Из опыта работы. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Перспективное планирование по проведению опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perpektivnoe_planirovanie.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
увлекательной и познавательной опытно-экспериментальной деятельности с детьми муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Составила: воспитатель Кузуб М.В. на основе пособий MEKRUPHY по проведению экспериментов
Средняя группа Блок «Растения» | |
сентябрь | Тема: Можно ли слушать цветы? Цель и содержание: В ходе эксперимента дети воспринимают растения органами чувств и рассматривают лепестки соцветия. Они приходят к выводу, что цветы невозможно слышать, но их можно видеть, ощущать пальцами и часто чувствовать их запах. Дети узнают, из каких основных частей состоит растение, и получают первый опыт использования лупы в качестве увеличительного стекла |
октябрь | Тема: Почему цветок опускает голову? Цель и содержание: Эксперимент посвящен теме потребления воды цветами. Дети наблюдают, что если цветы долго не поливать, они вянут и погибают, а также узнают, что всем организмам для жизни нужна вода Тема: Есть ли у цветов водопровод? Цель и содержание: Этот эксперимент проводится для подтверждения наличия специальных каналов внутри цветов. Используя в нем подкрашенную воду, дети видят, что вода проникает по этим проводящим каналам до самых кончиков лепестков. |
ноябрь | Тема: Как выглядит стебель внутри? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен рассмотрению сосудистых пучков, находящихся внутри стебля цветка. Дети через лупу видят проходящие внутри стебля водоносные каналы. Тема: Как вода может подниматься вверх? Цель и содержание: В ходе эксперимента дети знакомятся с явлением испарения воды растениями. Они видят, что растения не только поглощают воду, но и отдают ее обратно. |
декабрь | Тема: Песок или земля? Цель и содержание: В ходе эксперимента дети узнают, что песок и земля имеют разные свойства при использовании их в качестве почвы для растений. Они увидят, что земля лучше впитывает воду, чем песок, а также узнают, что в сравнении с песком земля содержит больше питательных веществ. |
февраль | Тема: Почему цветок не падает? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен теме закрепления растений в почве. Дети видят на модели, что растущий в почве цветок не падает потому, что у него есть боковые корни. Тема: Кто прочно удерживает землю? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен теме эрозии почвы. Дети видят, как вода смывает незакрепленную землю на склоне, и делают выводы о том, что зеленые насаждения уменьшают и предупреждают смывание почвы со склонов. |
март | Тема: Спят ли цветы ночью? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен свету, который является одним из главных условий для жизни зеленых растений. Дети узнают, что с помощью света растения вырабатывают глюкозу и кислород, и видят, что при недостаточном освещении некоторые цветы закрывают свои соцветия. Тема: Почему некоторые цветы расцветают так рано весной? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен функции луковицы у раннецветущих цветов. Дети знакомятся со строением луковицы тюльпана и узнают, что раннецветущие цветы накапливают питательные вещества в листьях луковицы. |
апрель | Тема: Как семя фасоли может расти? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен набуханию семян фасоли. Дети видят, что семена фасоли, впитывающие воду, сильно увеличиваются в размере. Тема: Как выглядит семя фасоли внутри? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент проводится для исследования корешка зародыша внутри семени фасоли. Рассматривая семя фасоли, дети видят, что в нем уже есть зародыш новой фасоли, который питается от окружающих его семядолей. |
май | Тема: Насколько сильны семена фасоли? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен давлению набухания семян фасоли в процессе набухания. |
Старшая группа Блок «Магнетизм» | |
сентябрь | Тема: Как может скрепка ползти вверх по стене? Цель и содержание: В ходе эксперимента дети впервые сталкиваются с явлением магнетизма. Они видят, что магнит способен притягивать и перемещать скрепку сквозь пластмассовую перегородку. Это значит, что магнит оказывает действие на скрепку без прямого контакта между скрепкой и магнитом. |
октябрь | Тема: Какая шайба притягивается магнитом? Цель и содержание: В ходе этого эксперимента дети делают на практике вывод о том, что из всех входящих в комплект материалов магнитом притягивается только железо. Перед этим дети рассматривают и называют все материалы, которые им известны. |
