Тематическое развлечение «Путешествие капельки» для детей старшей группы на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26, с использованием технологии исследовательской деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Храмова Наталья Викторовна

Дети активно включаются в процес познания если им предоставляется возможность экспериментировать и проводить опыты в ходе организованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki_na_sayt.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ             МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

 Тематическое развлечение для детей старшей группы

 на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26

 с использованием технологии исследовательской деятельности.

 

Тема: « Путешествие капельки» 

Воспитатель:  Храмова Наталья Викторовна

 Старшая  группа

 

Програмная задача:

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Цель:

Закрепить знания детей о состоянии воды в  природе в разные время года: зимой,  весной, летом и осенью;    Формирование представлений об агрегатных состояниях воды..

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:  Макет капельки, пластиковые стаканчики разных размеров, пластиковые глубокие тарелки  на каждого ребенка,  соль, чистые ложечки на каждого ребенка, кусочки льда по количеству детей,  поднос, губки по количеству детей, иллюстрации с изображениями разных времен года, плакат «Путешествие капельки», клеенка.

Предварительная работа:

Наблюдение за погодой, наблюдение за небом и облаками, беседы «Вода – это жизнь», «Кому нужна вода», дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает».

Ход исследовательской деятельности:

Капелька в гостях у детей

Воспитатель привлекает внимание детей макетом капельки. Капелька рассказывает детям , как она путешествовала по нашей планете, привлекая внимание детей к глобусу и плакату:

1.  Рассказ капельки. (на доске плакат  «круговорот воды в природе») Вы знаете, что на нашей планете много воды – моря, океаны, реки, озёра, ручьи, где живут такие же капельки. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется – становится прозрачным и невидимым паром. Этот тёплый пар вместе с тёплым воздухом поднимается над Землёй всё выше и выше. Там на высоте, всегда холодно. Там тёплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землёй. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжёлой. Вот тогда на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтиками.

Опыт 1, «Сделаем дождик»

 Капелька: ребята, я предлагаю вам сделать свой дождик (на столах  лежат подносы с голубыми или белыми чуть влажными губками)

- Ребята, посмотрите, на что похожа губка? (Ответы детей)

- А давайте представим, что губка – это пушистое и лёгкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно её сжать. Что произошло? (Ответы детей)

- Почему из «облака» не идёт дождь? (капелек воды всё ещё мало)

- Добавим в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашим «облаком» если его сжать? (дети высказывают свои гипотезы и сжимают свои губки над подносами)

- Теперь из «облака» - губки идёт дождь.

- Молодцы.

Капелька: Вот, я и попала к вам в стаканчики. (У детей чистые одноразовые стаканчики с водой)

Опыт.2 «Свойства воды»

  Дети определяют свойства воды:

Рассматривают цвет: без цвета, прозрачная и чистая.

Нюхают, запах: без запаха.

Пробуют, вкус: без вкуса.

- Для определения формы переливают  воду из стакана в тарелку: не имеет своей формы.  

4. Игра  малой подвижности: «Какая вода»

Дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют свойства воды.

Капелька приглашает детей в путешествие по планете Земля.

5. Игра – ситуация «Путешествие капельки»

- Ребята, посмотрите, что это? (глобус)

- Правильно, глобус имеет какую форму? (округлую)

- А скажите, что означает жёлтый цвет на глобусе? (сушу)

- А как вы думаете, голубым и синим цветом, что? (вода)

- Правильно, на глобусе голубым цветом обозначается океаны и моря – они большие, озёра – это маленькие овалы; а тонкие синие линии – это реки.

- Давайте, найдём на глобусе, океан, море, озеро и реки. (дети ищут на глобусе объекты и называют их)

- Ребята, а вы знаете, что в морях и океанах вода не такая как в реках, озерах и прудах. А чем, мы сейчас узнаем из опыта. Он поможет нам разобраться.  Опыт 3. «Море»

( У детей вода в тарелочках с прошлого опыта, соли на тарелочке), дети вспоминают, что вода в тарелке безвкусная.

Капелька: такая водичка была, когда я путешествовала по рекам и озерам. Однажды я попала в море и мой вкус изменился. Что же произошло? Оказывается в море много соли, которую я умею растворять. И мы это проверим.

Дети берут соль, добавляют в воду. Соль растворяется.

