищеварение, и наш организм работал без сбоев.

-есть больше полезных продуктов

-не переедать

-тщательно пережёвывать пищу

-кушать вовремя, не голодать

-вовремя ходить в туалет

- Наша научная лаборатория закрывается. Но исследования не заканчиваются. Предлагаю продолжить их дома: исследовать все продукты, которые есть в холодильнике и шкафах, и рассказать родным о вредной и полезной пище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект детско-родительского развлечения «Вредные и полезные продукты»

С помощью этого развлечения  дети закрепляют знания о полезных и не очень полезных продуктах, у них формируются представления о рациональном питании. Помощниками педагогов становятся родители. Ро...

Конспект детско-родительского развлечения «Вредные и полезные продукты».( старшая группа)

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой с...

Конспект занятия "Вредные и полезные продукты"

Цель: Формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания.- Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания.- Формировать навыки словообразования.- Расширять зна...

Конспект образовательной деятельности: Вредные и полезные продукты

Конспект образовательной деятельности:  Вредные и полезные продукты...

Конспект "Вредные и полезные продукты"

Конспект "Вредные и полезные продукты"...

Конспект НОД "Вредные и полезные продукты"

Конспект по познавательному развитию (Экспериментирование с чипсами)...

Конспект «О вредных и полезных продуктах»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по познавательному и речевому развитию «О вредных и полезных продуктах» с использованием информа...