Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие капельки" по проектной деятельности. С целью закрепления у детей знаний о состоянии воды в разное время года:зимой, весной, летом, осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми средней группы
«Путешествие капельки»
Подготовила:
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с №53
Трушина Н.В.
г. Арзамас 2015 года
Задачи:
- Вызвать интерес к данному объекту
- Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.
- Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
- Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.
Способы взаимодействия:
- -ИОС
- -Диалог
- -Использование художественного слова
- -Музыкальное сопровождение
- -Физкультминутка
- -Использование игры «Путешествие по временам года»
- -Проблемно-поисковая ситуация «Поможем капельке»
- Опыты с водой
Средства: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года.
Интеграция по образовательным областям:
«Физическое развитие»- использование подвижной игры «Море волнуется раз»;напоминание о пользе воды для человека.
«Познавательное развитие»- использование во время проведения опытов с водой».
«Социально-коммуникативное развитие»-использование в диалоге, при проведении игры «Путешествие по временам года»;напомнить о правилах поведения на водоемах.
«Речевое развитие»- использовали при чтении стихов, загадок, рассматривании картин о временах года..
«Художественно- эстетическое развитие»-проявляли при рассматривании картин, иллюстраций; использование музыкального сопровождения во время появления игрового персонажа.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин, иллюстраций о воде, временах года;
- Чтение стихов, рассказов характеризующих свойства воды;
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- Беседы на темы: «Чем полезна вода», «Что вы можете рассказать о свойствах воды», «Как беречь воду»;
- Конкурс рисунков на тему «Реки, моря, океаны».
Ход НОД.
В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды.
Воспитатель: Ребятки посмотрите, что у меня?
Дети: (глобус)
Воспитатель: Глобус — модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?
Дети: (Округлую.)
Воспитатель: Что обозначено на глобусе желтым цветом?
Дети: (Суша.)
Воспитатель: А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки.
(Дети ищут на глобусе указанные объекты.)
Воспитатель: Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.
Опыт 1
Воспитатель: Ребятки посмотрите, что находится на подносах
Дети: (стаканчики с водой).
Воспитатель: Что можно сказать о воде? Какая она?
Дети: (Прозрачная, чистая.)
Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус.
Воспитатель: Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как ребята думаете, должны ли мы се беречь? Если да, то как?
Дети: (Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.)
Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос.
Воспитатель: Из чего состоит вода?
Дети: Из маленьких капелек.
Воспитатель: Эти капельки — известные путешественницы. Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года.
(Воспитатель показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)
Воспитатель: Сейчас мы вместе с капелькой отправимся в путешествие по временам года.
Первая остановка путешествия
Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Воспитатель: Какое время года изображено на снимке?
Дети: (Осень)
Воспитатель: Отгадайте загадку, отгадав ее вы, узнаете, где можно встретиться с капелькой воды осенью.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило. (Дождь.)
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы —
Мелководные пруды. (Лужа.)
Воспитатель: Каким бывает осенний дождь?
Дети: (Грустный, печальный, серый, холодный.)
Воспитатель: Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?
Дети: (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)
Воспитатель: Путешествие наше продолжается.
Вторая остановка
Дети рассматривают фотографию зимнего пейзажа.
Воспитатель: Какое это время года? Почему вы так думаете?
Воспитатель: Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинка.)
Воспитатель: Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? Дети: (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)
Воспитатель загадывает загадки
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно.
Дети: (Лед.)
Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю.
Дети: (Иней.)
Удивительный художник
На окошках побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены
На окошках лес густой.
Только белый, не зеленый
Лес чудесный, не простой.
Дети: (Морозные узоры.)
Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры — что это?
Дети: (Это тоже она, наша знакомая капелька.)
Воспитатель: Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.
Воспитатель: Ребятки, а давайте, прежде чем отправиться дальше поиграем вместе с капелькой.
Физкультминутка
Подвижная игра «Море волнуется раз»
Воспитатель: Путешествие продолжается.
Третья остановка
Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А теперь — загадки о весенней капельке: С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдет
И гвоздь упадет. (Сосулька.)
Сосулька — это твердая вода.
Четвертая остановка
Воспитатель показывает фотографию с изображением летнего пейзажа.
Воспитатель: Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом?
Дети: (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)
Воспитатель: Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, ' океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами. Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или летом. А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки — снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.
Опыт 2
Воспитатель: А сейчас мы с вами «создадим» дождь.
На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако).
Воспитатель: Давайте представим, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?
Дети: (Капелек воды пока еще мало.)
Воспитатель: Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать?
Дети: (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.)
Воспитатель: Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь?
Дети: (Сильный — весенний или летний.)
Воспитатель: Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Н.А. Рыжовой.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница - наша вода.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с капелькой
Рефлексия:
Ребята, о каких свойствах воды вы сегодня узнали?
Где мы с вами побывали?
Что интересного вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-3-е изд. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа- Волгоград: Учитель, 2012.
- «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.: ил
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе " Про маленькую капельку"
Непосредственная образовательная деятельность носит познавательный и игровой характер , помогает детям узнать о свойствах воды....
Планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по теме "В гостях у капельки"
Данные конспекты соответствуют Федеральным государственным требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Они построены с учетом интеграции образовательных обл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки".
конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , область "Познание"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей группы раннего возраста Тема: Экологическая сказка « Про маленькую капельку»
Экологическое воспитание с детьми в группе раннего возраста...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)
Данный материал - это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека для старших дошкольников в игровой форме....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: "Путешествие с капелькой" (в старшей группе)
Занятие дает возможность уточнить и расширить знания детей о свойствах воды. Дети путем проведения опытов, личного участия в опытах с водой узнают свойства воды....