Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Изучение свойств воды с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию
Тема: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»
Авторы методической разработки: | старший воспитатель И.И. Липченко воспитатель О.П. Дубовикова |
Данная разработка предназначена для проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие». В основе разработки лежит опытно-экспериментальная деятельность, так как ребенок этого возраста маленький исследователь, он активно познает мир, осознает себя как самостоятельный субъект, как личность в деятельности и поведении. В данный возрастной период продолжается развитие моторики ребенка, появляется гармония в движении рук, что позволяет им свободно проводить манипуляции при постановке опытов. У ребенка происходит расширение и углубление представлений о свойствах предметов. У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им не произвольно запоминать достаточно большой объем информации. Воображение детей становится с одной стороны богаче и оригинальнее, а с другой стороны более логичным и последовательным. У детей продолжает развиваться наглядно- образное мышление, что дает возможность решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.).
К концу подготовительной группы речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, к 7 годам появляется речь-рассуждение, что позволяет детям делать выводы при проведении опытов.
Данная разработка может быть использована педагогами для проведения итогового мероприятия при изучении темы: «вода»
По окончании мероприятия ребята узнают о свойствах воды, смогут привести доказательства(на примере проделанного опыта), получат положительный эмоциональный заряд; Продолжается работа над формированием предпосылок ученой деятельности.
Используемые технологии: Здоровьесберегающие, ТРИЗ, опытно- экспериментальная деятельность.
Интеграция образовательных областей: «социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие».
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность; вода – это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха;
- Уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
2. Закреплять умение работать с разными растворами, пользоваться различной посудой при проведении опытов (ложка, стакан);
3. Развивать логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнера, договариваться,
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде, чтение сказок и рассказов о воде, беседы с детьми на заданную тему.
Демонстрационный материал: 2 капельки воды с разными улыбками, капелька воды, схемы, игрушка-медвежонок, корабль, обобщающая схема.
Раздаточный материал: пластиковые стаканы, ложки, кисти, краски, вода, фломастеры, карандаш простой, лист в клеточку, капелька воды, соломинка, сахар, молоко, тряпочки, картинки.
1 часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие!
(Раздается плач) – в группу входит расстроенный Медвежонок.
Воспитатель: Что случилось, почему ты плачешь?
Медвежонок: Все мои друзья медведи отправились в путешествие к лесному озеру, а меня с собой не взяли, сказали, что я еще маленький. А я так люблю путешествовать!
Воспитатель: ребята, что же нам делать?
Дети: давайте возьмем Мишутку с собой в путешествие!
Воспитатель: Возьмем?
Дети: да
Воспитатель: ребята, а на каком транспорте можно путешествовать?
Дети: ответы детей (водный, воздушный, наземный)
Воспитатель: молодцы. А вот на каком транспорте мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, когда выполните одно задание (графический диктант - корабль). И так, что у вас получилось?
Дети: корабль.
2 часть
Воспитатель: итак мы с вами отправляемся в путешествие на корабле (аудиозапись- плеск волн) Наш корабль отправляется от пристани, все заняли удобные места? Наш корабль качается по волнам (дети имитируют движения – качаются из стороны в сторону). А плывем мы на остров Знаний. У нас с вами будет научно исследовательская экспедиция (пояснение воспитателя о том, что такое научно-исследовательская экспедиция). А вот, что мы будем изучать, вам предстоит угадать. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)
Воспитатель: молодцы, конечно же без воды. И сегодня мы с вами будем изучать воду. Мишутка, а ты знаешь что-нибудь о воде?
Медвежонок: я знаю, что она мокрая и ее можно пить?
Воспитатель: Мишутка, ребята тебе расскажут сегодня, много интересного о воде.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, где в природе встречается вода? Где её можно увидеть? (ответы детей - река, озеро, море, родник, болото, лужа, ручеёк, водопад.)
