Развитие речи детей в старшей группе детского сада в игровой деятельности.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Семёнова Алина Юрьевна

 Речь – неотъемлемая часть человеческого бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основы развития речи детей  происходят в семье.  Но так как большую часть времени  дети находятся в дошкольном учреждении, то ответственность за освоение этой стороны жизни человека во много возложена на детский сад.Поэтому  мною была изучена литература  по данной теме и подобраны и обобщены игровые  упражнения  на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в старшей группе детского сада в  игровой                          деятельности.

 Речь – неотъемлемая часть человеческого бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основы развития речи детей  происходят в семье.  Но так как большую часть времени  дети находятся в дошкольном учреждении, то ответственность за освоение этой стороны жизни человека во много возложена на детский сад.

Развитие коммуникативная компетентность дошкольников старшей группы детского сада  предполагает :

-развитие  умения составлять повествовательный рассказ по игрушке, из личного опыта;

-стимулирование и развитие речевого творчества детей;

-развитие умения участвовать в коллективных разговорах;

-развитие словаря детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

-развитие умения замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их;

-воспитание интереса к языку, желание говорить правильно;

-воспитание интереса к рассказыванию по собственной инициативе.

 Дети  5-  6 лет активно экспериментируют со словом ,изменяя и придумывая новые слова, придумывают загадки, рассказы, сказки. Поэтому  мною была изучена литература  по данной теме и подобраны и обобщены игровые  упражнения  на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Это:

 1.Дидактические игры :

-«Узнай по описанию»

(Развивает умение узнавать предмет по некоторым внешним признакам, обогащает словарь детей)

-«Опиши предмет»

(Активизирует словарный запас детей)

-«Подбери действие»

(Обогащает словарь детей ,развивает умение соотносить объект с его действиями)

«Сказки перепутались»

(Упражнять детей в умении внимательно вслушиваться в текст, замечать неточности и ошибки содержания)

-«Скажи по-другому»

(Развивает умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу)

-«Я начну, а ты продолжи»

(Развивает умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения»

-«Сочиняем рифмовки»

(Активизирует речевую деятельность детей, развивает их «лингвистические способности»)

На столе разложены предметные картинки(вниз изображением).Кто-нибудь из детей берёт любую картинку, переворачивает ее, и все дети вместе придумывают к слову-картинке рифму.

-«Загадочный калейдоскоп»

(Активизирует мыслительную и речевую деятельность детей)

Материалы:кубик(каждая грань кубика обозначена определённым цветом:синяя-явления природы,зелёная-растения,красная-насекомые,желтая-птицы,коричневая-животные,черная-рыбы,пресмыкающие,земноводные);вопросы-загадки (по 10 на каждую грань)За правильный ответ дети получают фишки.

2.Словесные образовательные ситуации проблемного характера, цель которых - развивать речь-рассуждение, развивать сообразительность ,умение найти выход из затруднительной ситуации.

Например:

-«На  рыбалке»

Содержание ситуации. Воспитатель рассказывает детям историю:»Однажды ранним летним утром два друга -Валера и Рома- пошли на речку ловить рыбу. Забросили они удочки и стали внимательно наблюдать за поплавками. Вдруг Рома поскользнулся на траве и упал в воду. Течение реки потащило его на середину, а плавать он не умел.» Спрашивает детей : «Как помочь Роме выбраться на берег»

-«Размытое письмо»

(Воспитывает желание активно участвовать в совместной речевой деятельности, упражнять в составлении распространённых предложений)

Педагог сообщает детям ,что к нему поступило письмо, но некоторые слова  размыло дождём. Чтобы прочитать его , необходимо восстановить текст.

3.Игра  «Превращение»

(Упражняет детей в рассказывании короткой истории от лица персонажа)

4.Создание рукописной книжки.

(Развивает творчество и монологическую речь)

5.»Сказка в заданном ключе»

(Развивает творческие способности в речевой деятельности)

Дети под руководством взрослого модифицируют сюжеты знакомых сказок

.

6.Сюжетно-ролевые игры

Список использованной литературы:

  1. Ельцова О.М .,Горбачевская Н.Н.,Терехова А.Н

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.-192с.

2.Сомкова О.Н

Образовательная область «Коммуникация».Как работать по программе  «Детство»:Учебно-методическое пособие/науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-208с.

3.Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников:Кн.для воспитателей дет.сада и родителей/О.С.Ушакова,А.Г.Арушанова,Е.М.Струнина и др.;Под ред.О.С Ушаковой.-М.:Просвещение:Учеб.лит.,1996.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей втрой младшей группы детского сада

Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов:- в первую очередь, от анатомического строения речевого аппарата- от того как действуют язык, губы, челюсти, от умения ребенка ощущат...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

1.   Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2.   Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...

Занятие по развитию речи дошкольников в старшей группе детского сада по теме: «Откуда хлеб пришел?»

Основной целью развития речи дошкольников является овладение ребенком устной речью на родном языке — речью грамотной, выразительной, точной, правильной, а также формирование языковых способностей р...

конспект открытого, интегрированного занятия развитие речи-аппликация в старшей группе детского сада - "Все профессии нужны, все профессии важны."

конспект открытого, интегрированного занятия в старшей группе  детского сада - "Все профессии нужны, все профессии важны."...