Педагогический проект «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 190 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников"

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Сколько времени скажи?

Посмотрите на часы!»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Демина Е.А.

воспитатель II кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

                                                               2015

Содержание

1.     Структура проекта                                                                                         3

2.     Список литературы                                                                                       7

3.     Приложение 1 Физическое развитие                                                           8

4.     Приложение 2 Социально-коммуникативное развитие                           14

5.     Приложение 3 Речевое развитие                                                                18

6.     Приложение 4 Познавательное развитие (экспериментирование)         24

7.     Приложение 5 Сценарий концертной программы                                    26

8.     Приложение 6 Текст к слайдам «Время и часы»                                      33

9.     Приложение 7 Текст к слайдам «Как возникли часы?»                           37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»

Вид проекта: долгосрочный (октябрь-апрель).

Тип проекта: информационно – исследовательски - творческий

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели старшей группы, родители воспитанников старшей группы, музыкальный руководитель, хореограф

Актуальность: «А через сколько придёт мама? А когда мы пойдём на улицу? А сколько нам осталось гулять? А во сколько мы будем кушать? А сколько сейчас времени?». Как часто мы слышим такие вопросы от наших воспитанников. Казалось бы, обычные вопросы и взрослый легко может дать на них ответ. Вот мы и отвечаем: «Через 15 минут», «В час». Для взрослых всё просто и понятно. Но, что понятно ребёнку? Что для него значит 15 минут? Задавшись этими вопросами, я решила узнать, есть ли у детей интерес к часам и потребность в знаниях о времени и часах.

Проблема. За завтраком я объявила детям, что сегодня в 10 часов утра, к нам приедет театр, но свои наручные часы я оставила дома и не могу следить за временем, поэтому ребята должны сами следить за временем. Заигравшись, ребята перестают смотреть и на часы. В 10:30 заходит младший воспитатель и сообщает о том, что театр уже уехал, и мы пропустили представление. Мы с ребятами садимся на ковёр и начинаем «искать причину» почему так произошло. Ответ таков, мы не следили за временем и поэтому пропустили представление. Вывод: нужно научиться пользоваться часами и понимать время.

Цель проекта: Формирование знаний  детей о временных рамках при использовании различных моделей часов.

Задачи проекта:

- развивать у детей представление о времени;

- развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей;

- активизировать участие родителей в творческой, познавательной  практической областях жизни ДОУ.

Ожидаемые результаты. Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, игровой материал, наглядный материал.) Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.  Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Овладение детьми элементарными навыками понимания времени при использовании различных моделей часов.

I этап. Подготовительный.

- Сбор информации на темы: «История часов», «Время» и т.д.

- Подготовка предметно-развивающей среды в группе

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о предстоящем проекте (конкурсах)

- Установка в группе и на улице больших часов

- Создание и подбор наглядно-дидактического материала

 

II этап. Основной.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

- «Поставь стрелку на часах»

- «Точное время»

- «Правильное время»

- «Определи который час» и т.д.

- Сложи картинку «Часы»

- Игра-пазл «Время»

- Игра-лото «Детям о времени»

Беседа:

- «День и ночь»

- «Для чего нужны часы?»

Сюжетно-ролевые игры:

- «В магазине часов»

- «Часовщик»

- «Фабрика часов»

- « Часовая мастерская»

Составление сказки «В стране часов»

Познавательное развитие

Просмотр слайд-шоу «Как возникли часы?»

