Проект "Как мы следы осени искали"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Проект
на тему:
«Как мы следы осени искали»
для детей старшей группы
Подготовила воспитатель:
Мартынова Марина Викторовна
Санкт-Петербург
2015 г.
Актуальность проекта:
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Как мы следы осени искали».
Задачи:
Социально – коммуникативное направление:
1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
Познавательное развитие:
2.Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
3.Систематизировать знания детей по теме «Осень».
4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
Речевое развитие:
4. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
5.Формировать лексико-грамматические категории.
6.Развивать диалогическую и связную речь.
Художественно- эстетическое
7. Развивать эстетическое восприятие детей через наблюдение мира природы на прогулках, иллюстрациях и картинах художников.
8. Развивать художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Физическое развитие:
9. Развивать общую моторику, координацию движений, согласовывая движения с речью.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид, тип проекта: краткосрочный, совместный, творческий.
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
1. Разработка плана проекта.
2.Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
3.Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)
4.Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
5. Подбор аудиозаписей по данной теме.
6.Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.). , из природного материала(шишки, жёлуди, палочки, семена, скорлупки, каштаны)
Второй этап – основной, организационно-практический
1.Наблюдения за природой на прогулке.
2.Помощь в изготовлении поделок из природного материала.
3.Разучивание стихов, песен, танцев на осеннюю тематику.
4.НОД «Как звери готовятся к зиме»
5.Нод «Осенняя фантазия»
6.Рассматривание иллюстраций.
7.Беседа «Берегите природу» «Как растения готовятся к зиме»
8.Дидактическая игра «Соберем букет осенних листьев»
9.Строительная игра «Мы в осенний лес пойдем, домик лесника найдем»
10.Малоподвижная игра «Осень»
11.Игровое упражнение «С какого дерева листок?»
12.Составление осеннего гербария.
13.Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат... «, М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», А. Твардовский «Лес осенью»
14.Консультация для родителей «Прогулки осенью с детьми»
3 этап. Заключительный.
1.Организация выставки детско-родительских творческих работ из природного материала.
2.Выставка рисунков «Осень» с рассказами детей об осени и осенних изменениях в природе. Из этих же рисунков создание экологического дневника в группу
3. Сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария
Содержание проекта:
Планирование прогулок на неделю:
Прогулка 1.
Наблюдение «Многообразие осенних листьев»
Цель: — показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад».
Обогащение словаря: листопад, сыплются дождем, шершавая.
Какое сейчас время года? Почему осень называют желтой, золотой? Всю землю покрыли листья — все вокруг желтое. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад.
Рассмотреть детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы — шершавая, у клена — гладкая и т. д.).
Падают, падают листья — в нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят... М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы золотым ковром лежат. Е. Гэловж
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят... летят... летят... Е. Тутнева
Дидактические игры: «Найди самый красивый листок»
Дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся. Цель: закрепить названия цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.
«Узнай дерево по листочку» — детям предлагается листок, назови дерево, которому он принадлежит
Цель: закрепить названия деревьев.
«Сдуй листок со стола» — на столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде воспитателя дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз.
Цель: развивать речевое дыхание. «Составь узор» — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Листопад».
Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад». Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:
Прогулка 2
Наблюдение «Что нам подарила осень»
Цель: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Обогащение словаря: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Дети, посмотрите вокруг и скажите, что нам подарила осень? Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды. И т. д.
На что похожи облако, листья, солнце? Какие вы знаете плоды? Рассмотрим их. Какие они по величине, какого цвета, какие на вкус, какие по запаху? Какие вы знаете грибы? Расскажите, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: что в подарок принесла? Е. Благинина
Желтый, а внутри он бел,
Даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его — тотчас Слезы выступят из глаз. (Лук)
Само с кулачок, круглый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
Бела, рассыпчата, вкусна и на столе всегда она. (Картошка) Осень — запасиха, зима — подбериха.
Дидактическая игра: «Назови, одним словом»
— подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель: закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».
« Один — много»
Цель: образование множественного числа имен существительных. (Огурец — огурцы, помидор — помидоры...)
«Игры с песком» - «печем» пироги с морковкой, картошкой. Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Овощи».
Цель : развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами).
Репа, свекла, редька, лук.
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: (Останавливаются, крутят водящего).
