Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: “ История вещей ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznav._istoriya_veshchey.zip | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада.
Тема: “ История вещей ”
Подготовила
Воспитатель: Акопян А.С
Ессентуки
“Если личность воспитателя, благодаря подражательности и
внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных
факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его
руках является интерес”.
Е.А. Аркин
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка Нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Однажды мне в руки попались картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, я показала их детям и они заинтересовались тем, как эти вещи выглядят сейчас. Я решила помочь детям узнать историю возникновения различных вещей.
Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, я преследовала цель раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в быт и жизнь людей прошлых веков. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависел от возраста и возможности показать те или иные предметы. В этой работе мне помогали родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносили некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогали в оформлении уголков старины в группе. В результате проведения цикла игр – путешествий дети проявили желание участвовать в драматизации тех сценок из прошлой жизни, о которых я рассказываю в конспекте итогового занятия по теме “ История вещей”.
Конспект итогового занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада по теме “ История вещей ”
Цели занятия:
закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы от века к веку, как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта, научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Материалы: оборудование и предметы для сценок, начиная с древних веков по наши дни, картинки с изображением истории развития предметов, схема-описание предметов, некоторый механизм изображающий “машину времени”.
Ход занятия: (в ходе занятия все роли исполняются детьми).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, у меня есть интересный механизм, который называется “машина времени”, с помощью него я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)
Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире.
Ребёнок читает стихотворение:
Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, у меня есть интересный механизм, который называется “машина времени”, с помощью него я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)
Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире.
Ребёнок читает стихотворение:
Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить
Огонь они раздобыли,
На нём стали пищу варить.
А ели они руками
И воду пили с ручья,
Одеты не так, как мы с вами,
Шкурой прикрыты слегка.
В. – Отправляемся в гости (крутим “машину времени”).
Сценка 1.
Пещера. У входа – “костёр”. На земле шкура. Мужчина, одетый в шкуру, приходит с охоты, приносит добычу, отдыхает на шкуре. Женщина берёт мясо, надевает на вертел, крутит его над костром. Она сидит на бревне, одета в шкуру тоже. Они почти не разговаривают, иногда общаются жестами: “Я пришел, Ута!”, “Ложись”, “ Иди есть” - едят пищу руками, откусывая от целого куска.
Обсуждение сценки:
- Была ли мебель у первобытных людей, если была, то какая?
- Как они одевались и обувались?
- Использовали ли первобытные люди посуду и столовые приборы?
- Что они ели?
- Какие они имели орудия труда?
- Для чего им нужен был огонь и какое значение имел он в их жизни?
(дети отвечают на вопросы)
Физкультминутка - танец “Первобытные люди у костра” - танцуют все дети.
Ребёнок читает:
Проходил так целый век.
Поумнел наш человек
Жить с семьей он стал в избе,
Ложкой кушать кашу.
Мебель сделал он себе,
Печь сложил, как нашу.
Воспитатель:- крутит “машину времени” и дети попадают в новый век.
Сценка 2.
Деревенская изба: в ней печка, вёдра, коромысло, горшки, ухват, веник, стол, лавки. На столе - самовар, деревянные ложки, чугунок, лучина, прялка.
Хозяйка: (обращается к своему мужу и сыну) “Иван Демьянович и ты Фролушка, идите щи отведайте”. Отец с сыном подходят к столу, садятся, крестятся, берут ложки и едят из общего чугуна.
Хозяин: “Ай, хороши нынче щи у тебя, Настасья Тимофеевна, получились”.
Хозяйка: “Да. Удались, крапивушка больно хороша попалась. Ты мне печку-то посмотри, дымит что-то, да и прялка сломалась. Наладить бы. Скоро пахать пора - соха-то в сарае. Поглядел бы”.
Хозяин: Соху поглядел, наладил. Печь вечером погляжу, а уж прялку – завтра. (бьёт сына ложкой по лбу) Не балуй за столом, ешь!” Мать утешает ребёнка, даёт свистульку, гладит по голове говорит: “ Тятьку слушать надо, не шалить за столом”.
Беседа по сценке:
- Изменилась ли одежда людей за прошедшее время?
- Что стало у людей в избе?
- Появилась ли посуда? Какая она?
- Как люди стали обогреваться и готовить еду?
- Чем освещали свою избу?
- Какие орудия труда у них появились?