А кому нужна эта вода? (ответы детей - людям, животным, растениям). А как, ребята, человек использует воду? (ответы детей - пьет, готовит еду, стирать, убирать, купаться, поливать цветы, мыть окна, варить, мыть посуду и т. д.)
А какая вода в море или океане? (ответы детей – соленая) А в озере, в пруду, в реке? (ответы детей – пресная). Какую воду люди пьют? (ответы детей – пресную)
Молодцы, правильно. Ну вот мы с вами и приплыли на остров.
Давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем несколько опытов.
Опыт № 1.
Когда нам очень хочется пить, мы пьем воду и при этом говорим: «Какая вкусная вода». А есть ли у воды вкус? (ответы детей ) Давайте проверим это. Возьмите соломинку и стакан с водой и попробуйте. Есть ли у воды вкус?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А теперь для сравнения возьмите ложечкой сахар и растворите его в воде. И снова через соломинку попробуйте воду. Какая она?
Дети: сладкая
Вывод: простая вода безвкусная (на доске вешаю схему), но если в ней растворить какое-нибудь вещество сахар например. То она будет сладкой.
Воспитатель: молодцы. Мы с вами выяснили, что обычная вода не имеет вкуса (посмотрите на схему на доске)
Опыт № 2.
Воспитатель: А как вы думаете. Вода имеет запах или нет? (ответы детей).
А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (ответы детей - совсем не пахнет.).
В: А сейчас возьмите кусочек лимона и выдавите сок в воду. Понюхайте воду? ( вода пахнет лимоном).
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет запаха (вешаю схему)
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пустой стакан и перелейте воду из одного стакана в другой и обратно. Что вы наблюдаете? (ответы детей - вода льется), почему?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода это жидкость (вешаю схему)
Воспитатель: А сейчас закройте глазки. Что вы слышите? (аудиозапись- журчание ручья).
(ответы детей)
Воспитатель: я думаю, что вы немножечко устали. Давайте выйдем из нашей лаборатории и спустимся к реке.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (действия по тексту)
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)
Вышли на берег крутой (действия по тексту)
И отправились домой.
Воспитатель: ну вот мы с вами снова вернулись в нашу лабораторию.
Опыт 4.
А сейчас стакан с водой отставьте в сторону. А в пустой стакан из большого цветного стакана налейте немного воды. На тарелке лежит картинка, возьмите ее, положите на стол и поставьте на нее стакан с чистой водой. Что вы наблюдаете? (ответы детей - картинку видно). А теперь возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Что наблюдаете? (ответы детей - в стакане с молоком картинки не видно)
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что чистая вода прозрачная и не имеет цвета (вешаю схему)
Опыт 5.
Ребята, а как вы думаете, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (ответы детей). Растворится ли она? Давайте проверим: возьмите кисточку и с ее помощью добавьте в воду краску. Что получилось? (ответы детей – вода окрасилась в разные цвета)
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Вода прекрасный растворитель (вешаю схему)
А что еще может раствориться в воде? (ответы детей).
В: молодцы. Сегодня мы с вами узнали много интересного о воде. Но нам нужно с вами возвращаться домой в детский сад.
Мишутка: Ребята, мне так понравилось на этом острове, я хочу остаться здесь жить. Приезжайте ко мне в гости! До свидания!
Звучит аудиозапись – звук моря. Дети качаются на волнах – плывут на корабле в детский сад. Ну, вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Я кидаю мяч, кто поймал – тот отвечает на мой вопрос Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: " Вода - это плохо. Почему?":
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: Вода – это наше богатство. Ее нужно беречь.А как вы можете ее беречь?
Дети: закрывать кран; не пускать сильную струю; набирать воды столько, сколько нужно; не бросать в реки и озера мусор.
Воспитатель: И так ребята, что мы сегодня узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? (вешаю большую схему для повторения свойств воды)
Дети: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а дома вместе с родителями проведите еще один опыт и узнайте, что не растворяется в воде. А завтра расскажите нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственной образовательной детельности по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» во второй младшей группе
Образовательная область: «Познавательное развитие»Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению ка...