Программа по познавательному развитию детей 4-7 лет "Азбука внимания"
рабочая программа по теме
Содержание программмы обеспечивает познавательное развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
Развивающая направленность программы обеспечивается максимальным использованием предметно-практической деятельности.
Печатные и электронные образовательные ресурсы. Для каждой из трёх возрастных групп составлены электронные версии речевых заданий в объёме 72 занятий. Разработан набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей. Для включения родителей в совместную деятельность изданы рабочие тетради "Азбука внимания" и "Математические раскраски".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Азбука внимания" | 126 КБ |
занятие к программе "Азбука внимания" | 1.64 МБ |
занятие к программе "Азбука внимания" | 198 КБ |
занятие к программе "Азбука внимания" | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 128» города Кирова
Программа
по познавательному развитию детей 4-7 лет
«Азбука внимания»
(Срок реализации 3 года)
Разработана
педагогом-психологом
Бондарь Т.К.
г. Киров
2014
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность и практическая значимость программы
1.2 Срок реализации программы
1.3 Ожидаемый результат
2. Содержание тематического планирования программы
2.1 Тематическое планирование 1 год обучения
2.2 Тематическое планирование 2 год обучения
2.3 Тематическое планирование 3 год обучения
3. Материально - техническое обеспечение программы
4. Список печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов
5. Литература и периодические издания
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность и практическая значимость
Поток информации, расширение человеческих контактов, ранняя компьютеризация, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. Интенсивное внешнее воздействие в сочетании с незрелостью мозговых структур дошкольника зачастую приводит к нарушению внимания, импульсивности и гиперактивности. Внешне эти проблемы могут проявляться по-разному. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Иные, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны. Объединяют тех и других трудности организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. По мнению большинства педагогов это основные причины, осложняющие организацию учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении и в школе. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Это, в свою очередь, способствует полноценному проживанию ребенком всех этапов детства, обогащению (амплификации) детского развития.
Таким образом, в настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, произвольности для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Таким образом, актуальность программы проявляется в возможности создания единого курса формирования внимания и произвольности для дошкольников и младших школьников для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Содержание программы обеспечивает познавательное развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Целью программы является развитие внимания и произвольности у детей 4-7 лет как основы школьной зрелости.
Краткое описание
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Последовательность тем может варьироваться, допустимо включение других заданий, массовых мероприятий, в зависимости от возраста и уровня развития детей, материально-технической базы.
Развивающая направленность программы обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.
1.2 Срок реализации программы
Рабочая программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации 3 года. Занятия проводятся психологом (педагогом).
Объем программы каждого года обучения 72 занятия.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия в средней группе 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Форма организации занятий: подгрупповая (10 - 14 человек)
Программа предусматривает три года обучения.
Цель первого года: формирование способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого.
Первая часть программы представляет собой систему игр, упражнений, направленных на общее умственное развитие. В одних играх сочетать разные задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Интенсивное развитие речи способствует развитию восприятия и мышления. Это в свою очередь формирует произвольное внимание.
В ходе работы решаем следующие обучающие задачи:
- Умение детей понимать и принимать учебную задачу, поставленную взрослым, контролировать её достижение в течение всего занятия.
- Совершенствование мыслительной деятельности, сосредоточив свое внимание на главном, основном, существенном.
Развивающие задачи:
- Тренировка произвольного внимания путем повторений и упражнений для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Сочетание слухового сосредоточения со зрительным и моторным.
- Развитие восприятия, связной речи, словарного запаса, мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание отчётливого понимания ребёнком конкретной задачи выполняемой деятельности.
- Формировать устойчивый интерес к результату своей деятельности.
- Приучение к аккуратности на рабочем месте, уважительному отношению к мнению взрослых и сверстников
Цель второго года: формирование навыков планирования, регуляции контроля деятельности.
В основу этого блока положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Работа строится с опорой на числовой ряд. Почему именно числовой ряд выбран для отработки навыков программирования и контроля? Потому, что, во-первых, овладение числовым рядом - не только необходимое звено, но и фундамент начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т. е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых и необходимых в практической жизни культурных навыков человека.
Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действий вовне, организовать совместные действия педагога и ребенка, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозировано усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого (психолога, педагога) по усвоению про граммы действий с числовым рядом включает следующие обучающие задачи:
- Совместное шаг за шагом выполнение действий по речевой инструкции взрослого. На этом этапе программирование и контроль обеспечиваются педагогом (психологом).
- Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе. На этом этапе программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком. Педагог организует следование программе и контрольные действия ученика, сличение результата с программой.
- Совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы. На этом этапе роль учителя в программировании и контроле сокращается.
- Самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия. Взрослый следит, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает об этом.
- Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.
Развивающие задачи:
- Формирование внимательности, наблюдательности.
- Развитие интереса к интеллектуальной деятельности, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, связной речи, словарного запаса, мелкой моторики.
- Расширение поля зрения, оптимизация тонуса мышц, развитие межполушарного взаимодействия.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самоконтроля, предупреждения импульсивных действий.
- Формирование культуры общения с детьми и педагогом.
- Приучение к аккуратности в выполнении каждого упражнения, поддержанию порядка на рабочем месте.
Цель третьего года обучения: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема).
Вторая часть программы представляет собой серию упражнений-игр, обучающих управлению процессами внимания и контролю над ними. Выполняя занимательные задания, ребенок учится быть собранным, сосредоточенным, получит навыки глубокой концентрации - и в то же время поймет, как надо распределять и быстро переключать внимание
В ходе работы решаем следующие обучающие задачи:
- умение детей принимать учебную задачу, т.е. умение работать по заданному образцу и по словесной инструкции психолога.
- способность детей к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей.
- способность к преднамеренному запоминанию учебного материала и умение пользоваться логическими приемами запоминания.
- осознанность усвоения программного учебного содержания.
Развивающие задачи:
- Тренировать свойства внимания, сообразительность и усидчивость.
- Развитие умение обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, быстроту мышления.
- Формировать координацию движений руки
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры интеллектуального труда: дисциплинированности, самостоятельности, благоприятного эмоционального фона от ситуации успеха в реализации поставленной перед ребенком цели.
1.3 Ожидаемый результат
- Воспринимать инструкцию педагога с одного - двух прочтений в зависимости от сложности.
- Работать ритмично в течение всего занятия, не допуская существенных отставаний от средней нормы.
- Каждое задание доводить до логического конца, тактично обращаться за помощью к педагогу или сверстнику в случае затруднения.
- Следить самостоятельно за качеством выполнения работы, самостоятельно устранять ошибки.
- Не допускать в корректурных пробах более трех ошибок.
- Свободно выполнять арифметические операции в пределах десяти.
- Уметь ориентироваться в пространстве, на листе.
- Сравнивать предметы по цвету, форме, величине, назначению.
- Делать элементарные выводы и умозаключения на основе наблюдаемых событий, явлений, предметов.
- Соблюдать технику безопасности и личную гигиену.
Диагностика результативности образовательного процесса
Критерий обученности и развития.
Психодиагностика познавательной сферы проводится дважды перед началом реализации программы и по ее окончании по стандартным методикам:
Тест «Корректурная проба» (дети 4-6 лет)
Методика П.Я.Кеэса «Школьная зрелость»
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей / МЭДИС 6-7 / - два раза в год: сентябрь, май.
Скрининговый тест школьной зрелости.
Для уточнения полученных результатов возможно использование теста Тулуз-Пьерона
Критерий воспитанности
Уровень воспитанности отслеживаем следующими способами:
- определяем педагогическим наблюдением
- проводим социометрическое исследование
2. Содержание тематического планирования программы
Каждый учебный год предусматривает доминантное развитие 5-6 блоков, которые заложены в учебно-тематическом планировании. Формирование внимания в блоках осуществляется поэтапно: - активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Структура занятия:
- Растяжка нормализует гипертонус и гипотонус мышц;
- Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие;
- Речевое задание для развития слухового восприятия (электронная версия);
- Упражнения с числовым рядом (методика Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной) – старшая группа
- Упражнения для развития мелкой моторики рук обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительные движений) и мышечных зажимов;
- Физкультминутка представляет собой игровую деятельность детей.