Просмотр слайд-шоу «Время и часы»

Просмотр: «Сказка о потерянном времени»

Эксперимент «Песочные часы»

Эксперимент «Солнечные часы»

Речевое развитие

Пословицы (про минуту, про час, про время)

Загадки

Заучивание и прослушивание стихотворений («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»)

Художественно-эстетическое развитие

Лепка из соленого теста «Часы»

Конструирование «Циферблат»

Рисование «Часы-мечты»

Рисование «Мой распорядок дня»

Поделка «Мои наручные часы»

Прослушивание звуков различных часов, звуков будильника.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой куратов»

Физминутки: «Часы», «А часы идут-идут», «Часики», «Утро-день-вечер-ночь»

Зарядка: «Часы»

Пальчиковая гимнастика: «Часы»

Пальчиковая игра: "Часы "

Работа с родителями

- Конкурс семейных творческих работ «Домашние часы»

- Репетиция театрализованного представления

- Создание и оформление папки-энциклопедии «Часы»

- Присутствие родителей на занятиях (просмотр фильма, просмотр слайд-шоу)

- Создание и оформление мини-музея «Коллекция часов»

- Домашний эксперимент «Песочные часы»

        

  III этап. Заключительный.

- Заключительный концерт

- Выставка семейных конкурсных работ (подведение итогов)

- Мини-музей «Коллекция часов»

- Папка-энциклопедия «Часы»

 

IV этап. Анализ работы.

- Подведение итогов проделанной работы.

- Оценка достижения поставленных целей и задач.

- Обобщение и распространение педагогического опыта.

 

 

Список литературы.

1.                Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н.Журавлева.-Волгоград:Учитель,2011.

2.                Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000

3.                 Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004

4.                Субботский В.А. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991

5.                Черненко Г.Т. Часы и время.

6.     Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

7.                Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Физическое развитие.

Подвижная игра «Часы пробили ровно час»

Цель: Развитие быстроты реакции.

 

 

Оборудование: длинная скакалка (либо свяжите две скакалки вместе).

Для начала стоит научиться впрыгивать, когда двое детей крутят скакалку. То есть научиться вовремя, оказываться ровно посередине между ними. Входить под скакалку нужно тогда, когда она находится наверху. Времени для этого достаточно даже для тех детей, которые боятся не успеть.

Прокручивая скакалку перед входом в игру каждого ребенка, дети проговаривают слова: «Часы пробили ровно...». А пробили часы, как положено, сначала час, затем два, три... и так до двенадцати. А затем, если дети заходят продолжить игру, можно начинать обратный отсчет. Но и крутить скакалку нужно будет в обратную сторону.

В том случае, если прыгающий ребенок застревает, то есть задевает за скакалку, он сменяет одного из крутящих скакалку.

 

Подвижная игра. «Стрелки»

Цель:  Развитие  координации движений,  навыков коллективной и слаженной деятельности

Оборудование: мяч

Дети становятся в круг и внимательно слушают команду ведущего. Им необходимо передвигаться по кругу и передавать мяч одновременно. Дети – большая стрелка, мяч – маленькая стрелка. Команды ведущего: (например) «Большая стрелка почасовой, маленькая против часовой», «Большая стрелка стоит, маленькая по часовой» и т.д.

 

 

 

         Подвижная игра «Бой курантов»

Цель:  развитие способности к двигательной импровизации, развитие внимательности, быстроты реакции.

Воспитатель говорит стишок, задача детей услышать задание (какое действие необходимо выполнять.)

1.     Бой курантов, 6 утра,

     Разбежалась детвора.

2.     Бьют куранты 2 часа,

Прыгает вся детвора.

3.     Бью куранты 20 раз

Мы поплаваем сейчас.

4.     Бой курантов услыхали,

На левой ножке заскакали.

5.     Слышишь ты восьмой удар,

Руками быстро помахай.

 

 

 

         

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

          Физминутка «Часы»

Цель:  повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ. 

Тик да так – часы стучат,

Целый день вперёд спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

У часов тяжёлый труд:

Все они идут, идут…

 

Физминутка «А часы идут, идут»

Цель:  повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ

 Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

 

Физминутка «Часики»

Цель:  повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

 

Физминутка « Утро – день – вечер - ночь»

Цель:  повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ

утро: ребенок садится.

день: ребенок активно двигается.

вечер: ребенок замирает.

ночь: ребенок ложится.

 

Зарядка

Цель: совершенствовать двигательные навыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений.

«Часы». Часы идут - ходьба по комнате. Стрелки показывают время: обе руки поднять вверх, потянуться —12 часов, опустить руки — 6 часов. Повторить 3-4 раза.