ноябрь | Тема: Кто помогает скрепке? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент проводится для применения на практике первых знаний о магнетизме, которые получили дети. В ходе эксперимента дети узнают, что результаты научных исследований можно использовать в повседневной жизни, и знакомятся с одним из способов спасения людей в горах. |
декабрь | Тема: Действует ли магнит также в воде? Цель и содержание: В ходе эксперимента проводится для повторного применения на практике первых знаний о магнетизме, которые получили дети. В ходе эксперимента дети узнают, что магнит притягивает предметы не только через пластмассу, но и сквозь слой воды. |
февраль | Тема: Может ли скрепка притягивать магнит? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен закону взаимодействия тел. Дети увидят, что не только магнит притягивает скрепку, но и наоборот, скрепка притягивает магнит в зависимости от того, что из обоих предметов подвижнее. Кроме того, они сделают вывод о том, что при сближении этих двух предметов сила притяжения резко возрастает. |
март | Тема: Кто спасет магнит? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен применению закона взаимодействия тел. Дети еще раз убеждаются в том, что не только магнит притягивает скрепку, но и скрепка притягивает магнит в зависимости от того, какой из этих предметов имеет более высокую подвижность. Тема: Где магнит сильнее всего? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен полюсам магнита. В ходе его проведения дети приходят к выводу, что притяжение магнита сильнее на его концах и слабее в середине. Они видят, что в средней части магнита магнетизм практически отсутствует, и узнают, что участки с наибольшим притяжением называются полюсами: зеленый конец магнита-это южный полюс, а красный конец магнита-северный полюс. |
апрель | Тема: Может ли магнит также отталкивать? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен разнице между полюсами магнита. Дети видят, что одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные полюса притягиваются. Тема: Существует ли магнит с 4 полюсами? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент демонстрирует тот факт, что у каждого магнита есть только один северный и один южный полюс. Дети узнают, что при присоединении двух маленьких магнитов образуется общий (большой) магнит с одним северным и одним южным полюсом. А из большого магнита можно получить два маленьких магнита, каждый из которых имеет один северный и один южный полюс. |
май | Тема: Является ли магнетизм «заразным?» Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен теме магнитной индукции. Это значит, что ненамагниченное железо под действием магнита само превращается в магнит. дети видят, что при приближении или прикосновении к магниту скрепки сами намагничиваются и начинают притягивать другие скрепки. Тема: Что показывает компас?» Цель и содержание эксперимента. В ходе проведения этого эксперимента дети узнают, что стрелка компаса-это маленький магнит, который используется для определения направлений, потому что Земля имеет магнитное поле. |
Подготовительная группа Блок «Вода» | |
сентябрь | Тема: Можно ли слышать воду? Цель и содержание: Этот эксперимент посвящен восприятию воды органами чувств. В ходе его проведения дети узнают, что воду можно слышать и, при определенных условиях, даже ощущать ее запах. Совместная сборка штативных стоек развивает в детях социальную компетентность, а также мелкую и общую моторику. Тема: Какой шарик плавает в воде? Цель и содержание: В этом эксперименте дети впервые сталкиваются с таким явлением, как плавание. Они видят, что некоторые из одинаковых по размеру шариков плавают, а некоторые тонут. Кроме того, они еще раз упражняются в привинчивании и отвинчивании штативных стоек. |
октябрь | Тема: Что помогает плавать шарикам из пластилина? Цель и содержание: Этот эксперимент предназначен для закрепления знаний, полученных детьми в предыдущих экспериментах. Детям предстоит убедиться в том, что два соединенных тела, одно из которых тяжелее, а другое намного легче такого же объема воды, могут плавать на поверхности воды. Раскатывание пластилина развивает у детей осязательные чувства и моторику. Тема: Почему плавает стальное судно? Цель и содержание: Этот эксперимент проводится для того, чтобы дети применили полученные знания о плавающих и тонущих телах для ответа на новый вопрос. В ходе эксперимента они видят, что такие тяжелые предметы, как корабль из стали, тоже плавают, поскольку в них находится достаточно воздуха. При лепке из пластилина дети приобретают дополнительные навыки ручной работы |
