Познавательный практико-ориентированный проект "Наши друзья-комнатные растения"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_komnatnye_rasteniya.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши друзья -комнатные растения.
Познавательный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста.
20.04.2015
ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга гр. «Непоседы»
Автор: воспитатель А. В. Нарышкина
Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Наши друзья – комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель
Вызвать интерес к миру комнатных растений.
Задачи:
- Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Комнатные растения»
- Привлечь родителей к работе над проектом.
- Продолжать учить различать и называть комнатные растения (фикус, фиалка, бегония, хлорофитум, бальзамин, герань (пеларгония), аспидистра, фуксия, аспарагус, колеус, традесканция, драцена).
- Познакомить с необходимыми условиями жизни растений, способами ухода за комн. растениями.
- Развивать психические процессы: память, воображение, мышление, речь.
- Закреплять умение анализировать, обобщать, высказывать собственное суждение.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
- Изготовить дидактические игры и пособия по данному направлению.
Вид проекта познавательный практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.
Разработчик проекта
воспитатель средней группы А.В. Нарышкина
Участники проекта Воспитатель - К.А. Медведева
Дети средней группы
Родители
Продукт проекта
1. Изготовление картотеки «Комнатные растения».
2.Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы».
3. Изготовление картотеки дидактических игр по теме «Комнатные растения»
4. Выставка детских работ « Маленький сад на нашем окне».
20.04.2015г. - 22.05.2015г.
Этапы проекта:
I этап-подготовительный с 20.04.15г. по 24.04.15г.
II этап-основной с 27.04.15г. по 15.05.15г.
III этап- итоговый с 18.05.15г. по 22.05.15г.
Прогнозируемый результат:
- способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач
- умение использовать разные способы и приемы познания
- интерес к экспериментированию у детей
- способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения
Название мероприятия | Цель, задачи мероприятия | Ответственные за проведение, дата | |
I этап | 1.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. 2. Пополнения уголка Познания комнатными растениями силами родителей воспитанников группы. | -создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач - привлечение родителей к проектной деятельности в группе | Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 20.04.2015г- 24.04.2015. |
II Этап III Этап | 1.Наглядная форма работы с родителями. Консультация «Для чего нужны комнатные растения?» Анкетирование «Как вы считаете, нужны ли комнатные растения в детском саду?» 2. Проведение НОД на тему «Наши друзья живут на подоконнике» Наблюдения за растениями №1, №2, №3 (см.приложение №1) Дид.игры «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?» (см. прил. №2) Цель: расширить знания детей о комнатных растениях. 3. Просмотр презентации «Комнатные растения» Беседа – рассуждение «Маленький сад на нашем окне» Наблюдение за растениями №4, №5,№6 (см. прилож. №1) Дид.игры «Что изменилось?», «Найди такой же» (см. прил. №2) Цель: углублять знания о комнатных растениях 4. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус». Наблюдение за растениями №7 (см. прилож.№1) Дид.игры «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу» (см. прил. №2) Цель: прививать бережное отношение к цветам 1.Художественное творчество Рисование фиалки. Цель: учить рисовать фиалку 2. Организация выставки «Маленький сад на нашем окне» | - разъяснить родителям необходимость экологического воспитания ребенка и его роль в развитии ребенка - расширить знания детей о комнатных растениях, уходом за ними, способами подкормки - систематизировать знания о комнатных растениях - развивать любознательность, мышление и речь детей -активизировать словарь -воспитывать бережное отношение к природе, водоёмам. - систематизировать знания о комнатных растениях - обсуждение и сравнение внешнего вида различных комнатных растений, которые находятся в группе. - чтение и обсуждение прочитанных произведений - пересказ некоторых описательных отрывков из произведений - продолжать совершенствовать навыки рисования - закрепить технику безопасности при работе с красками и кистью - формировать бережное отношение к цветам -продолжать развивать творческие способности детей -учить давать оценку результатам своего труда -уважительно относиться к работам сверстников | Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 27.04.2015г.- 15.-05.2015г. Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 27.04.2015г.- 15.-05.2015г. Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 27.04.2015г.- 15.-05.2015г. Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 18.05.2015г.- 22.05.2015г. Воспитатели группы «Непоседы» А.В. Нарышкина, К.А. Медведева 22.05.2015г. |
Анализ
- у родителей и детей расширились знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека
- сформировались практические навыки ухода за комнатными растениями
- расширилась и дополнилась экологическая среда группы
- установлены партнерские отношения со многими родителями воспитанников
- у детей возникает потребность и способность к самостоятельному решению доступных познавательных задач
Приложение №1.
Наблюдения за комнатными растениями.
№1
Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
Ход наблюдения:
- предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.
- показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?
- что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.
- подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.
№2
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.
Ход наблюдения:
- сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?
№3
Цель: закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.
Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.
№4
Цель: дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.
№5
Цель: знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.
Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.
№6
Цель: познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.
Ход наблюдения:
Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).
№7
Цель: обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.
Ход наблюдения:
Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.
Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.
Приложение №2.
Дидактические игры по теме «Комнатные растения»
Название игры | Задача | Правило | Оборудование | Ход игры |
«Что изменилось?» | Найти предмет (растение) по сходству. | Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание. | Одинаковые растения расставлены на двух столах. | Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе. |
«Найди такой же» | Найти предмет (растение) по сходству. | Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя. | На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности. | Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). |
«Угадай растение по описанию» | Найти предмет (растение) по перечисленным признакам. | Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя. | Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. | Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное |
«Где спряталась матрёшка?» | Найти предмет (растение) по перечисленным признакам. | Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя. | На столе расставляют 4-5 растений. | Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. |
«Найди растение по названию» | Найти растение по слову – названию. | Смотреть, куда прячут растение, нельзя. | Все растения группы. | Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его. |
«Опишите, я отгадаю» | Найти растение по описанию. | Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его. | Все растения группы. | Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам. |
«Найди, о чём расскажу» | Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. | Называть загадываемое растение нельзя. | Все растения группы. | Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-практико-ориентированный проект для дошкольников 4-5 лет "Весна"
Проект составлен в соответствии с ФГОС....
«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)
Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...
Практико-ориентированный проект "Путешествие в мир растений"
Цель проекта: закреплять знания детей о классификации растений;расширять представления детей о растениях,произрастающих в нашей местности; дать представления о злаковых культурах,овощах и фруктах,выра...
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"
Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства. Экологическое направление работы Д...
Экологический познавательный практико - ориентированный проект «Сохраним мир птиц!»
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действ...