"Юные исследователи". Опыты с водой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рахмановская Ольга Алексеевна

 

Цель: развитие любознательности, воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к природе;
  • Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • Подвести детей к суждениям, умозаключениям, осознанию причинно-следственных связей на основе имеющихся представлений;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам;
  • Вовлекать детей в общую беседу, формировать умение вести диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».

Цель: развитие любознательности, воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к природе;
  • Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • Подвести детей к суждениям, умозаключениям, осознанию причинно-следственных связей на основе имеющихся представлений;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам;
  • Вовлекать детей в общую беседу, формировать умение вести диалог.

Материалы и оборудование:

демонстрационный: сундучок с микроскопом, аудиозапись «Наедине с природой. Ручей», песня из м/ф «Катерок», глобус, карточки-капельки с загадками, иллюстрации по теме «Вода», мольберт, карточки-схемы «Свойства воды», различные прозрачные емкости, термос, стекло;

раздаточный: одноразовые прозрачные стаканчики с водой, молоком, апельсиновым соком, одноразовые тарелочки, соломинки для коктейлей, салфетки, кубики льда.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок за физическими явлениями:              (дождь, снег, лед, сосулька, туман). Беседа на тему «Значение воды в природе», чтение рассказов и стихов по теме, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений: «Дождик» А.Филиппенко, «Дождик накрапывает» А.Александрова. Дидактическая игра «Путешествие капельки».  

Включение в игровую ситуацию.

Предложить детям собраться на ковре и встать в круг. В середине круга глобус, накрытый салфеткой.

Создание эмоционального настроения.

В мире много интересного,

В мире много неизвестного.

Все хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать.

Первая часть: информационно-познавательная

Воспитатель. Ребята, сегодня я пришла в детский сад и у дверей нашей группы обнаружила этот сундучок. Посмотрим, что же в нем? (в сундучке микроскоп).

- Вы знаете, что это за предмет? Для чего и кому он нужен? (ответы детей).

- Сегодня я предлагаю вам стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (ответы детей). Мы тоже займемся исследованиями. Послушайте звуки природы (аудиозапись «Ручей»).

-Что вы услышали? (ответы детей). Значит, предметом нашего исследования будет …  вода.

- У меня для вас есть еще один секрет (открыть глобус). Посмотрите, вам знаком этот предмет? Да, это глобус. А что такое глобус? (ответы детей).

-Обратите внимание, какого цвета на глобусе больше. Как вы думаете, что это значит? (что воды больше).

-В каком виде вода встречается в природе, вы узнаете, отгадав загадки. Я читаю загадку, а вы, посовещавшись, выберете и покажите иллюстрацию с отгадкой (иллюстрации-отгадки вывешиваются на мольберт).

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет (дождь).

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе  (облака).

Седой дед у ворот

Всем глаза заволок (туман).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, - не найдем (роса).

Прозрачный, как стекло,

Да не вставишь в окно (лед).

Скатерть бела

Весь мир одела (снег).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан … иней.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет (сосулька).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что объединяет все наши отгадки? О чем идет речь?     (это вода).

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились (шагают на месте)

Наклонились и умылись (наклон вперед, имитируют умывание)

Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхивают руками)

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брас (круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(шаги на месте)

Вторая часть: опытно-экспериментальная.

Воспитатель. Часики вперед идут,

Нас к открытиям зовут.

-Сейчас мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты с водой, узнаем о ее свойствах. Уважаемые ученые, предлагаю вам пройти в научную лабораторию и занять ваши рабочие места. (Напомнить детям о правилах поведения в лаборатории).

Опыт №1. «Вода-жидкость»

Возьмите стаканчик с водой и аккуратно вылейте немного воды на тарелочку. Выливайте медленно. Льется вода? Почему? Если бы вода не была жидкой, она не могла бы течь в реках, литься из крана.

Вывод: вода-жидкость.

Опыт №2. «Вода прозрачная»

Посмотрите на стаканчик с водой и с молоком. Какого цвета молоко? (белого). А какого цвета вода? (ответы детей). Как можно сказать о том, что вода не имеет цвета? (прозрачная). Каким способом мы можем проверить, что вода прозрачная? (предложения детей).

Вывод: вода - прозрачная жидкость.

