НОД по развитию речи "Встреча с Лесовичком"
план-конспект занятия по логопедии
Данное занятие напралено на развитие речи и познавательного интереса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vstrecha_s_lesovichkom.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи «Встреча с Лесовичком»
Программное содержание.
- Задачи на развитие познавательных способностей:
уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.);
продолжить учить классифицировать растения и животный мир леса;
упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
- Задачи на развитие связной речи:
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый) и подбирать слова – антонимы (грустный – веселый, ленивый – трудолюбивый);
Учить составлять короткий описательный рассказ по картине;
Развивать фонематический слух.
- Воспитательные задачи:
учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.
Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года» И. П. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и и засушенные листочки от этих деревьев; костюм Старичка – Лесовичка; картина «Осень в лесу».
Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание стихотворения В. Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.
Ход занятия
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Осенью)
Логопед. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте пойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приемы осени вы увидели?
(Ответы детей.)
Послушайте еще одну загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес.)
Логопед. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. (Ю. Дмитриев) «Что такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».)
Закройте глаза и представьте картинку, которую нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень в лесу».) Откройте глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту?
(Ответы детей.)
Логопед. Эту картину написал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:
В лесу, в бору, живет старый старичок,
На нем красный колпачок.
Это старичок…(Лесовичок.)
(Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм Старичка – Лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза – «ночь»).
Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!
Дети. Мы веселые ребята!
Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети. Мы трудолюбивые ребята!
Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята!
Дети. Мы дружные ребята!
Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!
Дети. Мы всему учимся!
Старичок – Лесовичок. Вот я вас сейчас проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей).
Старичок – Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):
Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, березовый, желтый лист и розовый,
Старый лист газетный, красный разноцветный.
Пасмурно, ветрено, вся земля проветрена.
Ветерок, деток унеси – в лесу осеннем опусти.
Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в лесу.
Старичок – Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью кормит, зимой согревает.
(Дерево)
Физкультминутка
«Собери листочки к своему дереву»
Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок – лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.
Старичок – Лесовичок. Что произошло с листочками? (Висели, пожелтели, покружились, упали).
Лес, лесок стоит богат, угощает всех ребят:
Девчонок – земляникой, черникой, голубикой,
Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.
Девчонок – малиной, мальчишек – хворостиной.
Кто на свой пенек не сядет, того хворостинка и достанет.
(Дети садятся).
Старичок – Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая , а волшебная – она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните, как пахнет в лесу.
Старичок – лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых камешки (кто кем хочет быть). Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышаться удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячуться.
Выходит мальчик – «добрый великан», он ходит по «лужайке» и читает (спокойно) стихотворение В. Серова «Добрый великан»:
Я шагаю по лужайке – великан в трусах и в майке.
Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик – на себе таскает домик,
Вся квартира для жука – дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом – муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки – в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена!
(Угрожающе).
Если я, великан, захочу, как лихой ураган,
Налечу! Все дома я могу Разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу…
(Ласково по- доброму)
Только я не хочу! Я – добрый великан!
(Расколдовывает детей и убегает)
Логопед. (задает вопросы и выслушивает ответы детей).
- В кого (или во что)превратил вас, ребята, Старичок – Лесовичок?
- Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку – ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т. д.)
- Когда пошел дождь и загремел гром?
- Когда появился в лесу великан?
- Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по лесу?
Старичок – Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить). Что вы видите на картине?
Дети. Лес, в нем много деревьев.
Старичок – Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?
Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные…(Выкладывается пиктограмма «Разные деревья»).
Старичок – Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?
Дети. В лесу растут грибы
Старичок – Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики). И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, слепой черники, сочной малины и т. д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды»). Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?
Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Они все прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма насекомые и лесные звери»).
Старичок – Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей).
Старичок – Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса – всему свету краса. Когда леса не было…» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы).
Дети придумывают рассказ по картине (2 – 3 человека) с использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине. Старичок – Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально, в свободное время.
Старичок – Лесовичок.
А теперь пора прощаться. Скажем громко:
«Полон лес и загадок и чудес!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок»
Занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок» проводится с подгруппой детей 4-5 лет....
Интеграция в организации НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи с детьми старшей группы «Как дети Лесовичку помогали»
Интегрированное НОД по развитии речи и ФКЦМ....
Занятие по Развитию речи. "Приглашение лесовичка"
Программное содержание: учить детей составлять повествовательные рассказы по разыгранной ситуации, включая в них описания, придерживаясь композиционного построения текста. Упражнять в подборе оп...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
Конспект по развитию речи (Коммуникация + познание социализация) «В гости к лесовичку» в средней группе
Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять элементарные представления об обитателях леса. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять. ...
Конспект проведения совместной деятельности с детьми разновозрастной группы №6 по развитию речи «Задания Лесовичка»
конспект поможет выбрать наиболее интересные и эффективные приемы работы по составлению описательных загадок с детьми разновозрастной группы. ...
ООД по познавательному развитию "Путешествие с Лесовичком"
Данное занятие развивает познавательный интетес детей, дает знание энциклопедического характера. развивае память , речь...