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, (Разбегаются, приседают).
Ну а ты иди искать, (водящий ищет). В. Волина
Индивидуальная работа. «Не оступись» - Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку. « Догони!» Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку. Цель: упражнять в беге и прыжках.
Трудовая деятельность: Собрать и засушить красивые листья для поделок.
Прогулка 3
Наблюдение за птицами
Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Обогащение словаря: кукушки, зимородки, зырянки, коршуны, журавли, ястребы, соколы.
Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят поодиночке, другие стаями. Поодиночке, скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники: коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт). Дидактические игры: «Назови ласково». Цель: словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. «Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «птица».
Цель: научить составлять предложения с заданным словом. «Нарисуй картинку» – рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: « Уголки».
Цели: развитие реакции; развитие крупной моторики; развитие внимательности.
Описание игры: игра рассчитана на пять человек. На полу мелом вычерчивается квадрат. Четверо из играющих, становятся по углам, а пятый в середине. При словах водящего: « из угла в угол железным прутом вон» остальные участники игры, перебегая из угла в угол, меняются местами. Задача водящего – занять любой из освободившихся углов. Оставшейся без угла игрок становится водящим. Другой вариант: водящий подходит к любому из игроков и говорит: « кумушка, дай ключи!» стоящий в углу игрок отвечает: «Пойди, вон там постучи!» А остальные в это время меняются местами.
«Мяч, ко мне!»
Цель: научить прокатывать мяч в определенном и произвольном направлениях. Описание игры. Дети, сидя на корточках в кругу. Ведущий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему. Варианты: а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух; б) прокатывать тому, кого назовет ведущий.
Индивидуальная работа. Упражнения с элементами игры в баскетбол: бросить мяч вверх и поймать после отскока (8-10раз).
Развитие движений - (ходьба приставным шагом).
Цель: улучшать технику ходьбы.
Трудовая деятельность: уборка сухой травы, листьев. Мытье игрушек (формочки, ведёрки для игр).
Цель: формирование умения и интереса трудится сообща. Оборудование: ведерки.
Прогулка 4
Наблюдение «Сундучок от белочки»
Цель: Формирование умения детей различать семена деревьев, дикорастущих трав: дать знание о значении семян в жизнедеятельности растений, в жизни животных.
Воспитание осознанного, бережного отношения к семенам растений.
Обогащение словаря: семена, парашютики.
Проблемная ситуация:
- Летом я встретила пчелу, она просила нас не срывать цветы. Почему? Что образуется после цветения?
Рассмотреть с детьми семена деревьев и дикорастущих трав.
С помощью чего семена разносятся по земле? (крылышки, пух, колючки, парашютики).
Как семена разносятся по участку?
Определите роль ветра в распространении семян. Найдите на участке растения, для которых ветер - желанный гость.
Кто ещё разносит семена? (люди, птицы, звери)
Какое значение имеют семена в жизнедеятельности растений? (семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения)
В жизни животного мира? (птицы питаются ими, белочки едят семена шишек и др.)
Дидактические игры: "Вершки и корешки"- дети рассказывают
о строении растения, предложенного воспитателем.
Цель: составление описательных рассказов, повторить строение растений. «Один — много».
Цель: образование множественного числа имен существительных: огурец — огурцы, помидор — помидоры...
« Выложи узор» - из семян выложить узор, развитие мелкой моторики
Подвижные игры: «Сделай фигуру»
Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке.
На сигнал воспитателя: «стоп» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.
Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
Индивидуальная работа. Лазанье на четвереньках по бревну, опираясь на ступни и держась руками за край бревна.
«Самолётики». Одни дети - « самолётики», а другие – «туча». Задача игры – увернутся, убежать от « тучи».
Трудовая деятельность: сбор семян деревьев, дикорастущих трав для корма птицам зимой.
Цель: формирование интереса трудится в коллективе.
Оборудование: ведёрки, пакеты.
Прогулка 5
Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью.
Обогащение словаря: дожди, туман, гроза, град.
Модница – тучка. О. Ващенкова
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?
Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?
Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.
Исследовательская деятельность: - Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?
Дидактические игры « Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель: научить подбирать относительные прилагательные. «Нарисуй картинку» (палочкой на песке облака и тучи) Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Мышеловка»
Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть, Всё погрызли, всё поели, всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, Вот поставим мышеловки, переловим всех зараз! Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.
