Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие )" Мы - друзья природы" (группа общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Природа - источник| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо  воспитывать стремление у дошкольников оберегать природу. Предложенный конспект  представлен в форме путешествия по лесу, в котором дети знакомятся с особенностями деревьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_druzya_prirody.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Звёздочка»

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие)

Мы – друзья природы

(группа общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет)

Воспитатель: Гуникер О.И.

г. Камень – на – Оби

2015г

Программное содержание:

- формировать представления о лесе, о разновидностях  деревьев, растущих в лесу;

- обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

- развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

  1.  Орг. Момент
  2. Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда отгадайте:                
  3.                          Дом со всех сторон открыт,
                                      Он резною крышей крыт.
                                       Заходи в зеленый дом -
                                       Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами  рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Воспитатель:  Природа существует независимо от человека. Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны знать, почему природу называют живой и неживой? Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они  рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются,  умирают.

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе, есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу. Вы догадались, о чем я говорю?  (Вы говорите о деревьях.)

Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже. Как вы думаете, что относится к неживой природе?

Воспитатель: Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

  • Игра «Живое – неживое»  Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить

правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно-нельзя» 


• Ломать деревья и ветки.

• Сажать больше деревьев.

• Ходить и топтать на лугах цветы.
• Ходить только по тропинкам.
• Рвать большие букеты цветов.
• Любоваться ими.
• Оставлять мусор в лесу.
• Собрать мусор в яму и закопать.
• Разжигать костры в лесу.

В лесу шуметь.

Воспитатель:  А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только  закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса») Вот мы с вами и в лесу. 
- Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым  

  людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои… ( Дети: Настя)

  • А  что такое лес?  Как вы его себе представляете? (где много деревьев)

Воспитатель:  Ребята!  Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля.

  • Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете? (ответы детей)

- Да, ребята, правильно – нам дают  деревья. Зеленое вещество в листьях растений  – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

  • А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

Дети:  Катя                                                                                                                    Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно.

Дети:  Женя                                                                                                                  Белоснежная береза  - Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.  

Дети: Егор                                                                                                                               Дуб -  Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных.

Дети: Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые  смолой деревья.

  Физминутка  

 А мы  по лесу гуляли,

 И лисичку повстречали.

 Под кустом она сидит –

 Видно, зайку сторожит.

 А мы  по лесу гуляли,

 И зайчонка повстречали.    

 Зайка скачет по дорожке,

 Быстрые у зайки ножки.  

 А мы  по лесу гуляли,                  

 Ёжика мы повстречали      

 По дорожке он идет,

 На спине грибок несет.              

А мы  по лесу гуляли,                

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,  

Зубками грызет орешки.

А мы  по лесу гуляли,  

И медведя повстречали.  

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали        

И от мишки убежал

Воспитатель: Леса бывают разные.  Как называют лес, где растут одни берёзы?

Дети: Березняк, берёзовая роща.

Воспитатель: Как вы назовете лес, где растут ели? Сосны?

Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый  лес.    

Воспитатель: Много дубов?

Дети: Дубрава

Воспитатель: Как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети: Лес, где растут сосна, берёза,  липа, дуб, клён, рябина, осина, ель. 

Вопросы к детям:  

  • Ребята, как вы думаете, что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель:  Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это  самое главное богатство леса.

-   А  сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо.

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые

остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован? (Насекомые)
  • Кому нужны насекомые на земле?  

Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей)

 Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

3. Обобщение

Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного,

интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект Непосредственно – образовательная деятельность «Познавательное развитие» На тему: «Кубики и кирпичики» 1 группа детей раннего возраста

КонспектНепосредственно – образовательная деятельность«Познавательное развитие»На тему: «Кубики и кирпичики»1 группа детей раннего возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»  Ц...