Конспект НОД "Кто такой Пётр I?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нина Евгеньевна Смирнова

Конспект НОД по петербурговедению.

Смирновой Н. Е.

 

Тема:   “Кто такой Пётр I ?”

Цели:   

  1. Дать детям знания о детстве Петра I.
  2. Активизация словарного запаса за счёт слов: хилый, богатырь, сабля, потеха, ботик, крепость, лодка, роскошная.
  3. Развивать умение соотносить речь с движением, отгадывать загадки, отвечать на вопросы полным предложением, употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме.
  4. Развивать воображение, творчество.
  5. Воспитывать у детей интерес к истории нашего города.

Материал к занятию:

            Иллюстрации с изображением царя, одежды петровского времени, оружия, кукла   Незнайка, различные обводки одежды, листы белой бумаги, фломастеры, мягкий мяч, кассета со спокойной музыкой.

Предварительная работа:

         Рассматривание иллюстраций с людьми в одежде петровского времени. Беседа на   тему: “Жители невских берегов”.

 

Ход занятия.

Воспитатель:Дети! Сегодня утром позвонил Незнайка и попросился к нам в гости, он узнал, что сегодня мы будем говорить об истории нашего прекрасного города – о детстве нашего царя Петра I.

Входит Незнайка:Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы меня ждёте, а о чём сегодня мы поговорим?

Воспитатель:Здравствуй, Незнайка! Говорить мы будем не о чём, а о ком. Дети, расскажите, о ком мы сегодня будем говорить?

 Дети:Мы сегодня будем говорить о детстве Петра I.

Незнайка:Интересно, только вот как мы будем называть маленького царя – Пётр?

Воспитатель:Что ты, Незнайка, называть мы его будем ласково, а чтобы ты понял, мы сыграем в игру “Назови ласково своего соседа”.

Я возьму мягкий мяч, и мы начнём игру.

Проводится игра “Назови ласково”. В конце игры Незнайка называет ласковое имя маленького царевича – Петруша. Дети хором повторяют его.

Воспитатель:Ну, вот и хорошо. А теперь послушайте историю о детстве нашего Петруши.

Давным-давно 30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын Петруша.

О рождении Петруши возвестили радостным колокольным звоном. (Воспитатель звонит в маленький колокольчик). Царственный малютка рос не по дням, а по часам. Так на Руси говорили не о хилых детях, а о богатырях, т.е. о здоровых, крепких детях.

Когда Петруше исполнилось три года, ему на именины (29 июня день Святых Апостолов Петра и Павла) подарили маленькую стальную сабельку. Узнав, что сабельку подарил купец, Петруша попросил отца непременно отблагодарить купца, а его самого опоясать саблей. Когда Петрушу отец опоясывал, он сказал, - Используй меч на правое дело, на защиту родной земли.

Царь, видя страсть сына к военным занятиям, приказал собрать одногодок Петруши, сделать для них разное маленькое оружие и выучить их всему, чему учились настоящие солдаты.

Тут-то и начались для Петруши праздники. Целый день они играли и обучались военным хитростям.

В четыре года Петруша лишился своего родителя, царь умер, но воспитанием его занялся любящий брат Феодор Алексеевич. Петруше наняли в учителя дьяка Никиту Моисеевича Зотова.

Зотов велел нарисовать все важнейшие вехи в истории о славных государях русских и расположил рисунки по всем комнатам царевича. Эти картинки очень нравились Петруше, и он понял самое главное, что государя может научить царствовать только история.

Пётр, к удивлению всех окружающих, рассматривал с любопытством планы крепостей, задавал много утоняющих вопросов. В то же время его потешное войско тоже обучалось военному делу. И в будущем из них сформировали Преображенский и Семеновский полки.  Впоследствии они стали гвардейскими и до сих пор носят эти знаменитые имена.

Уже с детства Пётр начал менять порядок подавания команд при стрельбе. Он их сделал короче, точнее.  Всё, что Пётр видел вокруг себя, он хотел попробовать сделать сам.

В возрасте 10 лет Пётр стал царём.

Незнайка:Ребята, Петруша был сильным, здоровым, а как вы считаете, что для этого надо?

Дети:Надо заниматься спортом, делать зарядку, гулять  и правильно кушать.

Воспитатель:Молодцы, ребята! Вы всё правильно сказали Незнайке, а давайте научим его делать зарядку!

Проводится речь с движением.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как серый волк – волчишко,

И как заинька – трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся,

Так же  мило улыбнулся.

Незнайка: Спасибо, ребята! Мне так понравилось делать зарядку. Я теперь буду делать её всегда.

Воспитатель: Незнайка! Дети! А вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да.

Незнайка: Ещё бы!

Воспитатель:     Отгадайте “В лесу родилась, а в воде живёт. Что это?”

Незнайка:   Утка.

Дети:   Лодка.

Воспитатель:     Конечно же, это лодка.

Петруша однажды в селе Измайловское нашёл старый ботик – небольшое судно с парусом. Пётр учился управлять ботиком на реке Яузе. Плавая на ботике, Пётр мечтал превратить Россию в морскую державу, иметь мощный флот. Петру не нравилась русская одежда того времени, т.к. в ней неловко было лазать по мачтам кораблей, рубить топором, маршировать, да и роскошь он не любил!

Показ иллюстраций одежды того времени. В будущем царь Пётр будет заставлять подданных носить немецкую и голландскую одежду.

Незнайка:    Ой, ребята, а я забыл, что подарили Петруше на именины?

Дети:      Петруше на именины подарили настоящую сабельку.

Воспитатель:    Дети, тогда уж напомните Незнайке, что сказал ему отец, надевая Петруше саблю.

Дети:      Надевая Петруше саблю, царь сказал,  - Используй оружие на правое дело, на защиту родной земли.

Воспитатель:   Пётр был таким умным и любознательным. Как вы считаете почему?

Дети:    Пётр был умным потому, что любил учиться и всё делать своими руками

Воспитатель:    А почему Петруше не нравилась русская одежда того времени?

Дети:    Петру не нравилась русская одежда, потому что она была неудобная, тяжёлая и слишком роскошная.

Воспитатель:    Ребята, давайте для Незнайки нарисуем старинные русские одежды. У вас на столах лежит бумага, фломастеры и обводки.

Воспитатель включает спокойную музыку, под которую дети обводят контуры одежды и раскрашивают их. По окончании звучания музыки дети дарят Незнайке рисунки.

Незнайка:   Какие красивые наряды получились. Их можно будет одевать по праздникам. Спасибо ребята. Я очень много узнал сегодня, а теперь до свидания.

Дети:  До свидания, Незнайка! Приходи к нам ещё.

Воспитатель:  Наше занятие окончено, но я бы хотела узнать, что нового вы узнали для себя?

Ответы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД "Такие тазные ложки"

Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...