Индивидуальная работа. «Закати мяч» - прокатывание теннисного мяча в ворота. «Прыгни дальше» Цель: прыгнуть как можно дальше. Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитание сочувствия, сопереживания по отношению к птицам.
Оборудование: ведерки, полотняные мешочки.
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности
в старшей группе
«Как звери готовятся к зиме?»
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.
Задачи:
1.Формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог.
2. Закреплять представления о правилах поведения в лесу, названия осенних месяцев, их приметы, закреплять умение находить соответствия настроения картины и характера музыкального произведения.
3.Учить детей изображать животных разной величины, передавать движение фигур животных, добиваться выразительности позы, характерные черты свойственные каждому животному.
4.Передать в рисунке, как животные готовятся к зиме. Учить рисовать в нетрадиционной технике (рисование на мятой бумаге). Учить аккуратно, рисовать гуашью, закреплять технические приемы рисования красками: хорошо промывать и обсушивать кисть, прежде чем набирать другую по цвету краску.
5. Развивать внимание, связную речь, чувство ритма, координацию движений с пением; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: лисьи, медвежьи и т. п.
6.Вызвать интерес к жизни животных. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
7.Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, мне осень прислала письмо, в котором просит о помощи. Художник нарисовал портреты ее сыновей – осенних месяцев, но забыл их подписать. И осень не знает, к какому месяцу относится каждый портрет. Поможем ей разобраться? Ой, что-то не открывается. А давайте вспомним, как зовут каждого месяца!
(Дети рассматривают картины и называют названия месяцев, объясняют, почему они так решили) .
Воспитатель: Ребята, но это еще не все. Здесь находятся музыкальные подарки. Угадайте, к какому месяцу относится первый подарок.
(1. Звучит «Фея осени» С. Прокофьева. 2. Отрывок из пьесы «Осень» Вивальди. 3. Отрывок из песни «Огородная» Филиппенко. Дети после каждого прослушивания объясняют, почему они так решили и беседуют о характере музыки) .
- А почему мы не видим на картине зверей? Куда они подевались и чем занимаются? (Готовятся к зиме)
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме!
- Но прежде, чем мы пойдем в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они вам не враги!
- А теперь вправо-влево повернись, и в лесу очутись.
- Вот мы и в лесу. - Ой, ребята, посмотрите, кто же оставил эти следы? (еж)
- Пойдем по следам, может и ежика встретим. Только тихо, а то вдруг спугнем его. (Дети идут в соответствии с тем, как расположены следы)
- Ежик, а как ты готовишься к зиме?
Еж : Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
- Я устилаю листьями свою зимнюю постель. Кубарем катаюсь по траве и накалываю листву на свои иглы. Вот так я приношу сухие листья в свою норку.
- Спасибо тебе ежик.
- Ребята, посмотрите, здесь еще какие-то следы. Чьи же это? (Лисьи)
- Обратите внимание, как расположены следы. Наверное, лиса за кем-то охотилась. Как она крадется, когда охотится, давайте и мы также пойдем по ее следам.
- А вот и лиса. Расскажи, лисичка, как ты готовишься к зиме?
Лиса : Я осенью линяю. У меня вырастает теплая шерсть. Цвет шерсти я не меняю, я зимой рыжая, потому что мне не от кого прятаться, я сама хищник и запасов на зиму не делаю.
- Ребята, а где живет лиса, кто знает? (В норе)
- Чем питается?
- А чтобы лисоньке было легче гнаться за добычей, надо чтобы у нее лапки были ловкие, быстрые, давайте вместе сделаем зарядку?
Зарядка «Лиса»
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса!
- Спасибо, лисичка, нам пора отправляться дальше.
- А вот и новые следы. Чьи они? (Заячьи)
(Дети прыгают по следам зайца, а в это время играет песня «Зверя по следам любого узнавать умею я) .
- Здравствуй, зайчик. Расскажи нам, как ты готовишься к зиме?
Заяц (ребенок) : Осенью я меняю серую шубку на белоснежную, теплую, пушистую. Вот и вся моя подготовка к зиме.
- Зайчик, а почему ты свою нору не утепляешь?
