Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Черняева Елена Павловна

знакомство детей с родным городом Пугачевом и дальнейшее путешествие по России.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

Слайд 9

Гимн посвящен нашей стране, её бескрайним просторам, отважным людям, великой истории. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная, хвалебная песня страны. Его слушают обязательно стоя, подчеркивая важность и значимость этой песни и каждый гражданин знает гимн своей страны и узнает его из тысячи других мелодий.

Слайд 10

Москва

Слайд 11

ОЗЕРО БАЙКАЛ ТАЙГА ЮГ РОССИИ

Слайд 12

ЧЕРНОЕ МОРЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ ВУЛКАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЭЛЬБРУС

Слайд 15

На к арте мира не найдешь Тот дом, в котором ты живешь. И даже улицы родной Мы не найдем на карте той. Но мы всегда на ней найдем Свою страну – наш общий дом .



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ.

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания детей о России, родном городе, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);

- продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;

- обогащать словарный запас детей.

Ход:

Восп-ль:     Ребята, я  предлагаю вам окунуться в тайну слов.

Поиграем в игру: «Подбери словечко». Играем по цепочке: один начинает, другой продолжает. Подумайте, кого или что мы можем назвать «родная».

Дети:   мама, Родина, страна, бабушка, сестра, улица.

Восп-ль:  А теперь подберите слова к слову «родной».

Дети:   город, край, папа, садик.

Восп-ль:   Сколько слов подобрали. С этими словами поэты сочинили        

              замечательные стихи. Мы их знаем, давайте послушаем.

Ребенок читает стихотворение «Мама»:

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

 – Родная мамочка моя!

Восп-ль:   Послушайте, ребята, ещё раз, как Даша сказала: «Родная

 мамочка моя!» А давайте все вместе скажем нежно и ласково эти слова.

(дети вместе с воспитателем произносят эти слова).

Дорогие мои, а вы с удовольствием ходите в детский сад?

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки ждут ребят,

В уголке скучают.

Красный мяч, синий мяч.

Куклы, медвежата,

Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Восп-ль:  Ребята. Мне хочется, чтобы вы озорно и весело, как я передали

слова: «Родной наш сад!»

(Дети произносят).

Вот так, по-разному может звучать одно и тоже слово.

А я придумала: «Родная сторона». Как вы думаете, что это?

(Предполагаемые ответы детей: дом, земля, поля…).

Восп-ль:  (подводит итог).  Родная сторона – это то место, где нам всё  

дорого, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по-другому называется – Родина! Повторите за мной: Родина! Как звучит это слово?

Дети:  гордо, торжественно!

Восп-ль:   А что мы Родиной зовем?

 (спрашивает у одного ребенка строками стихотворения В. Степанова «Что такое Родина?». Ребенок отвечает чтением 1 строки по типу: «Доскажи словечко»).

Ребенок:     Дом, в котором мы живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Воспитатель: выставляет картинку дома, березки на магнитную доску.

           Дальше спрашивает другого ребенка:

          Что мы Родиной зовем?

Ребенок:     Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Восп-ль: Что мы Родиной зовем?

Ребенок:      Все, что в сердце бережем

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем!

Восп-ль: Ребята, в слове «Родина» спрятано маленькое слово = род =. 

                Подберите, пожалуйста, слова-родственники в семью слова =род=,

                а для помощи я предлагаю вам вот эти карточки.

(воспитатель показывает детям схемы слов упражнения «Родственники»).

Восп-ль:   у нас здесь встретились слова: родной, родная. Для меня самым

родным человеком была мама. Я её очень люблю, и сохранила вот этот ковер.(запись кашля)

При расправлении ковер начинает «кашлять».

Кто это тут кашляет?

«ковер»:  Это я, ковер.

Восп-ль:  Надо же, он ещё и говорящий.

Ковер:   Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я ковер-самолет.

Восп-ль:  Ребята, у меня идея. Давайте совершим путешествие на этом

прекрасном ковре-самолете.

Уважаемый ковер, помогите нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковер:  Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее.   Полетели!

Дети рассаживаются на ковре.(песня ковра-самолета, звук постепенно уменьшать))

Восп-ль:  Ух, как высоко взлетели. Летим над рекой. А как называется река,

 на берегу которой стоит наш город.          (Иргиз.)слайд 2

Восп-ль:  А как называется наш город?

Дети:  Пугачев.

Восп-ль:  Люди, которые живут в нашем городе, называются как?

Дети:  Пугачевцы. слайд 3

Восп-ль:  (обращается к ребенку)   Саша, ты кто?

Ребенок:    Пугачевец.

Восп-ль:   Лиза, а ты кто?

Ребенок:   Пугачевка.

Восп-ль:   А все мы – кто?

Дети:   Пугачевцы. слайд 4

Восп-ль:  Наш город остался позади. Вокруг леса, озера, поля. Это тоже

наша Родина. Наш Пугачевский край. слайд 5

Ребенок:      Пугачевский край –

Мой край родной.

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля –

Все это ты – любимая земля! слайд 6

Восп-ль:    Наш Пугачевский край остался позади, а мы подлетаем к столице Саратовской области, в которую входит и наш Пугачевский район. Этот город расположен на великой русской реке и может, вы мне подскажете, как она называется, ведь многие из вас именно на нее отправляются летом отдыхать?(слайд)

Ребенок:    смотрит на СЛАЙДЫ и называет. слайд 7

Восп-ль: Эта река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, слайд 8полноводная…»  – это о Волге. Люди ласково называют её  «Волга – матушка».