- Упражнения для развития способности к распределению внимания - корректоры
- Упражнения для развития устойчивости внимания - переплетенные линии, лабиринты.
- Упражнения для развития концентрации и объема внимания, умение ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.
- Упражнения для развития наблюдательности, формирование умения распределять внимание - прятки.
2.1 Тематическое планирование
1 год обучения (средняя группа)
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Материалы |
1 | Вводное занятие | 1 | Тестирование детей. Знакомство с материалами и оборудованием, техникой безопасности и правилами личной гигиены. | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей. |
2 | Ориентировка в пространстве, свойства предметов | 19 | Развиваем слуховое восприятие, расширяем словарный запас, активизируем в ответах детей различные части речи, развиваем чувствительность к слову, понятливость и наблюдательность. | Электронная версия речевых заданий для детей 1-19 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 1-7 Карандаши простой и цветные, ластик. |
3 | Нелепицы, нахождение недостающих деталей, работа в "зашумлённом" пространстве, группировка. | 10 | Учимся делить предметы на группы, называть группы предметов обобщающими словами, находить «лишний» предмет в группе, объяснять, почему он не подходит к остальным, развиваем зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, связную речь. | Электронная версия речевых заданий для детей 20-29 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 8-18 Карандаши простой и цветные, ластик. |
4 | Временные категории, сравнение групп предметов. | 15 | Развиваем способности к осмысленному запоминанию. Учимся классифицировать по заданному признаку, развиваем восприятие, внимание, логическое мышление. | Электронная версия речевых заданий для детей 30-44 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 19-25 Карандаши простой и цветные, ластик. |
5 | Общая осведомленность, словарный запас. | 10 | Учим находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Обучение соотношению по величине нескольких предметов. Развиваем зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, связную речь. | Электронная версия речевых заданий для детей 45-54 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 26-31 Карандаши простой и цветные, ластик. |
6 | Игры с буквами | 11 | Развиваем внимание и наблюдательность, формируем усидчивость, воображение, речь и такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, развиваем мелкую моторику рук. | Электронная версия речевых заданий для детей 55-65 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 32-38 Карандаши простой и цветные, ластик. |
7 | Формируем предпосылки логического мышления | 5 | Развиваем логическое мышление, внимание, связную речь, расширяем словарный запас, учим сравнивать и обобщать, закрепляем знания о классификации предметов. Тренируем сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой (переключение внимания), учимся прилагать волевое усилие к учебному процессу. | Электронная версия речевых заданий для детей 66-70 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 39-44 Карандаши простой и цветные, ластик. |
8 | Итоговое занятие
| 1 | Тестирование детей. Подведение итогов работы за год | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей |
2.2 Тематическое планирование
2 год обучения (старшая группа)
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Материалы |
1 | Вводное занятие | 1 | Тестирование детей. Знакомство с материалами и оборудованием, техникой безопасности и правилами личной гигиены. | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей. |
2 | Знакомство с числовым рядом | 10 | Цель: Совместное шаг за шагом выполнение действий по речевой инструкции взрослого: на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются психологом. Учим детей принимать учебную задачу, развиваем логическое мышление, внимание, связную речь, расширяем словарный запас, учим сравнивать, обобщать, закрепляем знания о классификации предметов. | Электронная версия речевых заданий для детей 1-10 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 1-18 Карандаши простой и цветные, ластик. |
3 | Числовой ряд в прямом порядке (таблицы Шульте) | 10 | Цель: Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе: на этом этапе педагог обучает умению работать по заданному образцу и по словесной инструкции, сличать результат с программой. | Электронная версия речевых заданий для детей 11-20 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 18-28 Карандаши простой и цветные, ластик. |
4 | Знакомство с множествами | 14 | Цель: Совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы. Развиваем слуховое и зрительное восприятие. | Электронная версия речевых заданий для детей 21-34 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 29-42 Карандаши простой и цветные, ластик. |