- А у меня нет домика, я зарываюсь от зимней стужи в пушистый снег под кустом.
- Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог».
Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!
Опыт «Как маскируются животные»
(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист)
- Ребята, посмотрите, что вы видите на листе? (ничего)
- На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? (Да)
- Как вы думаете, ребята, волк или лиса заметят его на белом снегу?
- Так зачем же заяц меняет шубку?
Вывод: Животные часто меняют окраску – так, чтобы она слилась с цветом окружающего пейзажа. Это помогает им прятаться от хищников.
- Зайчик, а почему ты такой грустный?
Заяц: я хотел поиграть, но никак не могу разобраться.
- Давай мы с ребятами тебе поможем!
Игра «Чей хвост? »
- Посмотрите, как вы думаете, к кому приведут эти следы? Чьи они? (Беличьи)
(Остановиться от удивления)
-Может быть вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто их на зиму сушит ребята?
- Ой, кто это бросил в меня шишку? Посмотрите, как много шишек упало!
Давайте поможем белочке собрать их.
- Белочка, нам многие звери рассказали, как они готовятся к зиме. А как же ты готовишься?
- Я осенью линяю, рыжая шерсть выпадает, и на ее месте растет новая – теплая и серая, чтобы меня было трудно заметить на деревьях зимой. Так я спасаюсь от хищников. Еще я делаю запасы на зиму: шишки, орехи, грибы. Мой дом – это дупло, которое я обустраиваю мхом, перьями, чтобы было теплее.
- Ой, ребята, посмотрите, чьи это такие огромные следы? (Медвежьи)
- Как медведь ходит? Давайте пройдем по его следам. (Подошли). Что-то не видно его. А почему же?
Зимой медведь впадает в спячку. Он ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. А за несколько недель до сна, он запасается жиром: кушает орехи, рыбу, растения.
Ребята, знаете, что медведи, когда спят, сосут лапу. А у медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата, а весной, она выводит уже подросших малышей и учит их лесным обычаям.
- Каких зверей мы встретили?
-А что вам запомнилось?
Кто из зверей впадает в спячку?
-А кто делает запасы на зиму?
-Как готовятся к зиме звери, чтобы им не было холодно?
- Молодцы, вы все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вправо-влево повернись, в детском саду очутись!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Осенняя фантазия»
Программное содержание:
1.Учить последовательно, выполнять работу из осенних листьев.
2.Развивать композиционные навыки, творческое воображение, чувство цвета.
3.Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, расслабление рук по контрасту с напряжением, формировать умение длительно и плавно выдыхать.
4.Обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и прилагательных.
Воспитывать умение выполнять движение под музыку, чувствовать ритм и темп данной музыки
Материал: плотный картон размером А3, засушенные осенние листья, кисти и клей ПВА, тарелочки, ваза с букетом из осенних листьев, аудиозапись с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”.
Предварительная работа: сбор осенних листьев, составление букетов, чтение стихотворений об осени.
Интеграция обр. областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Ход НОД:
Дети входят в группу. На полу лежат листья.
Воспитатель:
Тихо я бреду одна по саду.
Под ногами желтый лист хрустит,
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит…. (Ю.Жадовская)
-Ребята, как называется явление, когда с деревьев падают листья? (Листопад). А прежде чем листья упали с дерева, что они делали? (Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали...) Представьте, что вы - это веточки. Чтобы превратиться в осеннюю веточку возьмите по два листочка. Когда будет звучать музыка, и вы услышите звук удара по музыкальной тарелке вам нужно замереть на месте и изобразить веточку дерева.
Воспитатель дает задание: встать по две веточки, по одной, по три, составить один общий букет.
Дети выполняют движения по заданию педагога, и складывают листья в корзину.
Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз! У меня есть вот такой осенний букет. Вам нравится? Из осенних листьев можно делать много интересных поделок. А вы знаете, что можно делать из листьев? (засушить листья, сделать аппликацию, составить букет, поиграть и т.д.) Посмотрите вот на эти интересные картинки. Они тоже сделаны из осенних листочков. Надо быть большим фантазером, чтобы придумать, на что похож листок. Вот этот – на туловище рыбки, а вот это длинный узенький листок на что похож? (Проводится дидактическое упражнение «На что похож осенний
листок?»)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться тоже, делать интересные картинки из листьев? Сначала надо придумать, что вы хотите изобразить. Затем отобрать осенние листья.
