Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Интегрированной организованной образовательной
деятельности по экологическому воспитанию
(окружающий мир, изучение свойств магнита)
«Волшебные свойства магнита»
Цель:
Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству со свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со
свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
активизировать словарь детей. (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит).
Развивающие:
развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.
Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
Предварительная работа:
Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытое занятие для детского сада | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 30
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга
Конспект
Интегрированной организованной образовательной
деятельности
«Волшебные свойства магнита»
Воспитатель:
Ледянкина Людмила Александровна
г. Санкт-Петербург
2015 год
Интегрированной организованной образовательной
деятельности по экологическому воспитанию
(окружающий мир, изучение свойств магнита)
«Волшебные свойства магнита»
Цель:
Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству со свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со
свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
активизировать словарь детей. (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит).
Развивающие:
развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.
Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
Предварительная работа:
Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты? ;
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная геометрическая мозаика».
Оборудование и материалы:
Магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами. Намагниченные скрепки с держателем (пинцетом) для нагревания над пламенем свечи. Скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; тарелки с крупой, гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий длинный гвоздь, провод.
Демонстрационный материал:
Демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус;
Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Средства ТСО:
Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
Планируемый результат:
Интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель | Дети |
Ребята, сегодня утром почтальон принес для нас посылку. Эта посылка от сказочного героя фиксика Нолика. Посмотрим что в посылке? (достаю письмо) | Да посмотрим. |
«Здравствуйте ребята. Пишет вам Нолик. Я нашел интересный камень, он лежит в посылке, в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ. Желаю вам удачи. Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения). Как вы думаете, какой камень прислал Нолик? | Это магнит. |
Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то какое его самое главное свойство (действие)? | Притягивает к себе металл. |
Подводит к демонстративному столу и указывает на предметы, сделанные из разных материалов. Какие предметы вы видите? Из чего они сделаны? | Пластмассы, дерева резины, стекла, железа. |
К каким предметам притянется магнит? | Магнит притянется к железным предметам. |
Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, Нолик действительно нашёл магнит. Мы уже были в лаборатории, воды, а сегодня побываем в лаборатории, которая занимается исследованием различных предметов, в частности магнитов. | Дети присаживаются за столы. |
Опыт №1 «Магнитные полюса». | |
У каждого из вас есть магнит. Давайте попробуем коснуться своим магнитом с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет? | Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. |
Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы? | У нашей планеты Земля. Ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим. |
Скажите, ребята, наша Земля какой формы? | Круглой. |
А почему люди, предметы, дома не падают с неё? | Земля притягивает к себе всё. |
Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает силой притяжения магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг к другу. Что вы видите, когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются? | Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже. |
Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего Нолика. Ребята что мы узнали о полюсах магнита? | Дети определяют полюса. Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. |
Теперь мы узнаем, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы через, воду. Сегодня мы будем работать с тяжелыми и острыми предметами, поэтому надо быть внимательными и осторожными. На столах находятся скрепки. Какие они? | Железные, холодные, гладкие, твердые, блестящие. |
Опыт № 2. | |
Опустим скрепку в стакан с водой. Что произошло? | Она утонула. Скрепка опустилась на дно стакана. |
А как вы думаете, почему? | Она тяжелая. Скрепка железная. Она не может плавать. Вес скрепка тяжелее веса воды. |
А как можно достать скрепку, не замочив рук? | Вылить воду из стакана. Можно достать с помощью ложки. |
А я предлагаю вам достать скрепку с помощью магнита. Для этого его надо поднести близко к поверхности воды. Каким волшебным свойством обладает магнит? | Дети проводят опыт. Он притягивает к себе железные предметы. Магнит примагничивает металлические предметы. |
Действительно, он притягивает к себе металлические предметы, а можно сказать взаимодействует. Какой же можно сделать вывод из проведенного опыта? | Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду |
А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, если они находятся в крупе? | Да. Нет. А давайте попробуем. |
На каждую пару предлагается одна тарелка с крупой, в которой находятся металлические предметы: гвозди, шурупы, гайки, болты, скрепки, кнопки). | |
Опыт № 3. | |
Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в крупе и сложить их в тарелки. Кто справился с заданием, вытрите руки влажными салфетками. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? | Дети садятся напротив друг друга и экспериментируют в парах. Гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки. |
Почему они притянулись к магниту? | Эти предметы из железа. Они металлические. |
Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта? | Магнит взаимодействует с металлическими предметами через крупу. Эти предметы можно назвать магнетическими. |
Опыт №4 «Магнит превращает металл в себя». | |
Ребята, у меня есть скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит? | Ваши скрепки притягивают наши скрепки. |
Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? | Они намагнитились. Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм. |
Опыт №5«Магнит огня боится». | |
С помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над свечой и подносит к не намагниченной скрепке. Ребята что произошло с намагниченной скрепкой? | Намагниченные скрепки потеряли свою силу. |
Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта? | Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм. |
Физкультминутка «магнитные человечки» | |
Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу. Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» − спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками. | Дети образуют круг и начинают ходить по кругу. При виде красного квадрата дети притягиваются к воспитателю спиной. При виде синего квадрата дети притягиваются к воспитателю животиками. При виде свечки дети присаживаются на корточки и закрываются руками. |
Ребята, как появился магнит, откуда люди его достаю? | Из камня. |
Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни? | Эти камни создала природа. |
Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа? | Это искусственные камни. |
Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни? | Постоянные магниты – это искусственные камни. |
Опыт №6 «Электромагнит своими руками». | |
А ещё магниты можно сделать с помощью электричества. Что вы знаете об электричестве? | От него работают электроприборы. Оно дает свет. |
А что может заменить электрические провода с вилкой и розетку для разных электроприборов? | Батарейки. |
Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода мы сами сконструируем магнит. Обмотайте гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу. Концы провода присоедините к батарейке. Если приборы работают от электричества, то, как их называют? | Готовый электромагнит проверяется на скрепках. Электрические приборы. |
А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству? | Электрический магнит. |
Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным? | К искусственным магнитам. |
А что мы можем сказать о магните Нолика ? | Это искусственный и постоянный магнит. |
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов» и «Применение электромагнитов»). Воспитатель: Спасибо Нолику за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием? | Да!!! |
Мы многое узнали про магнит, помогли Нолику. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит Нолику. Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит Нолика, опросные картинки с ответами детей и подписывают посылку. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованный образовательной деятельности "Волшебная лаборатория".
· Развивать познавательную активность дошкольников посредством экспериментальной деятельности.·...
Интегрированная организованная образовательная деятельность: «Волшебное путешествие: транспорт» (интеграция о областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, и художественно-эстетическое развитие).
Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива...
Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебная бумага".
Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных....
Организованная образовательная деятельность «Волшебный лес Толерантности»
Конспект ООД предназначен для воспитателей подготовительных групп ДОУ. Реализация в образовательных областях: «Познавательное развитие&r...
Организованная образовательная деятельность «Волшебные свойства магнита»
Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства песка»(экологическое воспитание) ( возраст детей 3 – 4 года)
Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебные свойства песка" (экологическое воспитание) возраст детей 3-4 года....
Организованная образовательная деятельность «Волшебный мир театра» с детьми общеразвивающей группы 4-5 лет Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Организованная образовательная деятельность «Волшебный мир театра» с детьми общеразвивающей группы 4-5 лет Образовательная область: «Социально-коммуникативное...