ноябрь | Тема: Каким образом может плавать автомобиль? Цель и содержание эксперимента: В ходе эксперимента дети делают вывод о том, что тяжелое тело тонет в воде, если внутри них содержится недостаточно воздуха. В то же время, они узнают, что такие тела можно перевозить по воде с помощью вспомогательных средств-в этом эксперименте на плоту. Собирание плота развивает способность детей работать руками. Тема: Как можно увидеть, что вода холодная или теплая? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен теме броуновского движения молекул. В ходе дети видят, что капля цветной жидкости растворяется в воде тем быстрее, чем выше температура воды. Подводим детей к выводу о том, что скорость движения частиц воды зависит от температуры воды. |
декабрь | Тема: Что делает вода, когда ей становится слишком холодно? Цель и содержание: Этот эксперимент посвящен первому изменению агрегатного состояния воды: вода переходит из жидкого в твердое состояние. Дети видят, что при падении температура ниже определенного предела вода превращается в лед. Кроме того, они должны увидеть, что вода замерзает не равномерно, а сверху вниз. Тема: Плавает ли лед? Цель и содержание эксперимента: В ходе этого эксперимента дети наблюдают, что лед плавает в воде. Сначала они пробуют лет на ощупь и видят, что под действием тепла рук и теплого воздуха вокруг нас лед становится «мокрым», то есть он тает. После этого им предстоит убедиться в том, что лед плавает в воде, и сделать соответствующие выводы о жизни в воде. |
февраль | Тема: Что делает вода, когда ей становится слишком жарко? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен второму изменению агрегатного состояния воды: жидкая вода становится газообразной. В ходе этого дети видят, что при нагревании вода образует пузыри и улетучивается в воздух. Помимо этого они узнают, что водяной пар невидим, и что пар нельзя путать с мельчайшими капельками воды, находящимися в воздухе. |
март | Тема: Кто украл воду? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен процессу испарения воды. В ходе его проведения дети видят, что вода может переходить в газообразное состояние даже при температуре ниже точки кипения. Кроме того, они узнают, какие условия могут ускорять или замедлять процесс испарения воды. Тема: Как вернуть воду? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен образованию облаков. В ходе эксперимента дети видят, как из капелек воды возникает облако, и воспринимают его на ощупь. Кроме того, они узнают, почему идет дождь. |
апрель | Тема: Почему у водяных капель такая странная форма? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен теме поверхностного натяжения воды. В ходе его проведения дети видят, как возникает капля, и пытаются объяснить, почему частицы воды сливаются, образуя капли. Тема: Кто держит стальную пластину? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен темы поверхностного натяжения. Дети видят, что тонкая стальная пластина тонет в воде, если опустить ее в воду вертикально, и плавает на поверхности, если осторожно положить ее на воду горизонтально. Для обоих случаев они пытаются найти объяснение. |
май | Тема: Как вода попадает на поверхность земли? Цель и содержание эксперимента: Этот эксперимент посвящен принципу действия насоса и образованию грунтовой воды. Дети знакомятся двумя основными рабочими ходами насоса и узнают, откуда берется грунтовая вода. В ходе группового эксперимента они повышают свою социальную компетентность. Тема: Как построить фонтан» Цель и содержание эксперимента. Этот эксперимент посвящен применению закона сообщающихся сосудов, с которым дети познакомились в предыдущих экспериментах. В ходе его проведения дети видят, как вода выдавливается через вторую «трубу» наверх, если в трубе нет перегородки. Работа в группе способствует повышению их социальной компетентности. |
Подготовительная группа Блок «Воздух» | |
сентябрь | Тема: Почему носовой платок не намокает? Цель и содержание: В этом эксперименте рассматривается понимание того факта, что невидимый воздух занимает определенное пространство. Детям предстоит увидеть, как воздух вытесняет воду. Кроме того, они должны понять, что воздух-это не «пустота», а газообразное вещество |