Занимайте места за столом и начинайте фантазировать. (Дети садятся за столы в группы по 3-4 человека).
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Пока ваши работы сохнут, мы с вами немного поиграем. Представьте, что ваши кисти рук - это листья. Раздвиньте пальчики, а теперь сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими (Воспитатель проверяет напряженность пальцев) А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение несколько раз.
Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной (руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону). Теперь листики дрожат на ветру (быстрые движения пальцами рук). Подул ветерок, листья стали отрываться и падать (дети дуют на свои ладони длительно и плавно, ощущая прохладу воздуха.) Воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети дышали “животом”, не поднимали на вдохе плечи и не раздували при выдохе щеки
Дети вывешивают готовые работы на магнитную доску.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка. Какая работа привлекла ваше внимание? (ответы детей)
Беседа «Берегите природу»
Цель беседы: обогатить детей знаниями об окружающем мире; способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе; привить любовь к природе, научить ее беречь и защищать.
Воспитатель начинает беседу:
Дети, на нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек – часть природы, вне нее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнение воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о Красной Книге. Помните о том: вы всегда должны бережно относиться ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.
Воспитатель: Считаете ли вы животных своим друзьями? Почему?
Дети: Да, потому что они добрые, хорошие, с ними весело.
Воспитатель: Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?
Дети: Похожа. Они тоже кушают, пьют и растут. У них есть папа и мама и т.д.
Воспитатель: Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они росли и цвели?
Дети: Хорошо. За растениями тоже нужен хороший уход, чтобы их любили.
Воспитатель: Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?
Дети: Да, плохо. А медвежонок будет плакать, и если он останется один, то может умереть.
Воспитатель: Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете его ветку, обрываете листок, цветок?
Дети: Да, ему будет очень больно!
Воспитатель: Если мама вас не будет вовремя кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?
Дети: Растение может засохнуть, а рыбки умереть.
Воспитатель: Если мама не будет вас умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет себя чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть его клетку?
Дети: Тогда можно заболеть.
Воспитатель: Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды?
Дети: Да, когда светит солнышко, все улыбаются, все веселые, а когда пасмурно – всегда грустно, скучно.
Воспитатель: Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем?
Дети:…
Воспитатель завершает беседу:
- Берегите природу! Берегите животных и растения! Они наши меньшие братья!
Беседа «Как растения готовятся к зиме»
Цель:
- расширить знания о подготовке растений к зимнему периоду
Ход беседы:
Мы с вами говорили о том, как животные готовятся зимовать, а растения тоже готовятся?
Да это так растения, как и животные, готовятся встретить снега и морозы. Растения сбрасывают листья на зиму, а вместе с ними накопившиеся за время роста и развития шлаки. Однако жизнь дерева зимой не останавливается, оно растет, дышит, но в крайне замедленном темпе оно как бы впадает в зимний сон. В хвое даже зимой образуется живое вещество, но в малых количествах.
Нелегко в зимнее время деревьям. Вся их надземная часть возвышается над сугробами, ветви и стволы открыты. Самая страшная беда – высыхание. Мороз иссушит влагу, засохнет веточка и погибнет.
Но есть растения, зимующие под толщей снега. Влага не высыхает в них в самые лютые холода. Лесные кустарники: брусника, черника. Они снабжены специальной защитной тканью на стебельках и листьях, которая предохраняет растение от потери влаги.
У большинства трав зимуют только корни. У ландыша на тонких горизонтальных корневищах есть почки, которые дают жизнь новым побегам.
Холодно. Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.
Холода нужны и лесным травам. Природа продолжает жить своей размеренной, по зимнему притихшей жизнью.
А теперь послушайте сказку:
Сказка
Однажды Таня залюбовалась красотой осенней березки. Она подумала, что неправильно, что такая красота совсем не надолго.
Как жаль, что у меня нет волшебной палочки! Я бы заколдовала березку, и она осталась такой красивой на всю зиму – сказала она. В эту минуту прямо из – под земли появился старичок – лесовичок.:
- Таня, я могу выполнить два твоих желания. Девочка поведала о своей мечте. Заколдовал старичок дерево и исчез. Шло время. С деревьев упали последние листочки, трава засохла и только березка стояла такая же красивая и радовала Таню.
