Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший возраст, первый год обучения) Тема занятия: «Встреча с Лесовичком» (тема недели «Зима. Приметы зимы)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Подгрупповое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с элементами ТРИЗ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_s_lesovichkom.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79 тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(старший возраст, первый год обучения)
Тема занятия: «Встреча с Лесовичком»
(тема недели «Зима. Приметы зимы)
Подготовил: учитель-логопед
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 4
Фунтова С.Ш.
Городской округ город Выкса, 2015
Цель: активизация знаний и словаря детей по теме «Зима. Приметы зимы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навыки образования прилагательных от существительных (дуб — дубовый, береза — березовый, осина — осиновый) и подбора слов-антонимов (грустный—веселый, ленивый—трудолюбивый);
- учить составлять короткий описательный рассказ по картине.
Коррекционно-развивающие:
- развивать межполушарное взаимодействие, переключаемость внимания, мыщление;
- развивать фонематический слух, связную речь;
- развивать мелкую моторику, речевое дыхание;
- развивать умение применять новые способы преобразования с помощью методов ТРИЗтехнологии: «увеличение», «эмпатия»; использования мнемокарточек,
- формировать универсальные учебные действия (УУД): регулятивные (оценка и самооценка), познавательные (анализ, синтез, обобщение).
Коррекционно-воспитательные:
- формировать коммуникативные (умение слушать собеседника, взаимопомощь) и личностные (интерес к новому, любовь к природе) УУД.
Способы и средства:
Беседа, загадки, методы ТРИЗтехнологии, художественное слово;
Картина И.И.Шишкина «Зима», макет «деревья», мнемокарточки, буквы с фишками, магнитная доска, маски, головные уборы Старичка-Лесовичка и Великана, полоски бумаги для дыхательного упражнения, аудиозаписи: П.И.Чайковский «Январь. У камина»,
Г.Скребицкий «Метель», звуки грома, С.Суворова «Новогодняя».
Ход занятия.
Логопед встречает детей в кабинете, загадывает загадку:
- Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
- Какие приметы зимы вы услышали в загадке? Подойдите к окну, посмотрите на зимний пейзаж: на небо, деревья, кусты. Какие еще приметы зимы вы увидели? (Ответы детей.)
Звучит тревожная музыка.
Логопед:
- Кажется, вьюга поднимается. Как бы она бед не натворила. Скорее присаживайтесь. (Дети присаживаются на стульчики.) Хотите поиграть с вьюгой, изобразить ее? (Дыхательное упражнение «Сильный ветер».)
- Все же не прошла она мимо. Все буквы рассыпала. Чтобы нам собрать слово, нужно вспомнить какой звук обозначает каждая буква. Кто догадался, какое слово рассыпалось? Сколько слогов, звуков, букв в этом слове? (Анализ слова «зима»).
- Послушайте еще одну загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес.)
- Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. Закройте глаза, послушайте, представьте картину, которую нарисовал автор.
(Чтение произведения о лесе: Ю.Дмитриев, отрывок из рассказа «Что такое лес?»)
Логопед ставит на мольберт картину И.И.Шишкина «Зима».
- Откройте глаза, похожа эта картина на ту, которую вы представляли?
(Ответы детей.)
- Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:
В лесу, в бору, живет старый старичок,
На нем красный колпачок.
Это старичок... (Лесовичок.)
Логопед одевает колпачок старичка-лесовичка.
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!
Дети. Мы веселые ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети. Мы трудолюбивые ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята!
Дети. Мы дружные ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!
Дети. Мы всему учимся!
Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей.)
Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Встали, вы сейчас листочки. Закройте глаза, выполняем любые движения. (колдует):
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Старый лист газетный,
Красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси—
В лес на опушку опусти.
Выставляются макеты деревьев: дуб, ель, береза, осина, сосна. Дети открывают глаза и «приземляются».
Старичок – Лесовичок:
- А вот и деревья, с которых вы когда-то улетели. Назовем их. Кто из вас был чьим листочком? (Ответы детей: я – березовый, я- осиновый, я – дубовый и т.д).
Раньше лес стоял богат,
Угощал он всех ребят. Чем? (Ответы детей: ягодами, грибами, орехами, запахами, красотой…)
- А вы хотели бы очутиться в моем лесу летом? Раз, два, три, повернись, в лесной предмет ты превратись.
Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).
Дети выбирают и надевают соответствующую выбору маску. Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки)
остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери
резвятся. Слышатся удары грома. Появляется великан – логопед переодевает колпак. Великан:
Если я, Великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу!
Все дома я могу разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу...
(Ласково, по-доброму.)
Только я не хочу!
Я — добрый великан!
- Вы сначала испугались? Почему? (Великан – большой, а все остальное в лесу – маленькое). Я могу вам помочь? (Варианты ответов детей, Великан при необходимости «помогает» выбрать прием «увеличения».)
Опираясь на маску каждого ребенка Великан проводит игру «Маленький – огромный»:
- Был ты камень, стал…камнище, была ты лиса, стала…лисища и т.д.
Великан:
- Увидев Великана, вы сначала испугались,
Со мною подружились вы и заулыбались.
- Какие вы были сначала? Какие стали потом?
- Вижу, что вы смелые,
Умные, умелые.
Что ж, тогда я удаляюсь,
В Лесовичка вновь превращаюсь.
Логопед вновь меняет колпаки.
- Посмотрите еще раз на мою картину. Увидеть все, что есть на ней, могут только очень внимательные и зоркие дети. Возьмите бинокли (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, округлить), что вы видите на картине?
Дети: - Лес, а в нем много деревьев.
(Выставляется пиктограмма с изображением деревьев.)
С.-Л.: - Посмотрите в бинокли, чего еще много в лесу зимой?
Дети: - Зимой в лесу много снега.
(Пиктограмма «снег»).
С.-Л.: Кого трудно увидеть на картине? (Внимательно смотрят в бинокли).
Дети: - Трудно увидеть лесных зверей.
С.-Л.: - Почему?
Дети: - Одни звери спят, другие прячутся. Некоторые звери охотятся.
(Три пиктограммы: «зверь в норе», «зверь за деревом», «зверь охотится».)
С.-Л.: - Хотелось бы узнать, кто же из вас был самым внимательным. Отложите в сторону бинокли, посмотрите на наши карточки. Попробуйте рассказать обо всем, что мы видим на картине. Начать можно так: «Мы видим на картине лес…»
(Желающие дети по пиктограммам составляют рассказ.)
С.-Л.: - А в моем лесу всегда происходит что-то интересное. Попробуйте придумать свою историю. (Если есть время, можно заслушать; при отсутствии времени – предложить детям самостоятельно зарисовать, затем рассказать свою историю.)
С.-Л.: - Вот спасибо вам, ребята,
Вы – чудесные друзья.
Прогулялись мы на славу,
Но хочу спросить вас я:
Вам понравилось в лесу? (Ответ)
Вы встречали там лису? (Ответ)
А кого же вы видали,
С кем огромными вы стали? (Ответ)
Что же есть в лесу сейчас? (Ответы детей).
У природы – тихий час!
До весны там – тишина,
Птичья песня не слышна.
Вы меня не забывайте,
Жду вас всех весной, прощайте!
(Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года»). Логопед снимает колпачок и провожает детей в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год
Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)
Принята на педагогическом совете Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)
Рабочая программа для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР) - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект квест - игры в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4 – 5 лет на тему: «Поможем курочке Рябе»
ООД представлена в форме квест - игры. Она будет интересна педагогам, которые работают с детьми компенсирующей направлености с тяжелыми нарушения речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...