"Маятник". Тик-так, тик-так, маятник качается наклон туловища в стороны 3-4 раза.

"Сломались часики" — приседание 2-3 раза.

"Бой часов". "Бом-бом!" — наклоны туловища вперед 3-4 раза.

 

 

Пальчиковая игра "Часы "

Цель:   развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками "бежим") от коленей до макушки.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

 

          Пальчиковая гимнастика «Часы»

Цель:   развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактическая игра «Поставь стрелку на часах».

Детям предлагается картинка с электронными часами, на которых установлено определённое время. Так же им предлагается циферблат, на котором установлена только большая стрелка. Задача: дорисовать маленькую стрелку на циферблате, чтобы указанное на электронных часах время совпадало.

 

 

Или другой вариант, ребёнку предлагается проставить время на электронных часах, ориентируясь по времени на циферблате.

 

Дидактическая игра «Точное время»

Детям предлагаются три картинки часов. На первых изображено точное время, двое других часов либо спешат, либо отстают. Задача ребёнка дать верный ответ.

 

 

Дидактическая игра «Правильное время»

Детям предлагаются картинки с двумя часами. На каждой картинке надпись «Доброе утро», «Добрый день» и т.д. Задача ребёнка определить, какие часы показывают правильное время.

 

 

 

 

Настольная игра.  Сложи картинку «Часы»

Детям предлагается разрезанная на 8-10 частей картинка часов. Их задача сложить её в единую картину.

 

 

 

 

 

         «Нарисуй стрелку у часов»

Ребёнку предлагается карточка с пустыми циферблатами, без стрелок, под которыми написано время. Задача детей дорисовать стрелки.

 

Игра-пазл «Время»

 

 

 

         Дидактическая игра «Определи который час»

Ребёнку предлагается различные картинки с  действиями. Задача ребёнка дать верный ответ, в какое время, какое действие.

 

 

 

Игра-лото «Детям о времени»

 

 

 

 

Приложение 3.

                                                         Речевое развитие

Пословицы про минуту

Знай минутам цену, секундам – счёт.

Лучше тремя часами раньше, чем минутой позже.

Минута рабочего времени – не иголка: потеряешь – не найдёшь.

Минута час бережёт.

Потерял минуту – потеряешь час.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Пословицы про час

В час много можно сделать.

Растет не по дням, а по часам.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Час пропустишь – годом не наверстаешь.

Потерял минуту – потеряешь час.

Час от часу не легче!

Счастливые часов не наблюдают.

Час за часом следует.

Без проказ ни на час.

Час в добре побудешь – все горе позабудешь.

Год тих, а час лих.

Пословицы про время

Делу время – потехе час.

Лучше поздно чем никогда

Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь

Время разум дает

Время руками не удержишь

Всякое семя знает свое время

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Что упустишь , годом не наверстаешь

Стихотворение «Минута»

Дана лишь минута любому из нас.
Но если минутой кончается час,
Двенадцатый час, открывающий год,
Который в другое столетье ведет,-
Пусть эта минута, как все, коротка,
Она, пробегая, смыкает века.

 

          Стихотворение  «Часы»

Мы ходим ночью, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.

Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!

Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.

Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.

Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.

На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.

Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу.

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы —
Время скажут вам…

Тик — так, а с места никак…

 

          Стихотворение «Королевство минуток»

Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

 

            Стихотворение «Там, на мамином комоде»

Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы!»

 

«Время-времечко бежит»

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

 

Загадки.

Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»

(Ответ: Будильник)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

(Ответ: Время)

Стоит на месте, а без устали идет.

(Ответ: Время)

Что быстрее мысли?

(Ответ: Время)

Что возвратить нельзя?

(Ответ: Время)

Что идет без ног?

(Ответ: Время)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

(Ответ: Время )

Пришел волк —
Весь народ умолк.
Ясный сокол пришел —
Народ пошел.

(Ответ: День и Ночь)

Что было вчера и что будет завтра?