Дети делают вывод: Вода растворила соль и стала соленой.                                                                                                                                                                                                                                                                    

- Ребята, пьём мы пресную воду, но её на нашей планете очень мало.

- Как вы думаете, должны ли мы её беречь? (да)

- А как? (закрывать краны, экономить воду)

6.  Путешествие по временам года вместе с капелькой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- Ребята, а давайте сделаем вот так. (воспитатель разливает небольшое количество  капелек на поднос)

- Из чего состоит вода? (из маленьких капелек)

- А вы знаете ребята, эти капельки такие путешественницы. И вместе с одной из них мы отправимся путешествовать по временам года. (Подходим к первой остановке)

 Первая остановка 

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

- Правильно, осень.

 Дидактическая игра «П признаки осени» (дети отвечают)

- А теперь я загадаю загадки, и вы узнаете где ещё можно встретиться с капелькой воды.

Крупно, дробно, зачастило

И всю землю напоило.

                                   (Дождь)

Плещет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы –

Мелководные пруды.

                                   (Лужа)

- Каким бывает осенний дождь? (грустный, печальный, серый, холодный)

- Где, ещё можно обнаружить осеннюю капельку воды? ( в озере, в реке, которые ещё не замёрзли)

Подвижная игра «Через лужи»

 

 Вторая остановка. И так вторая остановка называется, угадайте по картине. (открывается пейзаж зимней)

-Какое, это время года? (зима)

- Почему вы так думаете? (снег, деревья голые, холодно)

- Можем мы увидеть водяную капельку зимой? (да)

- Какой она становится? (снежной)

- Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

                 (снежинка)

- Молодцы.

- Что происходит со снежинкой, когда она попадёт в ладошку? (тает, превращается в воду, так как ладошка тёплая)

Прозрачно, как стекло

Но не вставишь в окно.

                           (лед)

Без дел мне сидится

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

                        (иней)

Удивительный художник

На окошках побывал

Удивительный художник

Нам окно изрисовал

Пальмы, папоротник, клёны –    

На окошках лес густой.

Только белый не зелёный

Лес чудесный, не простой.

                                          (морозные узоры)

- Лёд, снег, иней, морозные узоры – это что? (это тоже она, наша знакомая капля)

Опыт 4. «Лед – это вода»

Дети берут приготовленные кубики льда и наблюдают, как тает лед., оставляя их на солнце.

-  Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше, но для начало нам надо перебраться через замёрзшее озеро.

Третья остановка.

- Ребята, а как вы думаете, какое это время года? (весна)

- Почему вы так решили? (снег тает, птицы прилетели)

- А теперь, загадки о весенней капельке.

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт

Гвоздь упадёт.

                                  (сосулька)

- Сосулька – это твёрдая вода.

- Ну, отправляемся дальше, но что это? Это болото, давайте перейдём его. (переходим болото)

 четвёртая остановка. И так какое это время года? (лето)

- Где мы в природе встречаемся с водой летом? (в море, реке, град, дождь, роса)

Опыт № 5 «Куда делась капелька?»

Воспитатель вспоминает, что дети разлили небольшое количество  капелек на поднос в начале путешествия. Подносит поднос, но он оказывается уже сухой.

Дети делают вывод. Пока мы путешествовали, вода испарилась

7. До новых встреч, Капелька.  Подведение итогов.

- Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.

-   Что мы знаем о капельке?

- Какая она бывает в разные времена года? (ответы детей)

 8. Подвижная игра «Путешествие Капельки»

9. Самостоятельная деятельность «Я рисую воду»

- А теперь, ребята, я предлагаю вам изобразить состояние капельки в разное время года,  где и в каком виде можно встретить воду летом? Весной? Осенью? Зимой?

   

Список использованной литературы:

С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика синтез,Москва, 2012

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».

О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».

В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».

В.Н Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №26

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)

КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...

«Комнатные цветы» конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий исследовательской деятельности и здоровьесбережения,

Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах.           2.Формирование  осознанно-правильного отношения к комнатным...

Проект Экологической тропы МБДОУ «Детский сад № 4» «Удивительная коллекция»

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагогов - развивать и направлять этот интерес, уч...

Представление видовой точки « Водоём» на экологической тропе МБДОУ « Детский сад№14 г Красноармейска».

- подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться с детства о природе родного края, закреплять умение с помощью взрослого проводить поисково-исследовательскую деятельность, воспитывать...