«Встреча с Лесовичком»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панфилова Тамара Николаевна

"Встреча с Лесовичком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_lesovichkom_podg._gr.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности: «Познавательно-речевое»

Образовательная область «Коммуникация».

Тема: «Встреча с Лесовичком»

 Подготовительная к школе группа

                                                      Подготовила:                                                                                    Панфилова Тамара Николаевна

 первой

квалификационной категории                                                                               МАДОУ № 6 п.Серышево

Октябрь – 2013 г.

Тема: « Встреча с Лесовичком»

Цель:   Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе развития связной речи.

 

Задачи:  

Воспитательные:

Прививать умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать воображение.

Развивающие:

Развивать интерес к познанию мира природы, умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении жителей леса геометрическими фигурами.

Образовательные:

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Работа над словарем: 

Гром, молния, подосиновики, подберёзовики, жук-олень, сверчок, барсук, земляника.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  

Прогулка в осенний лес, наблюдение в природе, заучивание стихотворения, коммуникативная игра.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:  

Беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, загадывание загадок, обогащение органов чувств, анализ и выводы.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:  

Использование схем, моделирование, продуктивная деятельность (выложить в виде геометрических фигур жителей леса), сюрпризные моменты, превращение.

  1. Приемы поддержания интереса у детей:  

Музыкальное сопровождение, физкультурная пауза, чередование детской деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:  

Поощрение, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:  

Макеты деревьев, набор геометрических фигур на каждого ребёнка, печёные грибы для сюрпризного момента, картина «Осень в лесу», магнитофон, диск с записью

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы…др.

Планируемые результаты:

Личностные

- Воспитание нравственных качеств.

- Умение действовать самостоятельно.

- Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и  сверстниками.

Интеллектуальные

- Развитие у воспитанников интереса

- Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности

- Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.

Физические

Умение выполнять имитационные движения подражая лесным жителям (жук-олень, ёжик, бабочка, земляничка и др.).

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность  

              - Ребёнок задаёт вопрос.

              - Активно участвует в продуктивной деятельности

  1. Самостоятельность.

             - Самостоятельно решает поставленные перед ним задачи

  1. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

             - Обращается за помощью к взрослому и оказывает её своим сверстникам    (поиск грибов, выкладывание картины с жителей леса)

  1. Сопереживание.

            - Высказывает сопереживание жителям леса через рассказ от 1 лица о жизни лесных зверей (находится в главной роли этого жителя леса).

  1. Эмоциональность

            - Сюрпризные моменты и музыкальное сопровождение помогает сохранить и поднять эмоциональный настрой детей

  1. Проявление волевых усилий

           - Составить рассказ о лесном жителе, а также сложить лесного жителя требует волевых усилий

  1. Самооценка.

           - Аргументирует самооценку (игра «С какого дерева этот лист»).

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание картин из серии «Осень»:

 «Ёж» - художник М.Ю.Алексеев,

«Заяц» - В.Ф.Федотов

Комментирование примет осени

Развивать интерес к познанию мира природы, умение самостоятельно действовать.

Принимать  активное участие в деятельности

Социализация

Практические действия по определению шума и запаха леса.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа, составление рассказов о жизни лесных жителей осенью

Коммуникативная игра «Превращение»

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Музыкальное сопровождение при рассматривании иллюстраций и картин об осени, физминутки

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Труд

Вырезывание из картона  геометрических фигур.

Оказание помощи лесным жителям зимой

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Рассматривание иллюстраций и картин об осени, описание примет осени, слушание классической музыки, формировать у детей художественный вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при описании примет осени

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на музыкальные произведения русских композиторов.

Физическая культура

Физминутка

игра «Дождь в лесу»

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Закреплять знания об окружающем мире.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадки, чтение стихотворения.

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Знание правил поведения в лесу, умение свободно передвигаться в помещении.

Воспитывать бережное отношение к животным.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Демонстрация иллюстраций и картин об осени.

2. Основная часть:

Показ иллюстраций и картин об осени, с музыкальным сопровождением классической музыки,  комментирование,  дискуссия.

Определение примет осеннего леса  

Весёлые превращения Лесовичка

Составление рассказов детьми из личного опыта о лесных жителях  

Физминутка «Дождь в лесу»

Изготовление геометрических фигур

Обыгрывание  (составление картины о лесе)

Закончи рассказ Лесовичка

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача сюрпризов от Лесовичка.

Длительность НОД

5 мин

22 мин

3 мин.

30 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Демонстрация иллюстраций и картин об осени.

Дети входят в зал, где звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь» из альбома «Времена года»…

 Загадка:

         Дни стали короче, длиннее стали ночи.

         Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                                                  (осенью)

Воспитатель: Как вы догадались, что это бывает осенью?

Ответы детей о приметах осени.

Вы большие знатоки природы, давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж.  Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Все приметы осени мы смогли увидеть из окна.

Ответы детей

Ребята перед вами иллюстрации и картины об осени, чем они отличаются?

Ответы детей.

Сейчас звучит музыка А.Вивальди  «Осень», которая совсем не похожа на музыку П.И.Чайковского.

Ответы детей.

Послушайте еще одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем

                                       Лес

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам сказку о лесе.(Ю.Дмитриев Что такое лес?) Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник. Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок.  Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте кто он:

В лесу, в бору живет старый старичок,

На нем красный колпачок.

Это старичок.. ЛЕСОВИЧОК

(Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм Лесовичка.Во время переодевания дети закрывают глаза)

Лесовичок: Здравствуйте, грустные ребята!

Дети: Мы веселые!

-Лесовичок Здравствуйте ленивые ребята !

 Дети: Мы трудолюбивые ребята!

Лесовичок: Здравствуйте не дружные ребята!

