Познавательный практико-ориентированный проект "Наши друзья-комнатные растения"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нарышкина Анна Валентиновна

 «Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_komnatnye_rasteniya.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Наши друзья -комнатные растения.

Познавательный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста.

        

20.04.2015

ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга гр. «Непоседы»

Автор: воспитатель А. В. Нарышкина


Актуальность

 «Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем  душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Наши друзья – комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

Цель 

Вызвать интерес к миру комнатных растений.

Задачи:

  • Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Комнатные растения»
  • Привлечь родителей к работе над проектом.
  • Продолжать учить различать и называть комнатные растения (фикус, фиалка, бегония, хлорофитум, бальзамин, герань (пеларгония), аспидистра, фуксия, аспарагус, колеус, традесканция, драцена).
  • Познакомить с необходимыми условиями жизни растений, способами ухода за комн. растениями.
  • Развивать психические процессы: память, воображение, мышление, речь.
  • Закреплять умение анализировать, обобщать, высказывать собственное суждение.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
  • Изготовить дидактические игры и пособия по данному направлению.

Вид проекта  познавательный практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.

Разработчик  проекта    

воспитатель средней группы   А.В. Нарышкина

Участники проекта                                                                                     Воспитатель  - К.А. Медведева

Дети средней группы

Родители

Продукт проекта

1. Изготовление картотеки «Комнатные растения».

2.Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы».

3. Изготовление картотеки дидактических игр по теме «Комнатные растения»

4. Выставка детских работ « Маленький сад на нашем окне».

Сроки реализации 

20.04.2015г. - 22.05.2015г.

Этапы проекта:

I этап-подготовительный   с 20.04.15г. по 24.04.15г.

II этап-основной  с 27.04.15г. по 15.05.15г.

III этап- итоговый  с 18.05.15г. по 22.05.15г.

Прогнозируемый результат:

  • способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач
  • умение использовать разные способы и приемы познания
  • интерес  к экспериментированию у детей
  • способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения

Название мероприятия

Цель, задачи мероприятия

Ответственные за проведение, дата

I этап

1.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы.

2. Пополнения уголка Познания комнатными растениями силами родителей воспитанников группы.

-создать условия для  реализации проекта, исходя из поставленных задач

- привлечение родителей к проектной деятельности в группе

Воспитатели

группы «Непоседы»

 А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

20.04.2015г-

24.04.2015.

II Этап

III Этап

1.Наглядная

форма работы с родителями.

Консультация «Для чего нужны комнатные растения?»

Анкетирование «Как вы считаете,  нужны ли комнатные растения в детском саду?»

2. Проведение НОД на тему «Наши друзья живут на подоконнике»

Наблюдения за растениями №1, №2, №3 (см.приложение №1)

Дид.игры «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?» (см. прил. №2)

Цель: расширить знания детей о комнатных растениях.

3. Просмотр презентации «Комнатные растения»

Беседа – рассуждение «Маленький сад на нашем окне»

Наблюдение за растениями №4, №5,№6  (см. прилож. №1)

Дид.игры «Что изменилось?», «Найди такой же» (см. прил. №2)

Цель: углублять знания о комнатных растениях

4. Чтение художественной литературы:

 Е. Благинина «Огонек»,

 А. Латулина «Комнатные цветы»,

Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус». Наблюдение за растениями №7 (см. прилож.№1)

Дид.игры «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу» (см. прил. №2)

Цель: прививать бережное отношение к цветам

1.Художественное творчество

Рисование фиалки.

Цель: учить рисовать фиалку

2. Организация выставки «Маленький сад на нашем окне»

- разъяснить родителям необходимость экологического воспитания ребенка и его роль в развитии ребенка

- расширить знания детей о комнатных растениях, уходом  за ними, способами подкормки

- систематизировать знания о комнатных растениях

- развивать любознательность,

мышление и речь

детей

-активизировать словарь

-воспитывать бережное отношение к природе, водоёмам.

- систематизировать знания о комнатных растениях

- обсуждение и сравнение внешнего вида различных комнатных растений, которые находятся в группе.

- чтение и обсуждение прочитанных произведений

- пересказ некоторых описательных отрывков из произведений

- продолжать совершенствовать навыки рисования

- закрепить технику безопасности при работе с красками и кистью

- формировать бережное отношение к цветам

-продолжать развивать творческие способности детей

-учить давать оценку результатам своего труда

-уважительно относиться к работам сверстников

Воспитатели

группы «Непоседы»

 А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

27.04.2015г.-

15.-05.2015г.

Воспитатели

группы «Непоседы»

 А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

27.04.2015г.-

15.-05.2015г.

Воспитатели

группы «Непоседы»

 А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

27.04.2015г.-

15.-05.2015г.

Воспитатели

группы «Непоседы»

 А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

18.05.2015г.-

22.05.2015г.

Воспитатели

группы «Непоседы»

А.В. Нарышкина,

К.А. Медведева

22.05.2015г.

Анализ

  • у родителей и детей расширились знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека
  • сформировались практические навыки ухода за комнатными растениями
  • расширилась и дополнилась экологическая среда группы
  • установлены партнерские отношения со многими родителями воспитанников
  • у детей возникает потребность и способность  к самостоятельному решению доступных познавательных задач

Приложение №1.

Наблюдения за комнатными растениями.

 №1 

Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Ход наблюдения:

- предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

- показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

- что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

- подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

№2 

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Ход наблюдения:

- сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

№3

Цель: закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход наблюдения:

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

№4

Цель: дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Ход наблюдения:

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.

№5

Цель: знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие  листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Ход наблюдения:

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают.  Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

№6

Цель: познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Ход наблюдения:

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают  как за ним ухаживать).

№7

Цель: обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.

Ход наблюдения:

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.  Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

Приложение №2.

Дидактические игры по теме «Комнатные растения»

Название игры

Задача

Правило

Оборудование

Ход игры

«Что изменилось?»

Найти предмет (растение) по сходству.

Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание.

Одинаковые растения расставлены на двух столах.

Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем

Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе.

 

«Найди такой же»

Найти предмет (растение)   по сходству.

Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя.

На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Угадай растение по описанию»

Найти предмет (растение)    по перечисленным признакам.

Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя.

Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное

«Где спряталась матрёшка?»

Найти предмет (растение)    по перечисленным признакам.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя.

На столе расставляют 4-5 растений.

Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

«Найди растение по названию»

Найти растение по слову – названию.

Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Все растения группы.

Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.

«Опишите, я отгадаю»

Найти растение по описанию.

Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его.

Все растения группы.

Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.

«Найди, о чём расскажу»

Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Называть загадываемое растение нельзя.

Все растения группы.

Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)

Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса  к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...

Практико-ориентированный проект "Путешествие в мир растений"

Цель проекта: закреплять знания детей о классификации растений;расширять представления детей о растениях,произрастающих в нашей местности; дать представления о злаковых культурах,овощах и фруктах,выра...

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"

Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности  и богатства. Экологическое направление работы Д...

Экологический познавательный практико - ориентированный проект «Сохраним мир птиц!»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действ...