СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №26
методическая разработка по окружающему миру по теме
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
002.ekologicheskaya_tropa_mbdou_detskiy_sad_no26.docx | 982.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №26
Подготовила: воспитатель Храмова Наталья Викторовна
Содержание
- Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей…………………………………………………………3
- Основные принципы при работе на экологической тропе…………..4
- Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26………………………………………………..4
- Остановки и объекты наблюдений экологической тропы МБДОУ детский сад №26……………………………………………………………5
- Результат использования экологической тропы МБДОУ детский сад № 26……………………………………………………………………..9
- Приложение.
Экологическая тропа МБДОУ детский сад № 26. Фото…………..10
Литература………………………………………………………………...23
- Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста и специфику развивающей среды, использую разнообразные формы при организации работы на экологической тропе: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Цель создания экологической тропы:
-Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
-Формирование системы экологических знаний и представлений.
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
- уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
-формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;
-воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;
- закладывать основы экологической культуры личности.
2. Основные принципы при работе на экологической тропе:
Всё связано со всем.
Всё куда-нибудь девается.
Всё что-нибудь да стоит.
Природа знает лучше.
Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?
Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена, и т.д.
Экологический подход при работе с детьми Таблица 1
Экологический подход | Традиционный подход |
Человек - часть природы. | Мир - для человека. |
Мера вещей - уникальность жизни (эксцентризм). | Человек - мера вещей (антропоцентризм). |
Согласование потребностей человека с экологическими требованиями. | Технологический расчёт пользы природы, её утилитарная ценность. |
Уважение ко всем формам жизни. | Человек - хозяин, царь природы, |
- Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропе МБДОУ детского сада № 26:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
- Остановки и объекты наблюдений экологической тропы МБДОУ детский сад №26
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы.
Остановки и объекты наблюдений экологической тропы
МБДОУ детский сад №26 Таблица 2
Остановка | Цель | Объект наблюдений |
«Домик дедушки Природоведа» | -показать детям многоцветность окружающего мира. -вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. -Воспитывать эстетическое чувство.. | Карта – схема экологической тропы МБДОУ детский сад №26. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений. (Приложение, рис.1) |
«Каменная клумба» | -расширять представления детей об объектах неживой природы; | Песок Глина Щебень Галька Камни Известняк Керамзит (Приложение, рис 2) |
«Деревья » | -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение | Деревья — это многолетние растения с одеревеневшим стволом, ветви которого образуют крону. Береза Клен Рябина Черемуха Ива Каштан Тополь Орех Вишня Абрикос Яблоня Груша (приложение, рис 3,4,5,6, 7) |
« Кустарники» | закрепить название кустарников, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам; -систематизировать представления о кустарниках; -воспитывать бережное отношение | Кустарники — многолетние растения с несколькими одеревеневшими стеблями. Сирень Калина Акация Жасмин Шиповник Боярышник Роза Смородина Малина (приложение, рис. 8, 9) |
«Ягодник» | -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. | - земляника; - малина; - вишня; -черноплодная рябина; - красная и чёрная смородина. |
«Цветники» | -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. -учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. | Цветы — символ счастья, доброты, красоты. Различают однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения. Однолетники — растения, которые вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева. Основной способ размножения их семенами. Астры Бархатцы Мак Космея Портулак Настурция Ноготки Петуния Двулетники — растения, которые при посеве весной или летом зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. Гвоздика турецкая Анютины глазки Многолетники- растения, живущие несколько лет. Неприхотливы и уход за ними легче, чем за однолетниками. Всходы и цветение некоторых из них можно наблюдать ранней весной задолго до высадки однолетников. Многолетники легко размножаются вегетативным путем и дают хороший посадочный материал для озеленения участка. Астры многолетние Ирис Люпин Нарцисс Маргаритка Пионы Флокс Георгины Гладиолусы Хризантемы (приложение, рис. 10, 11, 12,13, 14, 15) |
«Декоративная клумба» | -формировать представления об « декоративных клумбах», как разновидности цветника; -дать детям знания о составляющих частях «декоративных клумбах » (сочетание объектов живой и неживой природы). | Цветущие и вьющиеся Растения. (приложение, рис16) |
«Лужок» | -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; - воспитывать чувство прекрасного. | Д Дикорастущие травянистые растения травянистые растения Ромашка Одуванчик Бессмертник Мышиный горошек Клевер Лисохвост Ежа Хлопушка Первоцвет Кислица Медуница Колокольчик Ночная фиалка Иван-чай Подорожник Насекомые Кузнечики Муравьи Пчелы Осы Бабочки Шмели (Приложение, рис. 17, 18, 19, 20) |