(Ответ: День, Ночь)

Вы идете спать в 8 часов,
Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
Сколько вы спали?

(Ответ: Один Час)

Хвост на месте лежит, голова вокруг бежит.

(Ответ: Стрелка Часов)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.

(Ответ: Стрелки Часов)

Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, нидремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

(Ответ: Часы)

За стеклянной дверцей
Бьется чье—то сердце —
Тихо так. Тихо так.

(Ответ: Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.

(Ответ: Часы)

На рук и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят ровным ходом —
От восхода до захода.

(Ответ: Часы)

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

(Ответ: Часы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Познавательное развитие (экспериментирование)

Эксперимент «Песочные часы»

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.

Эксперимент «Солнечные часы». Для этого нарисуйте на земле круг. В центр круга поставьте длинную палочку. Положите камушек на то место окружности, на которое падает тень (или как-то другим образом отметьте, куда падает тень от палочки). Поставьте там нужную цифру (например, 10 – если сейчас 10 утра). Можно вместе с детьми написать цифры по кругу такого самодельного циферблата. В конце прогулки снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т.е. тень от палочки. Главное, что нужно увидеть – это то, что наша «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения на прогулке – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку» -тень от палочки. Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером, сделайте еще один вывод – когда тень палочки длиннее —  утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Задайте детям вопрос – чем удобны такие часы, чем они ему нравятся. И чем неудобны (в пасмурную или дождливую  погоду  солнечные часы ничего не показывают). Их нельзя взять с собой в группу.

Домашний эксперимент «Песочные часы» с родителями.

Материал: Возьмите две пластиковых бутылки, в которых продается вода. Объем — 1,5 литра. Из одной сделайте водяные часы, из другой – песочные. Также Вам понадобится песок и вода. И еще перманентный маркер для рисования (можно его заменить другим имеющимся в доме материалом).

 

 

Изготовление часов.

·                     Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода.

·                     Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Песок будет высыпаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.

·                     Насыпьте в верхнюю часть песок (или залейте воду, если это часы водяные). По часам засеките время. Через одну минуту на нижней части нарисуйте линию. Затем через 2 минуты нарисуйте линию и т.д. Если сыпется медленно (Вы сделали очень маленькое отверстие), то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Сценарий концертной программы.

Звучит звук тиканья часов. На сцене появляется Часовщик.

Часовщик.

По белу свету я брожу,

Людям я часы чиню,

Завожу, чищу детали,

Чтобы люди время знали.

Ведущий. Здравствуй, Часовщик. А у нас всё в порядке, все часы работают исправно.

Часовщик. Я слышал, что дети целый год изучали время и часы и я решил проверить их знания.

Ведущий. Ребята очень много трудились и узнали много нового и интересного о времени  и часах. Правда, ребята?

Ответы детей

Часовщик. А это мы сейчас и проверим. Вы готовы, ребята? Не боитесь?

Ответы детей

Часовщик. Слушайте, тогда, моё первое задание. Какие пословицы про время вы знаете?

Ответы детей

Часовщик. Какие молодцы, так много пословиц знаете. Приятно удивлён. Ох, что-то я устал с дороги.

Ведущий. Так сначала надо было отдохнуть, а уже потом проверку детям устраивать. Ты пока присядь и отдохни, а ребята исполнять танец «Часы».

Танец «Часы»

Часовщик. Какие умницы! Браво! Вот я и отдохнул и готов ко второму заданию. А вы готовы?

Ответы детей

Часовщик. Я буду называть вам время суток, а вы должны мне ответить, что вы делаете в это время? Задание понятно?

Ответы детей

Часовщик. Тогда начнём. Утро (ответы детей). День (ответы детей). Вечер (ответы детей). Ночь (ответы детей).

Часовщик пытается запутать детей. Например, утро. «Утром Вы, наверное, спать укладываетесь», «Вечером Вы обедаете, наверное».

Часовщик. Молодцы-молодцы. Всё правильно ответили.

