Тематическое развлечение «Путешествие капельки» для детей старшей группы на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26, с использованием технологии исследовательской деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дети активно включаются в процес познания если им предоставляется возможность экспериментировать и проводить опыты в ходе организованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki_na_sayt.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Тематическое развлечение для детей старшей группы
на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26
с использованием технологии исследовательской деятельности.
Тема: « Путешествие капельки»
Воспитатель: Храмова Наталья Викторовна
Старшая группа
Програмная задача:
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
Цель:
Закрепить знания детей о состоянии воды в природе в разные время года: зимой, весной, летом и осенью; Формирование представлений об агрегатных состояниях воды..
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Макет капельки, пластиковые стаканчики разных размеров, пластиковые глубокие тарелки на каждого ребенка, соль, чистые ложечки на каждого ребенка, кусочки льда по количеству детей, поднос, губки по количеству детей, иллюстрации с изображениями разных времен года, плакат «Путешествие капельки», клеенка.
Предварительная работа:
Наблюдение за погодой, наблюдение за небом и облаками, беседы «Вода – это жизнь», «Кому нужна вода», дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает».
Ход исследовательской деятельности:
Капелька в гостях у детей
Воспитатель привлекает внимание детей макетом капельки. Капелька рассказывает детям , как она путешествовала по нашей планете, привлекая внимание детей к глобусу и плакату:
1. Рассказ капельки. (на доске плакат «круговорот воды в природе») Вы знаете, что на нашей планете много воды – моря, океаны, реки, озёра, ручьи, где живут такие же капельки. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется – становится прозрачным и невидимым паром. Этот тёплый пар вместе с тёплым воздухом поднимается над Землёй всё выше и выше. Там на высоте, всегда холодно. Там тёплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землёй. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжёлой. Вот тогда на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтиками.
Опыт 1, «Сделаем дождик»
Капелька: ребята, я предлагаю вам сделать свой дождик (на столах лежат подносы с голубыми или белыми чуть влажными губками)
- Ребята, посмотрите, на что похожа губка? (Ответы детей)
- А давайте представим, что губка – это пушистое и лёгкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно её сжать. Что произошло? (Ответы детей)
- Почему из «облака» не идёт дождь? (капелек воды всё ещё мало)
- Добавим в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашим «облаком» если его сжать? (дети высказывают свои гипотезы и сжимают свои губки над подносами)
- Теперь из «облака» - губки идёт дождь.
- Молодцы.
Капелька: Вот, я и попала к вам в стаканчики. (У детей чистые одноразовые стаканчики с водой)
Опыт.2 «Свойства воды»
Дети определяют свойства воды:
Рассматривают цвет: без цвета, прозрачная и чистая.
Нюхают, запах: без запаха.
Пробуют, вкус: без вкуса.
- Для определения формы переливают воду из стакана в тарелку: не имеет своей формы.
4. Игра малой подвижности: «Какая вода»
Дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют свойства воды.
Капелька приглашает детей в путешествие по планете Земля.
5. Игра – ситуация «Путешествие капельки»
- Ребята, посмотрите, что это? (глобус)
- Правильно, глобус имеет какую форму? (округлую)
- А скажите, что означает жёлтый цвет на глобусе? (сушу)
- А как вы думаете, голубым и синим цветом, что? (вода)
- Правильно, на глобусе голубым цветом обозначается океаны и моря – они большие, озёра – это маленькие овалы; а тонкие синие линии – это реки.
- Давайте, найдём на глобусе, океан, море, озеро и реки. (дети ищут на глобусе объекты и называют их)
- Ребята, а вы знаете, что в морях и океанах вода не такая как в реках, озерах и прудах. А чем, мы сейчас узнаем из опыта. Он поможет нам разобраться. Опыт 3. «Море»
( У детей вода в тарелочках с прошлого опыта, соли на тарелочке), дети вспоминают, что вода в тарелке безвкусная.
Капелька: такая водичка была, когда я путешествовала по рекам и озерам. Однажды я попала в море и мой вкус изменился. Что же произошло? Оказывается в море много соли, которую я умею растворять. И мы это проверим.
Дети берут соль, добавляют в воду. Соль растворяется.
Дети делают вывод: Вода растворила соль и стала соленой.
- Ребята, пьём мы пресную воду, но её на нашей планете очень мало.
