Экологический познавательный практико - ориентированный проект «Сохраним мир птиц!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Поэтому проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу.

У детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому, необходимо расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, добиться формирования бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sohranim_mir_ptits_01.02._-_04.03.2019.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Ласточка»

Познавательный практико - ориентированный проект

«Сохраним мир птиц!»

группа общеразвивающей

направленности для детей 5 - 6 лет

                                                 

  Автор – воспитатель:

Карасева О. Н.

2019

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Поэтому проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу.

У детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому, необходимо расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, добиться формирования бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

 

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: среднесрочный (с 01.02.2019 г. по 04.03. 2019 г.).

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный практико – ориентированный.

Цель: закрепить представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, и поведении, а также привлечь внимание к проблемам зимующих птиц с целью сохранения их численности.

Задачи:

1. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего края.

2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

3. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.

4. Научить детей правильно подкармливать птиц.

5. Изготовить кормушки.

6. Сделать анализ и обобщить результат.

Проблема проекта: Как помочь птица выжить в зимних условиях?

Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Предмет исследования - образ жизни и поведение птиц зимой.

Объект исследования - зимующие птицы нашего края.

Методы работы: беседы, подборка художественной и познавательной литературы, интернет – ресурсы.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная; работа с родителями. 

      Планируемый результат:
• Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желании заботиться и помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).

• Развить у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникационные навыки.

• Сформировать умение поддерживать беседу о птицах; рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Этапы реализации проекта «Сохраним мир птиц!»:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.

1). Обсуждение цели и задач проекта;

2). Расширение представления детей о жизни зимующих птиц нашего края;

3). Сбор информации: беседы, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картинок, иллюстраций, просмотр презентации.

4). Создание необходимых условий для реализации проекта.

  1. Основной этап.

• Наблюдение за птицами.

• Изготовление и развешивание кормушек на участке детского сада.

• Заготовка корма для птиц.

• Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой».

• Подкормка птиц во время прогулок.

• Тематические выставки детских работ.

• Разработка и накопление методических материалов.

3. Заключительный этап.

• Подведение итогов и выводы.

     • Итоговое мероприятие – развлечение  «Птицы наши друзья - берегите   птиц!»

• Презентация проекта.

Материально-технические ресурсы:

1.Наглядный материал.

2. Подбор художественной и познавательной литературы о птицах.

3. Материалы для совместной художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

4. Музыкальный репертуар.

5. Создание условий для информационно – познавательной и исследовательской деятельности.

6. Создание условий для игровой, трудовой, исследовательской, художественно – творческой деятельности воспитанников.


Методы, используемые в реализации проекта:

  • Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);
  • Наглядные: плакаты, иллюстрации, картины художников с изображением птиц; живые объекты, театральное представление;
  • Технологии моделирования;
  • Практический метод: детское проектирование, семейные проекты; (изготовление кормушек для птиц совместно с родителями);
  • Ароматерапия;
  • Слушание аудиозаписи с голосами птиц;
  • Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).

Формы организации по реализации проекта:

  • Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные, сюжетно – ролевые, экологические, настольные и др. игры;
  • Детское экспериментирование (наблюдения, исследование);
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, лепка, творческие конкурсы,  изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»);
  • Трудовая деятельность (изготовление кормушек для птиц);
  • Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.

Мероприятия по реализации проекта:

1). Беседы с детьми: «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы – наши соседи на планете», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Каких  птиц  вам  приходилось  наблюдать на участке, в  парке  зимой?», «Что  страшнее  для  птиц  зимой – холод или  голод?", « Легко ли птицам  добывать  корм  зимой?», «Меню птиц», «Как  мы  можем  помочь  зимующим  птицам?», «Роль человека в жизни птиц», «Птицы наших лесов».

2). Центр литературы: 

 - рассказы: К.Д. Ушинского «Ласточка»,  Е. Чарушина  «Воробей», М. Зощенко «Умная птичка»;

 - сказки: В. Даля «Ворона», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горького «Воробьишко»;

 - русские народные сказки: «Заяц – хваста», «Кукушка»;

 - стихи: А.  Александрова  «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», О. Высотская «Птичий дом», З. Александрова «Новая столовая», С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Свиристели», С. Маршака «Где обедал воробей», В. Берестов «Последний  день  зимы», И. Пикулева «Прилетели  птицы».