Ведущий. Даже, несмотря на то, что ты пытался их запутать. Наши дети – большие молодцы и даже знают песню о часах. И сейчас они её споют.

Песня «Тик-Так»

Слова: Зоя Петрова 

Музыка: Аркадий Островский

  1 куплет.
Есть часы во всех домах,
Тик-так, тик-так.
Стрелки ходят на часах,
Тик-так, тик-так.
Очень всем часы нужны,
Тик-так, тик-так.
Мы их слушаться должны
Только так.

2 куплет.
Ночью спать часы велят,
Тик-так, тик-так.
Утром будят в детский сад,
Тик-так, тик-так.
Значит, им нельзя стоять,
Тик-так, тик-так.
Ни спешить, ни отставать
Ну никак.

3 куплет.
Чтобы нас не подвести,
Тик-так, тик-так.
День и ночь они в пути.
Тик-так, тик-так.
Понимать часы учись,
Тик-так, тик-так.
Без часов не обойтись
Ну никак.

Часовщик. Молодцы,  ребята. Какую хорошую песня вы знаете. А вот знают ли ваши родители песни о часах и времени?

Ответы родителей

Часовщик. Это мы сейчас проверим. Итак, дорогие родители, вы должны прослушать мелодию и ответить что это за песня.

Конкурс для родителей «Угадай мелодию»

Песни:

Про Новый год - Пока часы 12 бьют

Детская песня про новый год  - Тик-так тикают часы

Абсцесс бармалея -Песня про часы на Соцыке

Е. Железнова - Про мышь и про часы

Иосиф Бродский - Из У.Х.Одена "Часы останови, забудь про телефон..."

Секрет - Не забудьте про часы

Валерия «Часики»

Дима Билан «Часы»

Людмила Гурченко «5 минут»

Часовщик. Какие вы молодцы. Всё сказали верно. Даже не знаю, что ещё вам загадать. Вижу, что и дети и родители отлично знакомы с часами и временем.

Ведущий. Дорогой часовщик. Давай тогда, наши детки, вместе с родителями, расскажут тебе, что ещё они знают.

Часовщик. С удовольствием, посмотрю  и послушаю.

Театрализованное представление.

1 реб. Звенит будильник,7 утра,

Значит нам вставать пора.

Пойдём скорее умываться,

В детский садик собираться.

2 реб. Стрелка на 8 часах,

Я уже стою в дверях.

«Утро доброе, друзья»

«Здравствуй, проходи Илья» (хором)

3 реб. 8*30,во дела!

На зарядку нам пора.

Пробежаться, разомнуться,

К солнцу в небо потянуться.

4 реб. На часах 9 утра,

Пора завтрака пришла.

Хорошенько подкрепиться,

Силой на день зарядиться.

5 реб. Встала стрелка на десятке,

Достаём скорей мы папки.

Ведь занятие у нас

Будем рисовать сейчас.

6 реб. 10*30 подошло.

Время чтению пришло.

Занимаемся опять,

Учимся сейчас читать.

7 реб. Ура! 11 утра!

Нам на улицу пора.

Бежим к кабинкам мы скорей,

Одевайся, кто быстрей.

8 реб. Вот уже 12 дня,

Нам обедать ведь пора.

Скушай всё, попей компот

И прополощи свой рот.

9 реб. На часах 12*30,

На кроватки мы ложимся,

Будут сказку нам читать,

Ведь пришла пора поспать.

10 реб. 15*00 или 3 часа дня,

Время пришло к пробужденью, друзья.

Кроватку свою скорей заправляй

И за столом уже не зевай.

11 реб. Пол четвёртого уж дня,

Время поиграть, друзья.

Нужно нам поторопиться,

На часах 15*30.

12 реб. Большая стрелка на пяти,

На стол, скорее,  посмотри.

Стоят тарелки, кружки,  ложки.

Ужинаем, понемножку.

13 реб. Вижу маму вдалеке,

6 вечера пришло уже.

Пора домой мне собираться,

С садиком надо прощаться.

14 реб. 19 часов,20.