- Чем они обрабатывали землю?
- Какие игрушки были у детей в то время?
На чём люди ездили, часто ли это делали?
(дети отвечают на вопросы)
Вместо физкультминутки игра “ Что за чем” - принимают участие все дети.
У детей карточки с изображениями предметов в разные эпохи. Дети, в командах, должны выложить их от самых древних времён до наших дней – показать эволюцию предметов, как они изменялись во времени.
Сценка № 3.
Комната в барском доме, мягкая мебель, стол со скатертью, на столе чайный сервиз, рядом канделябр со свечами. Барыня, в красивом платье, сидит в кресле и пьёт чай – входит служанка.
Служанка: Барыня, Анна Львовна, к вам граф Вяземский с визитом!
Барыня: Проси.
(ходит князь.)
Князь: Ах, любезная, Анна Львовна, как ваше здоровье?
Барыня: Благодарю сударь, уже хорошо. Проходите, садитесь. Хотите чаю?
Князь: Извольте сударыня, не откажусь.
Барыня: Скажите князь, что нового в свете?
Князь: Вчера был на балу у губернатора, в его новом доме. Какой был стол! Какие блюда! Какая посуда! Сервиз на 100 персон! Полковой оркестр играл всю ночь. Мы много танцевали. Барышни были в роскошных нарядах!
Барыня: Жаль, что у меня вчера разыгралась мигрень, а то я бы тоже была на балу. Я так люблю танцевать!
Беседа по сценке:
- Как жили богатые люди в то время? Какие были у них дома, мебель, посуда?
- Отличалась ли одежда богатых людей от одежды крестьян? Чем?
- Под какую музыку они танцевали?
- Чем освещали свои дома?
- На чем ездили люди в то время?
(дети отвечают на вопросы. )
Воспитатель: Отправляемся в следующую эпоху, Крутим машину времени,
Сценка № 4:
Наше время. Современная комната. Девочка сидит за столом в наушниках и слушает музыку. Входит мама.
Мама: Катя, я тебя зову, зову, а ты не слышишь. Иди обедать, всё стынет.
Катя: Не хочу.
Мама: Конечно. Целый день магнитофон, телефон да компьютер! Лучше бы комнату пропылесосила, да пошла б, свежим воздухом подышала. Вот аппетит и появится.
Катя: Да-а-а. А ролики вы мне купили! А без них во дворе нечего делать. Все ребята на роликах гоняют, а я что? Смотреть на них буду?
Беседа по сценке:
- Отличатся ли наша жизнь от жизни людей в старину?
- Какие бытовые приборы придумали люди для облегчения своей жизни?
- Какая теперь у нас мебель?
- Какое освещение в домах?
- На каком транспорте передвигаются люди в наше время?
Дети читают стихотворение:
Компьютер – друг детей и взрослых
Он сделан был давно,
Пришел из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи –
Компьютер стал другим.
Он вычисляет, прибавляет,
Рисует с нами, говорит.
Отсюда следует друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.
Воспитатель: Наше путешествие в прошлое вещей подошло к концу. Мы вернулись в своё время. Пройдут годы, вы вырастете и создадите ещё более совершенные приборы и механизмы, которые будут помогать людям в повседневной жизни. А сейчас давайте проверим ваше мышление и поиграем в игру “ Угадай по описанию”.
(одни дети загадывают предмет с помощью схемы, а другие отгадывают, что это.)
Например: В древние века это была половина ореха, потом котелок. Сейчас этот предмет бывает разного цвета, небольшой, легкий. У него есть донышко, стенки, носик, крышка. Сделан он из глины или металла. Используют этот предмет во время еды, сейчас он часто бывает электрический. Что это? (чайник). Так дети загадывают 3-4 предмета.
В заключение дети танцуют любимый танец” Ты мне больше не звони”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада
Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада значительно расширяется и в большей мере, чем в средней, принимает коллективный ...
НОД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада с использованием элементов конструирования на тему: «Птицы Бурятии»
Интегрированное занятие по ознакомлению с животным миром Бурятии...
Развитие речи детей в старшей группе детского сада в игровой деятельности.
Речь – неотъемлемая часть человеческого бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основы развития речи детей происходят в семье. Но так как большую часть...
Планирование театрализованной деятельности детей в старшей группе детского сада.
Развитие речи детей через театрализованную деятельность....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...