- Как вы думаете, должны ли мы её беречь? (да)
- А как? (закрывать краны, экономить воду)
6. Путешествие по временам года вместе с капелькой.
- Ребята, а давайте сделаем вот так. (воспитатель разливает небольшое количество капелек на поднос)
- Из чего состоит вода? (из маленьких капелек)
- А вы знаете ребята, эти капельки такие путешественницы. И вместе с одной из них мы отправимся путешествовать по временам года. (Подходим к первой остановке)
Первая остановка
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
- Правильно, осень.
Дидактическая игра «П признаки осени» (дети отвечают)
- А теперь я загадаю загадки, и вы узнаете где ещё можно встретиться с капелькой воды.
Крупно, дробно, зачастило
И всю землю напоило.
(Дождь)
Плещет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы –
Мелководные пруды.
(Лужа)
- Каким бывает осенний дождь? (грустный, печальный, серый, холодный)
- Где, ещё можно обнаружить осеннюю капельку воды? ( в озере, в реке, которые ещё не замёрзли)
Подвижная игра «Через лужи»
Вторая остановка. И так вторая остановка называется, угадайте по картине. (открывается пейзаж зимней)
-Какое, это время года? (зима)
- Почему вы так думаете? (снег, деревья голые, холодно)
- Можем мы увидеть водяную капельку зимой? (да)
- Какой она становится? (снежной)
- Об этом тоже помогут узнать загадки.
Что за звёздочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(снежинка)
- Молодцы.
- Что происходит со снежинкой, когда она попадёт в ладошку? (тает, превращается в воду, так как ладошка тёплая)
Прозрачно, как стекло
Но не вставишь в окно.
(лед)
Без дел мне сидится
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю.
(иней)
Удивительный художник
На окошках побывал
Удивительный художник
Нам окно изрисовал
Пальмы, папоротник, клёны –
На окошках лес густой.
Только белый не зелёный
Лес чудесный, не простой.
(морозные узоры)
- Лёд, снег, иней, морозные узоры – это что? (это тоже она, наша знакомая капля)
Опыт 4. «Лед – это вода»
Дети берут приготовленные кубики льда и наблюдают, как тает лед., оставляя их на солнце.
- Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше, но для начало нам надо перебраться через замёрзшее озеро.
Третья остановка.
- Ребята, а как вы думаете, какое это время года? (весна)
- Почему вы так решили? (снег тает, птицы прилетели)
- А теперь, загадки о весенней капельке.
С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдёт
Гвоздь упадёт.
(сосулька)
- Сосулька – это твёрдая вода.
- Ну, отправляемся дальше, но что это? Это болото, давайте перейдём его. (переходим болото)
четвёртая остановка. И так какое это время года? (лето)
- Где мы в природе встречаемся с водой летом? (в море, реке, град, дождь, роса)
Опыт № 5 «Куда делась капелька?»
Воспитатель вспоминает, что дети разлили небольшое количество капелек на поднос в начале путешествия. Подносит поднос, но он оказывается уже сухой.
Дети делают вывод. Пока мы путешествовали, вода испарилась
7. До новых встреч, Капелька. Подведение итогов.
- Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.
- Что мы знаем о капельке?
- Какая она бывает в разные времена года? (ответы детей)
8. Подвижная игра «Путешествие Капельки»
9. Самостоятельная деятельность «Я рисую воду»
- А теперь, ребята, я предлагаю вам изобразить состояние капельки в разное время года, где и в каком виде можно встретить воду летом? Весной? Осенью? Зимой?
Список использованной литературы:
С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика синтез,Москва, 2012
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».
О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».
В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».
В.Н Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №26
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)
КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...
«Комнатные цветы» конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий исследовательской деятельности и здоровьесбережения,
Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах. 2.Формирование осознанно-правильного отношения к комнатным...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологий исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных, игровых во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Расширить и обогатить элементарные математические знания путем навыков исследовательской деятельности....
Проект Экологической тропы МБДОУ «Детский сад № 4» «Удивительная коллекция»
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагогов - развивать и направлять этот интерес, уч...
Представление видовой точки « Водоём» на экологической тропе МБДОУ « Детский сад№14 г Красноармейска».
- подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться с детства о природе родного края, закреплять умение с помощью взрослого проводить поисково-исследовательскую деятельность, воспитывать...