Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ekolog_trope._nashi_druzya_derevya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья»
Целевая программа (старшая группа)
Цели: Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Развивать у детей память, внимание, логически связанную диалоговую речь, воспитывать любовь к природе через прямое обучение к ней, восприятие ее красот и многообразия.
Оборудование: письмо детям от старичка – Лесовичка, старик – Лесовик.
Ход:
Дети с воспитателями выходят на улицу:
-ребята, к нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
- дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по нашей экологической тропинке. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что – то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Желаю вам удачи! Ваш друг старичок – Лесовичок!
- ну что ребята, отправимся в путешествие?
- а что бы наши путешествия было удачным и интересным давайте вспомним и скажем наш девиз «мы в любое время года ходим тропами природы»
- где начинается наша экологическая тропинка? Пойдемте туда. ( дети с воспитателями проходят к эктр.)
-отгадайте загадку: «весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»(Дерево).
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
-посмотрите на деревья вокруг и расскажите, какие изменения происходят с ними(дети рассказывают).
Поиграем в игру «Эхо»
-эхо лесное спросить я могу? (ау,ау,ау).
-Куда это листь лесные пропали? (опали, опали,опали)
-травы лесные, где вы? Не вижу… (не вижу, не вижу)
-цветы луговые, а вы что пропали?(завяли, завяли, завяли)
-птички- певички, давно ли вы пели?(они улетели, они улетели)
-лягушки и раки куда подевались?(они закапались, они закапались)
-белки и зайки про вас мы не знаем? (мы шубки меняем, меняем, меняем)
-так что же случилось, мы тебя спросим? (пришла сюда осень, осень, осень)
-Так вот оказывается в чем дело. Осень наступила, а после осени какое время года наступает? (зима).
-молодец! Я думаю старичку – Лесовичку понравилось, как мы вспомнили осень.
-а куда идти дальше с каким деревом встретимся и поговорим, вы угадайте из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане (Береза)
-где растет береза на нашей экологической тропинке?
-давайте к ней подойдем
-ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
-давайте обнимем ее.
-как в любое время года мы можем узнать березу?(во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
-для чего у березы черные полоски?
-посмотрите, какая береза? (большая, высокая, толстая)
-кто хочет померяться с ней слой? Попробуйте вытащить ее из земли. Получилось? Кто сильнее?
-что ее так крепко удерживает в земле (корни)
-для чего дереву нужны корни? (корни это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
-какие части дерева вы еще знаете?(ствол, ветви, листья)
-давайте вспомним осеннею березу. Какие цветом листья были у нее? Как вы думаете зачем береза сбросила листву?
Как можно березу назвать ласково: (березка, березонька).
-а давайте поиграем: игра «покажи ствол, ветви, корни, листья»
-я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки верх
- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
БЕРЕЗА
Гордая береза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждет весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила,-
Время уж к зиме.
Гордая береза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
-Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
-Какие деревья не изменились с наступлением осени?(ель, сосна)
-Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропе? (на нашем участке)
-добраться до них нам будет нелегко.
Игра «тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
- Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
- Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
- Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
- Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней.
(под деревьями стоит корзинка)
- вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзине?(шишки)
-они одинаковые? (нет, разные)
-как вы думаете, почему?(они с разных деревьев)
-а с каких они деревьев?
-мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
- потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
- а теперь я предполагаю поиграем с шишками.
Игра «кто быстрей передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
-молодцы, быстро вы умеете передовать шишки.
- а чем еще, кроме шишек отличается ель от сосны?(иголками)
Рассмотрите их.
- по-другому их называют хвойники. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называются… ХВОЙНЫМ.
- какие хвойники у сосны? (длинные, мягкие, светлые).
-а у ели? (короткие, колючие, темные)
- кто из вас заметил, чем еще отличаются хвойники? (хвойники сосны растут парочками, а еловые хвойники – по одной)
- вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, корона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
- подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
-какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (ответы детей).
-ребята, а для чего дереву кора? (кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?(воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показываем всем детям)
- что это?(семена)
-посмотрите внимательно, что есть у семян? (крылышко)
-как вы думаете, зачем им крылышко?(чтобы летать)
-семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
-семена сосны так и называются – «крылатки»
Игра – «инсценировка»
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
- вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
-кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи.
СОСНА
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом?
Ты всегда красива и зимой и летом.
ЕЛИ НА ОПУШКЕ.
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки –
Тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод.
Находят старичка – Лесовичка.
- я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на экологической тропе. Вы очень много знаете о деревьях. А какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
-понравилась вам встреча с деревьями на нашей экологической тропе?
-что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…
- ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.
-ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....
Птицы - наши друзья Конспект занятия для старшей группы
Занятие поможет продолжить знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц; активизирует познавательные способности детей. Повысится интерес детей к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....
Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.
Описание проектаПроект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда в...
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Наши друзья – геометрические фигуры» в подготовительной группе
Совершенствовать умение:- делить геометрические формы на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части;-считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение сост...
Конспект ООД по ФЭМП «Наши друзья - птицы » для воспитанников старшей группы
Цель: закрепить знание цифр в пределах восьми.Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; продолжать развивать элементарные счетные навыки: порядковый счет...