Опыт №3. «У воды нет вкуса»

Попробуйте воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Почувствовали вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №4. «У воды нет запаха»

-Ребята, понюхайте, чем пахнет вода (или совсем не пахнет). Теперь понюхайте сок. Есть у  него запах?

Какой можно сделать вывод? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5. «Вода не имеет формы»

-Ребята, как вы думаете, какую форму имеет вода? (ответы детей). Сейчас я буду наливать воду в разные емкости, а вы понаблюдаете, какую форму вода будет приобретать. Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который ее налили.

Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Предлагаю нашим ученым выйти из-за своих лабораторных столов и немного размяться.

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и под музыку В. Шаинского «Синяя вода» выполнить танцевальный этюд.

- Вот наши ученые отдохнули и готовы к дальнейшим открытиям. (Дети садятся за столы).

Опыт №6. «Лед – твердая вода»

- У вас на столах кубики льда. Возьмите их в руки. Какие они на ощупь? (ответы детей). Постучите кубиком льда по столу. Что можно о нем сказать? (он твердый). Какими стали ваши ручки? (мокрыми). Как вы думаете, почему? (лед растаял, превратился в воду). Какой мы сделаем вывод?

Вывод: лед – твердое состояние воды.

Опыт №7. «Пар – это тоже вода»

- Уважаемые ученые, приглашаю вас подойти к моему столу. Встаньте так, чтобы всем было видно. Что за предмет у меня на столе? (термос). Внутри термоса находится кипяток. Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку? (предположения детей). Давайте проверим.

- Кверху поднимается пар. Что такое пар? (ответы детей). Но надо сначала доказать, что пар – это тоже вода. Сейчас я подержу над паром стекло. Что вы наблюдаете? (на нем появились капельки воды). Значит пар – это… вода.

После каждого проведенного опыта дети прикрепляют на магнитную доску карточку – схему, обозначающую свойство воды.

Воспитатель. Ребята, в завершении нашей работы я покажу вам фокус, который называется «Волшебный стакан».

Наполнить стакан водой, накрыть его сверху почтовой открыткой или картоном и перевернуть стакан. Вода не выливается из стакана, ее держит без какой-либо фиксации почтовая открытка. Проделать то же самое с пустым стаканом. Открытка падает. Что же происходит? Выслушать догадки детей, после чего дать объяснения. Изнутри на открытку давит вода, а снаружи - воздух. Давление воды незначительное по сравнению с давлением воздуха, которое и придавливает открытку к краям стакана, поэтому он и остается закрытым и вода не выливается.

- Ребята, этот фокус вы можете показать своим родителям и друзьям. С водой можно показывать много интересных фокусов. Может быть, ваши родители знают такие фокусы? Спросите у них, потренируйтесь, и мы вместе продемонстрируем эти фокусы в детском саду.

- Давайте подведем итог нашей экспериментальной работы. Посмотрите еще раз на карточки – схемы и назовите те свойства воды, о которых вы узнали, проводя опыты. ( Дети перечисляют свойства воды).  Вода имеет и другие свойства. О них вы узнаете в следующий раз.

- Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Кому еще не обойтись без воды? Надо ли беречь воду? Что случится, если на нашей планете исчезнет вода? Как нужно беречь воду? (Дети отвечают на вопросы воспитателя).

- Вы совершенно правы. Вода – это наше богатство. Без нее не было бы жизни на Земле.

Ребенок читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

 Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Спасибо всем за интересную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД "Мы-исследователи. Опыты с водой и льдом".

Конспект ОД "Мы- исследователи. Опыты с водой и льдом"....

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Юные исследователи воды»

Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о свойства воды.Задачи:Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства вод...

Проект «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» СВОЙСТВА ВОДЫ

Вид проекта: • познавательно –исследовательский Продолжительность: • краткосрочный...

Юный исследователь. Опыты и эксперименты

Рекоменации для родителей по теме неделе. Подборка заданий....

"Юные исследователи". Опыты с водой.

Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».Цель: развитие любознательности, воображения, расширение запаса знаний и представлени...

Комплексно - тематическое планирование "Юный исследователь. Опыты и эксперименты"

Разработка комплексно - тематического плана "Юный исследователь"" (Старший дошкольный возраст)...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...