Дети: Мы дружные ребята!

Лесовичок: Здравствуйте, незнайки!

Дети: Мы всему учимся!

Лесовичок: вот сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес?

Ответы детей.

Лесовичок: Хорошо, а отнесет нас туда мой волшебный ветерок.

Закройте глаза колдует…

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

Музыка

2.Основная часть.

Показ иллюстраций и картин об осени, с музыкальным сопровождением классической музыки,  комментирование,  дискуссия.

Определение примет осеннего леса.  

Весёлые превращения Лесовичка.

Составление рассказов детьми из личного опыта о лесных жителях  

Физминутка: «Дождь в лесу»

Изготовление геометрических фигур

Обыгрывание  (составление картины о лесе)

Закончи рассказ Лесовичка

 

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена

Ветер с листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый

Желтый лист  и розовый,

старый лист газетный.

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено

Вся земля проветрена.

Ветер деток унеси-

В лесу осеннем  отпусти

 Выставляются макеты деревьев, вокруг них разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и приземляются в осеннем лесу.

Лесовичок: А кто сумеет  разгадать загадку? Слушайте:

Весной вселит,

Летом холодит,

Осенью кормит,

Зимой согревает.

                     (Дерево)

Ответы детей

Физкультминутка

« Собери листочки к своему дереву»

 Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда  музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок лисовичок спрашивает каждого ребенка, какой листок у него в руке. Дети отвечают: березовый, кленовый,  Дубовый, осиновый, рябиновый.

Лесовичок: Что произошло с листочками?(Висели, пожелтели, покружились, упали)

Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок -земляникой, черникой,  голубикой,

Мальчишек – орешками, грибами сыроежками.

Девчонок - малиной,

Мальчишек - Хворостиной.

Кто на свой пенек не сядет,

Того хворостинка достанет.

Дети садятся

Лесовичок: Посмотрите на мою картину еще раз, Она не простая , а волшебная-она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крик птиц и пр.) Вспомните, как пахнет в лесу.

 Лесовичок  «Превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых ,камешки( кто кем хочет быть). Звучит музыка. Неподвижные предметы листья , камешки, Кустики остаются на месте, а насекомые , птички, звери резвятся вокруг них. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.

Дети рассказывают:

- В кого или во что превратил ребят Лесовичок?

Воспитатель :

-Что чувствовал ты Мурвьишка, когда в лесу была хорошая погода?(Обращается с этим же вопросом К каждому ребенку- ёжику, лисичке, зайчику, белочке, Бабочке и тд.)

- когда пошел дождь и загремел гром?

-:.Что можно пожелать сказать людям, гуляющим по лесу, по лугу*

Лесовичок: А  теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли.(Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе скруглить). Что вы видите на картине?

Дети: Лес, в нем много деревьев.

Лесовичок: какие деревья изображены на картине?

Дети: Они разные,  высокие и низкие, красивые,  нарядные, разноцвеные..( Выкладывается пиктограмма  «Разные  деревья»)                    Лесовичок: Посмотрите в свои бинокли, что еще растет в лесу?

 Дети: В лесу растут грибы.

Лесовичок:  Расскажите  какие грибы вы собирали в лесу с родителями. Ответы.

-Из каких лесных ягод мама сварила вам варенье?

-Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Дети: Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Они  прячутся за деревьями,  кустами, под камнями, под корой деревьев (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери»)

Лесовичок: Ребята как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? Ответы детей.

Лесовичок: Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: « Леса -всему свету краса. Когда леса не было….»  А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу.

Дети придумывают рассказ по картине 2--3 человека с использованием «Биноклей» и составлением схемы. Лесовичок  сразу оценивает каждый рассказ. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально в свободное время.

Лесовичок: А теперь пора прощаться, скажем громко: «Полон лес и загадок, и чудес!»

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

Здоровье

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача сюрпризов от Лесовичка.

Лесовичок:

- Ребята, много нового, интересного вы узнали, посетив осенний лес?

- Теперь вы знаете, как живётся лесным жителям в лесу. А зима им страшна?

(Дети высказывают тревогу за лесных жителей в зимний период)

- Я прослежу, чтобы все зверюшки и растения успели подготовиться к долгой, холодной зиме, будьте за них спокойны.

- Вы мне очень понравились, за ваши умелые действия и заботу о лесе я подарю вам лесное угощение - очень вкусные грибы. Только под какой ёлкой я их оставил, не помню. Помогите мне найти их.

Дети разыскали корзинку с грибами.

Вы заберёте с собой мою корзинку, и вернёте её весной, а я и жители леса будем ждать вас.

Спасибо! До свидания! До весны!

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.

Список литературы:

1. Альт Шуллер «ТРИЗ», С/Пб, Технологический институт, 2000г

2. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», М.,ТЦ,2011г.

3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи  дошкольников»,М.,Просвещение, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы компенсирующей направленности "Встреча с лесовичком"

Данный конспект организованной образовательной деятельности познакомит детей с особенностями лесной природы осенью, будет способствовать развитию умения отгадыватьзагадки и объяснять их решение, совер...

Экологическая Сказка Встреча с лесовичком

Маша и Даша  играли  во дворе своего дома. Вдруг прямо перед ними неизвестно откуда  появляется Лесовичок с мешком в руках. Он ахает и охает.- Лесовичок, здравствуй!  - говорит ему...

Экологическое развлечение "Встреча с лесовичком"

В данной статье мы вместе с детьми знакомимся с лесовичком и его окружающим миром...

НОД по развитию речи "Встреча с Лесовичком"

Данное занятие напралено на развитие речи и познавательного интереса...

развлечение для детей "Встреча с Лесовичком"

развлечение для детей старшей и подготовительной группы; закрепление знаний детей о природе....