Однажды Таня вышла на улицу, а там выпал снег. Снег покрыл теплой шубой землю, укутал деревья и огромной шапкой лежал на березке. Это было очень красиво, только деревце почему–то не радовалось. Листочки тревожно шептались, а ветки прямо стонали от боли:
- Сейчас мы сломаемся, мы не выдержим этой тяжести!
Испугалась Таня и громко позвала старичка - лесовичка. Он выполнил 2-ое желание. Листочки с дерева упали, лишний снег упал тоже, и березка повеселела.
Почему березке было грустно?
Дидактическая игра «Соберем букет осенних листьев»
Дидактическая задача: упражнять детей в счете в пределах 10. Формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предметов. Активизировать в речи числительные, прилагательные (Название листьев).
Интеграция обр. областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
(Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2000, стр.15)
Строительная игра «Мы в осенний лес пойдем, домик лесника найдем»
Дидактическая задача: развивать у детей умение работать коллективно. Учить выделять основные части конструкции, делать более сложные перекрытия, сооружать достаточно сложную конструкцию. Познакомить детей с цилиндром и конусом. Развивать умение анализировать и обыгрывать постройку, украшать ее осенними листьями. Активизировать и обогащать речь детей.
Интеграция обр. областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
(Источник: Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1988, стр. 74)
Малоподвижная игра «Осень»
Дидактическая задача: координация речи с движением, обогащение глагольного словаря, закрепление знаний детей о признаках осени. Совершенствовать умение выполнять упражнения для рук и плечевого пояса.
Интеграция обр. областей «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
(Источник: картотека №7)
Игровое упражнение «С какого дерева листок?»
Задачи: закрепить с детьми названия деревьев русского леса. Активизировать в речи существительные и прилагательные (названия деревьев, листьев).
Интеграция обр. областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
(Источник: Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: Скрипторий, 2007, стр. 98)
Консультация для родителей.
«Прогулки осенью с детьми»
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
▪ «Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария.
▪ «Волшебная природа». Выберите солнечный день и отправляйтесь на прогулку в парк или лесок. Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Ищите, находите красивые листья, шишечки и веточки. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д.
Наблюдение
Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, на смену их наряда. Поищите шиповник, он можете еще цвести, хотя на кустах давно созрели ягоды. Дайте понюхать ребенку этот цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление.
Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.
Приметы осени
■ Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.
■ Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.
■ Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.
■ Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.
■ Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.
■ Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию
Заготовка природного материала
Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести; семена ясеня, клена собирают даже зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья ландыша, тюльпанов, купавки, едкого лютика. В начале лета собрать тополиный пух, в разгар лета заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже - золотую и багряную листву осенних деревьев. Особенно богатую палитру красок дает осень.
Заготовленный , природный материала можно использовать творческих работах.
Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой: прогулки на скверы, выезды на дачу, загородные прогулки, туристические походы. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать.
Солома - гладкая, гибкая, пахучая, с ней приятно работать.. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона.
Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных поделок. На Руси в народном творчестве издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.
Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.),
На осеннюю тему существует много сказок – прогулка станет отличным поводом вспомнить и инсценировать их на фоне природы!
Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!
Ожидаемые результаты:
· закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
· расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики · применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
· отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
· заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Как мы следы осени искали?".
Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Как мы следы осени искали»
Цель: создание условий для развития связной монологической речи через составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. Задачи: коррекционно-образовательная: расширять сл...
Конспект экскурсии в Верхний парк « Как мы следы осени искали» (старшая группа)
Мероприятие проводится в рамках темы месяца «Дары осени».Экскурсия в Верхний парк.Цель: Развивать эстетическое восприятие природы....
Наблюдение "Как мы следы осени искали..."
экологическое наблюдение за осенними деревьями детьми старшего дошкольного возраста...
Долгосрочный проект "Как мы следы осени искали"
Целью является расширить представления детей об осени, как об одном из сезонов года и помогать им осознать природные изменения в осенний период, их значение и особенности протекания....
"Как мы следы осени искали"
В ходе НОД мною выявлен уровень усвоения пройденного материала за квартал, сделаны соответствующие выводы о прделанной работе. Дети с интересом участвовали в НОД, были активны, показали хороший ...