Это вечер к нам подкрался.

За окном уже темнеет.

Одним словом – вечереет.

15 реб. 9 вечера пришло,

Умываюсь хорошо.

Надеваю я пижаму,

Перед сном целую маму.

1 род. 10 вечера у нас,

В соседних окнах свет погас.

Пора и нам с тобой поспать,

Завтра рано нам вставать.

2 род. На часах 12 ночи.

По-другому, уже полночь.

Как день быстро пролетел,

Сколько сделать я успел.

3 род. Ночью тоже есть часы,

Только их не видим мы.

Ночью видим только сны,

Потому что крепко спим.

Часовщик. Молодцы! Браво! Теперь у меня нет ни капли сомнений в ваших знаниях.

Ведущий. Часовщик, у нас проходил конкурс семейных творческих работ и я хочу, чтобы ты помог мне наградить победителей и участников.

Часовщик. С радость помогу.

Церемония награждения.

Часовщик. Рад был помочь. Но мне пора собираться в дорогу, ведь где-то сейчас ждут моей помощи. До свидания, до новых встреч.

Часовщик уходит.

Ведущий.

Без часов сейчас никак,

Можно и попасть впросак.

Если времени не знаешь,

Много в жизни упускаешь.

Время льётся как река,

Не вернуть назад никак.

Ну а мы всё с вами знаем

И ничего не потеряем.

Конец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Текст к слайдам «Время и часы»

Слайд 1. Сегодня мы с Вами поговорим на такую тему как «Время и часы». Узнаем много нового и интересного.

Слайд 2. Что такое время? Давайте немного поразмышляем о времени. Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой — рекой времени.

Слайд 3. Время состоит из часов и минут. Каждая стрелка ведёт свой счёт времени. Большая стрелка считает минуты, маленькая стрелка – часы.

Слайд 4. Но ещё на некоторых часах бывает и третья стрелка – секундная, она отсчитывает секунды. На этих часах она отмечена красным цветом. На других часах её также легко узнать, потому что она самая тоненькая. Так давайте же разберёмся что такое эти секунды, минуты и часы.

Слайд 5. Секунда.

Скажу я «раз» - пройдет секунда.

Скажу я «два» - пройдёт вторая.

Вот так часы везде и всюду

Секунды без конца считают.

Тик-так, тик-так – часы  идут

И по секундам счёт ведут.

Давайте рассмотрим часы на картинке вверху. У них есть циферблат, на котором нарисованы цифры и стрелки. Самая тонкая стрелочка называется секундной. Она быстрее других стрелок успевает обежать циферблат.

 

Слайд 6. Минута.

Секундная стрелка проходит по кругу 60 раз и отсчитывает одну минуту. Одна минуту – это 60 секунд.

Часы уверенно идут,

И вот прошла уже минута.

В ней целых 60 секунд!

Запомнить это нам не трудно.

Теперь – тик – так часы идут

И по минутам счёт ведут.

Посмотрите на часы на картинке вверху. Вы, наверное, без труда нашли секундную стрелку. Теперь покажите минутную стрелку, она немного толще секундной.

Слайд 7. Минута тоже проходит по кругу 60 раз и образует 1 час.

В одном часе – 60 минут.

Часы без устали идут,

Хотите, удивлю я Вас?

Проходит 60 минут

И – превращают время в час.

Бим - бом – часы на стенке бьют

И счёт часам уже ведут.

«Выиграешь минуту – потеряешь час». Как вы думаете, почему так говорят. Эта пословица о том, что никогда не надо спешить. Лучше один раз постараться выполнить работу хорошо, чем потом несколько раз переделывать её.

Вы уже знаете, как выглядят секундная и минутная стрелки. Теперь найдите на часах на картинке вверху часовую стрелку, она самая тостенькая.

Слайд 8. Так стрелки бегут и бегут, отсчитывая время. С утра и до самой ночи. Так проходят сутки. Сутки – это 24 часа. И за эти часы наступает утро, день, вечер и ночь.