октябрь | Тема: Можно ли воздух слышать? Цель и содержание: В этом эксперименте рассматриваются колебания воздуха, которые мы воспринимаем как звук. Детям предстоит понять, что воздух можно услышать только тогда, когда он находится в движении. Кроме того, они узнают, как духовые музыкальные инструменты производят свои звуки. |
ноябрь | Тема: Можно ли воздух осязать? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается способность человеческой кожи ощущать разные свойства воздуха. Дети должны убедиться, что можно различать разные свойства воздуха-горячий или холодный, влажный или сухой, в покое или в движении. В эксперименте с феном они научатся фиксировать определенные наблюдения, проводимые в течение продолжительного времени. Тема: Может ли воздух привести в движение автомобиль? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается производимый воздухом эффект движения или сопротивления. Дети должны экспериментальным путем обнаружить силу воздушного потока. Самостоятельная сборка движущегося устройства способствует развитию их тонкой и грубой моторики. |
декабрь | Тема: Делаем ветровое колесо Цель и содержание: В этом эксперименте рассматривается принцип действия пропеллера. Дети должны понаблюдать, как прямолинейный поток воздуха приводит во вращение ветровое колесо. Самостоятельная сборка ветрового колеса способствует развитию навыков работы руками. Тема: Как с помощью воздуха получить электрический ток? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается получение энергии с помощью ветросиловых установок. Детям предстоит узнать, что с помощью ветра можно вырабатывать энергию. Кроме того, они должны увидеть, что получаемая энергия зависит как от силы ветра, так и от его направления. |
февраль | Тема: Может ли неподвижный воздух оказывать сопротивление? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается сопротивление воздуха. Он служит для подготовки к следующему эксперименту. Дети прежде всего должны понять, что воздух в состоянии покоя может также оказывать тормозящее действие, и увидеть, что воздух тем сильнее препятствует движению, чем больше площадь воздействия. Тема: Изготавливаем парашют Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте применяются на практике результаты, полученные ранее. Дети должны пронаблюдать за тем, как ведет себя самостоятельно сделанный парашют. если сбросить его некоторой высоты. |
март | Тема: Может ли воздух нести нагрузку? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается принцип воздушной камеры. Детям предстоит увидеть, что заключенный в оболочке воздух может нести нагрузку. Тема: Может ли воздух выполнять защитные функции? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте снова рассматривается принцип действия воздушной камеры. Дети должны убедиться, что заключенный в оболочку воздух может служить в качестве защиты от ударов и холода. При этом они должны узнать и о защитной функции шерстяной одежды. |
апрель | Тема: Мастерим бумажный самолетик Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается принцип полета. Детям предстоит узнать, что летательный аппарат может летать только если будет приложена соответствующая сила. В противном случае от останется на земле. складывание бумажного самолетика способствует развитию у детей навыков ручной работы Тема: Почему футбольный мяч может прыгать? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте рассматривается сжимаемость воздуха. Дети должны убедиться, что воздух сжимаем, а вода-нет. |
май | Тема: как воздух попадает внутрь автомобильной шины? Цель и содержание эксперимента: В этом эксперименте производится накачка автомобильной шины или футбольного мяча. Дети должны убедиться, что воздух можно закачать в растяжимый резервуар, и узнать, как воспрепятствовать выходу из резервуара. Тема: Почему вода не выливается? Цель и содержание эксперимента. В этом эксперименте производится оценка величины давления воздуха. Дети должны убедиться, что давление воздуха, которое воздействует на них, настолько велико, что может легко выдержать столб высотой 10 м. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы №7 на2013-2014 уч.год.
Перспективное планирование деятельности детей...
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Планирование работы на год...
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности по всем возрастным группам дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является расширение у воспитанников представлений о предметах и я...
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей второй группы раннего возраста
перспективное планирование...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...