«Муравейник» | -углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; -сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; -воспитывать бережное отношение к муравьям. | Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома. |
«Зеленая аптека» | - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; - учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. | Иван-чай Подорожник Ромашка Одуванчик Мать и мачеха Мята |
«Огород» | -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними; -вызвать интерес к выращиванию овощных культур. | Огородные грядки. Семена Рассада Плоды овощных культур. (Приложение, рис. 21, 22) |
«Птичий городок» | -познакомить детей с разнообразием птиц; -закреплять особенности строения и образа жизни птиц; -научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, - воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам; - развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающими на кормушку и желание их подкармливать; -воспитывать бережное отношение к птицам | «Птичий столб» поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники. (Приложение, рис 23, 24) |
«Привал» | -предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок; -знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей. | Кафе «Чебурашка» из пеньков. Беседы, дидактические игры, рассказы из личного опыта об увиденном. (Приложение, рис 25) |
«Путешествие в Африку» | -расширять представления о растениях и животных жарких и холодных стран | Бегемот, носорог, крокодил, сделанные из стволов больших деревьев. (приложение рис. 26) |
«Лаборатория» | -развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир. | Материалы и оборудование для опытов, экспериментов, игр с водой, песком, камнями, глиной. Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря и инвентаря для работы в огороде. |
«Творческая мастерская» | -развивать детское творчество, умение передавать полученные впечатления в работах. | Материалы и оборудование для художественного творчества детей. |
- Результат использования экологической тропы МБДОУ детский сад № 26
В результате работы с использованием объектов изучения экологической тропы МБДОУ детского сада № 26:
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- Приложение.
Экологическая тропа МБДОУ детский сад № 26. Фото.
Остановка «Уголок дедушки Природоведа»
Рис. 1. Уголок дедушки Природоведа
Рис. 2.Каменная клумба
Остановка «Деревья»
Рис. 3.Объект наблюдения Клены
Рис.4. Объект наблюдения «Каштан»
Рис. 5. Объект наблюдения «Береза»
Рис. 6. Объект наблюдения «Вишни».
Рис. 7.Объект наблюдения «Липа».
Остановка «Кустарники»
Рис. 8. Объект наблюдения кустарники «Бульдонез».
Рис. 9. Объект наблюдения кустарники «Боярышник».
Остановка «Цветники»
Рис. 10. Объект наблюдения «Ирисы».
Рис. 11. Объект наблюдения «Ирисы».
Рис. 12. Объект наблюдения «Цветники». Ирисы.
Рис. 13.Объект наблюдения «Мак».
Рис. 14. Объект наблюдения «Пион, Тюльпан».
Рис. 15. Объект наблюдения «Пион».
Остановка «Декоративная клумба»
Рис. 16. Объект наблюдения « Декоративная клумба».
Остановка «Лужок».
Рис. 17. Объекты наблюдения «Насекомые» и
«Дикорастущие травянистые растения»
Рис. 18. Объекты наблюдения «Насекомые»
Рис. 19. Объекты наблюдения «Насекомые»
Рис. 20. Объекты наблюдения «Насекомые»
Остановка «Огород»
Рис. 21. Объекты наблюдения «Сорные растения»
Рис. 22. Объекты наблюдения « Первые всходы»
Остановка «Птичий городок»
Рис. 23. Объекты наблюдения « Птицы»
Остановка «Привал»
Рис. 17. Объекты наблюдения « Пеньки», «Домишки».
Литература:
1. Грехова Л. И. «В союзе с природой». «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002.
2. Захлебный А. Н. «На экологической тропе» Москва, 1981.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» СПб «Детство-Пресс», 2008.
4. Саморукова П. Г «Как знакомить дошкольников с природой» М. Просвещение, 1983.
5. Виноградова Н. В «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
6. Елкина Н. В, Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997.
7. Николаева С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»
8. Рыжова Н. А. «Проект «Наше дерево»». Москва, 1997.
9. Лучич М. В. «Детям о природе».Москва, 1989.
10. Веретенникова С.А. «Ознакомление детей с природой». Москва,1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21...
Тематическое развлечение «Путешествие капельки» для детей старшей группы на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26, с использованием технологии исследовательской деятельности.
Дети активно включаются в процес познания если им предоставляется возможность экспериментировать и проводить опыты в ходе организованной деятельности....
Проект Экологической тропы МБДОУ «Детский сад № 4» «Удивительная коллекция»
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагогов - развивать и направлять этот интерес, уч...
Представление видовой точки « Водоём» на экологической тропе МБДОУ « Детский сад№14 г Красноармейска».
- подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться с детства о природе родного края, закреплять умение с помощью взрослого проводить поисково-исследовательскую деятельность, воспитывать...
Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста
Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»
Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»...