Воспитатель показывает реку Волгу на карте.

Воспитатель:

Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. слайд 9Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. слайд 10 Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). - В Каспийское море. слайд 11 Давайте сделаем здесь остановку: Уважаемый ковер, на посадку, пожалуйста!(гул турбины)

Физкультминутка

Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.

Рассаживаются на ковре(песня ковра)

Восп-ль:    А вот и сам город, теперь мы  слайд 12,13,14пролетаем столицу нашей области.  Саша, что ты видишь? Как называется этот город?

Ребенок:    смотрит на СЛАЙДЫ и называет- Саратов.

Восп-ль:  ну вот, наша родная земля осталась позади, и  мы

Подлетаем еще  к какому-то большому городу. Кругом огни, храмы, высокие дома, а людей, машин не счесть. Что за город? слайд 15

 Восп-ль:  Давайте тоже сделаем здесь остановку. Любезный наш ковер-самолет, приземлитесь, пожалуйста. (гул турбины)

Дети садятся на стульчики.

Догадаемся ребята, если составим слово из первых букв названия картинок.

Показываю карточки с изображением картинок, первые буквы которых составляют слово «Москва». 

Ребенок:  Да это же Москва, столица нашей России. слайд 16

     (СЛАЙД)

 Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы слайд 17

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город!

Гордится им моя страна!

Всем городам она глава,

Столица Родины – Москва.

слайд 18

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). слайд 19Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). слайд 20А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Белый цвет – березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

В. Степанов

Люди большое значение придавали цветам флага.

Белый цвет – чистота, совесть, мир.

Значит какие люди живут в России?  (миролюбивые, чистосердечные, честные )

Повтори, Кира, какие люди живут в России?  

Синий цвет обозначает верность, правду.

Люди какие? (правдивые, верные)

Красный  - мужество и отвагу.

Значит люди какие в России? (мужественные и отважные)

Как вы думаете, где можно увидеть флаг? слайд 21

Дети:   Над Кремлем, где находится президент России; над государственными зданиями.

Воспитатель: следующий символ –герб. слайд 22

 Я расскажу вам о  гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл.  Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр,  а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

У Росси величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 В. Степанов

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах). слайд 23

 Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. слайд 24 Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная, хвалебная песня страны. Его слушают обязательно стоя, подчеркивая важность и значимость этой песни и  каждый гражданин

знает гимн своей страны и узнает его среди тысячи других мелодий. Поэтому я хочу познакомить вас с ним. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя слайд 25. (гимн)

Восп-ль:  Ну, что, полетели дальше? Тогда в путь (песня ковра с приглушением звука).

Как быстро мы летим.

Ребенок:  читает стихотворение В. Степанова «Наша Россия»

Если долго-долго-долго

Над Россией нам лететь. слайд 26

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина – большая,

Необъятная страна!                     (СЛАЙДЫ)27

Как велика моя земля,

 Как широки просторы.

 Озёра, реки и поля,

 Леса, и степь, и горы.

 Раскинулась моя земля

 От севера до юга.

 Когда в одном краю весна,

 В другом – снега и вьюга.

Восп-ль:   На горизонте появился наш детский сад. слайд 28 Ну вот мы и дома. Пора приземляться! Гул турбин слайд 29

Выходите, пожалуйста. Никого не укачало? Замечательно!

(подходим к карте).

Восп-ль:    На карте мира не найдешь слайд 30

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.  

(обвожу указкой границы России.)

Так что же такое Родина?Как же называется наша большая Родина?   (Россия.)  так какая она, наша Россия?

Дети и воспитатель встают в маленький круг. Дети, называя слова, делают шаг назад. В конце образуется большой круг.

Вот какая наша страна. А наш Пугачевский край небольшой, но он часть огромной страны – России!

Ребенок:

 Великую землю,

 Любимую землю,

 Где мы родились и живём,

 Мы Родиной светлой,

 Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Восп-ль:  Родина, как и мама бывает одна. Берегите её! Будьте достойными

гражданами своей Родины, ведь недаром много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, –  тот истинный герой» и т.д.) Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Выходят дети второй подгруппы и выносят каравай.

Ребенок:   А мы заждались: ну, вот вы и дома, на родной матушке-земле и по старому русскому обычаю мы встречаем вас хлебом, солью.

Восп-ль:  спасибо, ребята, вот этот каравай мы сейчас с чаем и отведаем!!!!(песня Россия)

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ.

/подготовительная группа/

Провела: воспитатель

 Iквалификационной категории

Черняева Е.П.

2014год


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром "Снега России" (презентация)

Мультимедийное занятие. Дошкольное образование, старший возраст....

Непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с окружающим "Путешествие по городу"

Непосредственно - образовательная деятельность "Путешествие по городу"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Непосредственная образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром по теме: «Россия огромная страна»

Презентация может использоваться на тематическом занятии К дню всенародного единства, а также для ознакомления детей старшей группы с понятиями Россия, Родина, символика государства, памятники культур...

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

 Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Путешествие в мир вещей с почемучкой»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с пластмассой. Направлен на развитие у детей познавательного интереса поисково-исследовательско...

Конспект ОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Путешествие по России»

Задачи:1). Обобщить и систематизировать знание детей о России, закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников.2). Конструировать объемную геометрическую фигуру - к...