 - пословицы и поговорки о птицах: «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Знает сорока, где зиму зимовать»,  Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать», «Покорми птиц зимою - послужат тебе весною», «Синица к избе – зима на двор», «Птица чует, что холод будет» и др.

 - народных приметы: В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер; если вороны садятся клювами в одну сторону - к сильному ветру; снегирь под окном поёт - к оттепели; синички с утра пищат – значит, будет мороз; осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к теплой; вороны прячут клюв под крыло – к холодам; вороны и галки дружно вьются в воздухе перед снегом; воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель; птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло и др.

 - составление рассказов по сюжетным картинкам;

 - прослушивание аудиозаписи голосов птиц;

 - конкурс чтецов стихов о птицах;

 - игра – викторина «Лучший знаток птиц»;

 - просмотр презентации «Зимующие птицы».

3). Центр искусства:

 - рисунки «Птицы на кормушке», «Зимующие птицы»; «Птицы у моего окна»;

 - оригами из бумаги «Птица счастья»;

 - лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»;

 - шапочки птиц к подвижным играм;

 - изготовление листовок, плакатов: «Покормите птиц зимой».

4). Центр экспериментирования:

 - «Почему птицы летают?» (перо птицы, вата, пуговица, пластмассовые палочки - цельная и полая);

 - наблюдение за птичьими следами во время прогулок.

5). Игровая деятельность: 

 - Дидактические игры: «Кто где живет», «Летает – не летает», «Назови птицу с нужным звуком», «Составь картинку из частей», «Что это за птица», «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай по описанию», «Раздели птиц на перелетных и зимующих» и др.

 - Пальчиковые игры: «Грачи», «Птичка», «Прилетайте птички», «Совушка – сова», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».

 - Подвижные игры: «Не боимся мы кота», «Воробьи и вороны», «Птички и клетка», «Воробушки и автомобили», «Воробушки и кот»,  «Перелётные птицы», «Совушка», «Скворечники», «Коршун и наседка», «Гуси - лебеди», «Сокол и голуби», «Лягушки и цапля», «Лиса и куры».

 - Физминутка: «Скачет шустрая синичка», «Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!»

 6). Работа с родителями: 

 - Консультации для родителей: «Поможем птицам зимой»; «Покормите птиц зимой!»;

 - Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком для чего нужно заботиться о птицах?»;

 - Домашнее задание:

  • подборка художественной и познавательной литературы, книг, журналов о птицах;
  • оформление рисунков и поделок «Зимующие птицы нашего края!»;
  • конструирование кормушек, используя пластиковую тару; картонные коробки, деревянные материалы;
  • приготовление кормовой смеси из семечек подсолнуха, овса, пшеницы, перловой крупы, а также добавления белого хлеба и свиного несоленого сала.

Продукты проекта:

1). Кормушки;

2). Листовки, плакаты «Покормите птиц зимой»;

3). Рисунки «Птицы на кормушке», «Зимующие птицы»; «Птицы у моего окна»;

4). Оригами из бумаги «Птица счастья»;

5). Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»;

6). Шапочки птиц к подвижным играм.

Выводы: 

Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.

В реализации проектной деятельности дети научились:

- задавать вопросы;

- видеть проблемы;

- выдвигать гипотезы;

- классифицировать (различать перелетных птиц от зимующих);

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- правильно подкармливать птиц;

- делать выводы и умозаключения.

Проблему дети решили путем совместной деятельности с родителями и воспитателями. Родители стали не только источниками информации, помощи в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками, обогатили свой педагогический опыт.

Я уверена, что в результате работы над проектом у детей проявился интерес к живой природе, расширился общий кругозор, произошло развитие познавательных способностей, сформировалось желание беречь окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный практико-ориентированный проект "Наши друзья-комнатные растения"

«Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и маленький цветок».Г. – Х. Андерсен.Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растения...

«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)

Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса  к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Практико-ориентированный проект «Поможем зимующим птицам!» в группе «Акварелька».

Практико-ориентированный проект«Поможем зимующим птицам!»в группе «Акварелька».     Авторы проекта:ВоспитателиВойтова И. М.Завадская Т. В....

Практико-ориентированный проект «Поможем зимующим птицам!»

Тема проекта «Поможем птицам зимой!» выбрана нами не случайно. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный кор...

Практико-ориентированный проект «Поможем зимующим птицам!»

Цель проекта: продолжать формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.  Развивать познавательный интерес к родной природе....