 

Слайд 9. Утро.

Я с улыбкой просыпаюсь,

Умываюсь, одеваюсь.

Думаю, что это мудро,

Начинать улыбкой утро!

Ребята, а что Вы делаете по утрам? А какие слова говорите? Что происходит утром?

Слайд 10. День.

Полон день забот, хлопот,

Быстро времечко идёт.

Надо только захотеть -

Сможешь многое успеть.

А какими делами мы занимаемся днём? А как здороваемся? Что происходит днём?

Слайд 11. Вечер.

Вечерами, отдыхая,

Славно посидеть за чаем.

Телевизор посмотреть,

Поиграть, пошить, попеть.

Ребята, а что Вы делаете вечером? А какие слова говорите друг друг при встрече? Что происходит вечером?

Слайд 12. Ночь.

Подустали мы немножко.

Ночь крадётся чёрной кошкой.

И по звёздный перезвон

Сказочный мурлычет сон.

Ребята, а что Вы делаете ночью? А что говорите перед сном? А что  происходит вокруг нас ночью?

Слайд 13. Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает? Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают". Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" — заметили люди. Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела. Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время не остановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед. Так что давайте беречь время и не терять ни минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Текст к слайдам «Как возникли часы?»

Слайд 1. Ребята, какие Вы знаете часы? Как Вы думаете, они всегда существовали? Как в старину люди определяли время ?

Слайд 2. Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы вы уже видели и их хорошо знаете. Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

Слайд 3. А еще живыми часами весной и летом могут быть птицы. Как ты думаешь, как воробьи или синицы, могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А  как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит,  и нам скоро пора вставать в садик. Мы с вами  просыпаемся в 7 утра.

Слайд 4,5. Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как вы думаете — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а  закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Слайд 6,7,8. Шло время и люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.

Слайд 9. Затем появились песочные: они измеряли время,  за которое песок из верхнего сосуда пересыпался в нижний.  Однако при помощи песочных часов можно было измерять лишь небольшие промежутки времени, не более получаса.

Слайд 10, 11, 12, 13, 14. И тогда люди хорошенько подумали и изобрели современные часы. Придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов. Часы теперь делают на заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики  собирают часы из деталей.

Слайд 15. Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

Слайд 16. А часы, которые висят на стене - называются – как? (Настенные)

Слайд 17. Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).

Слайд 18. Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник)

Слайд 19. А ещё бывают такие интересные часы, с птичкой, как они называются? (Часы с кукушкой)

Слайд 20. Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные).

Слайд 21.  В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

Слайд 22. Мир часов широк и разнообразен и мы с Вами только в самом начале  этого интересного и увлекательного путешествия в мир часов.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_i_chasy.pptx1.14 МБ
Файл kak_voznikli_chasy.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Время и часы»

Слайд 2

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!

Слайд 3

Время состоит из часов и минут.

Слайд 8

24 часа – это сутки.

Слайд 13

«ВРЕМЯ - ДОРОЖЕ ЗОЛОТА»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как возникли часы ?

Слайд 2

ПЕРВЫЕ «ЖИВЫЕ» ЧАСЫ

Слайд 6

«СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 9

«ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 10

«СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 15

«НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 16

«НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 17

«НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 18

«БУДИЛЬНИК»

Слайд 19

«ЧАСЫ С КУКУШКОЙ»

Слайд 20

«БАШЕННЫЕ ЧАСЫ»

Слайд 21

«КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сколько нужно мне игрушек?"

Проект направлен на определение влияния количества игрушек необходимых для создания оптимальной игровой среды для ребенка дошкольного возраста....

Проект -презентация:"Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!"

Педагогический проект «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы! »Старшая группаВид проекта: долгосрочный (октябрь-май) .Тип проекта: информационно – исследовательский - творческийУ...

"Сколько времени скажи? Посмотрите на часы"

Проект по обучению дошкольников времени...

«Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»

Цель: Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов....

Сценарий мероприятия «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы»

Сценарий мероприятия «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы»...