5 | Числовой ряд в обратном порядке | 20 | Цель: Самостоятельное выполнение действий по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Развиваем осознанность усвоения программного учебного содержания. | Электронная версия речевых заданий для детей 35-54 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 42-52 Карандаши простой и цветные, ластик. |
6 | Параллельные ряды | 16 | Самостоятельное выполнение действий по внутренней программе, перенос ее на новый материал, развиваем способность к преднамеренному запоминанию учебного материала. | Электронная версия речевых заданий для детей 55-70 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 53-61 Карандаши простой и цветные, ластик. |
7 | Итоговое занятие
| 1 | Тестирование детей. Подведение итогов работы за год | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей |
2.3 Тематическое планирование
3 год обучения (подготовительная группа)
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Материалы |
1 | Вводное занятие | 1 | Тестирование детей. Знакомство с материалами и оборудованием, техникой безопасности и правилами личной гигиены. | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей. |
2 | Общая осведомленность | 17 | Развитие слухового и зрительного восприятия, расширение словарного запаса, активизация в ответах детей различных частей речи, развитие чувствительности к слову, понятливости и наблюдательности, тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций, оптимизация тонуса мышц, расширение поля зрения, развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. | Электронная версия речевых заданий для детей 1-17 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 1-29 Карандаши простой и цветные, ластик. |
3 | Сенсорные эталоны и их использование (цвет, форма, величина), понимание количественных и качественных соотношений | 17 | Развитие сенсорных способностей детей, представлений об эталонах величины и их использовании, ориентировка в пространстве и на листе бумаги, учим сравнивать и обобщать, развиваем способности к распределению концентрации внимания, умение ориентироваться в своей работе на образец, копировать его. Формировать ситуацию успеха при должном прилежании ребенка, учиться тактично обращаться за помощью к педагогу и сверстнику. | Электронная версия речевых заданий для детей 18-34 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 30-51 Карандаши простой и цветные, ластик. |
4 | Логическое мышление | 18 | Развиваем понимание причинно-следсвенных связей и зависимостей в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений, стимулируем развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, развиваем свойства внимания, память, речь, воображение, мелкую моторику. Учим самостоятельно следить за качеством выполнения работы, устранять ошибки. | Электронная версия речевых заданий для детей 35-52 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 52-76 Карандаши простой и цветные, ластик. |
5 | Математические способности | 18 | Воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике, практических умений - измерительных, графических, решение элементарных задач и примеров. Развиваем глазомер, пространственное и логическое мышление, произвольное внимание, память, связную речь, мелкую моторику. | Электронная версия речевых заданий для детей 53-70 Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей 77-120 Карандаши простой и цветные, ластик. |
7 | Итоговое занятие
| 1 | Тестирование детей. Подведение итогов работы за год | Электронная версия диагностических заданий. Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей |
3. Материально-техническое обеспечение программы
- Материалы и инструменты:
- Компьютер, принтер
- Бумага для принтера
- Цветные и простые карандаши, ластик
- Пластиковые конверты для детских работ
- Магнитная доска с аксессуарами
- Магнитные буквы и цифры
4. Список печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов
- Электронный вариант речевых заданий для детей средней, старшей и подготовительной группы в объёме 72 занятий.
- Набор рабочих листов с игровыми упражнениями для детей
- Рабочая тетрадь «Математические раскраски» - Т.К. Бондарь / Киров, 2011г./
- Набор дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста
- Комплекс упражнения для оптимизации тонуса мышц.
- Комплекс дыхательных упражнений.
- Комплекс глазодвигательных упражнений.
- Комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
5. Литература и периодические издания:
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа внимания» - М.: Теревинф, 2004г.
А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», М.:Сфера, 2003 г.
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» », М.:Сфера, 2002 г.
Справочник педагога-психолога №№2,3 - 2013 г.
«Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ»
С.Е.Гаврина, Н.Л..Кутявина, И.Г. Топоркова «Логика» М. :Библиотека И.Резника, ОЛМА-ПРЕСС,2002.
И.Светлова «Логика» - М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001 г.
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина и др. «Логика» учебное пособие - М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000 г
И. Светлова «Сравни и измерь» - М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001 г.
Н.Гатанова, Е.Тунина «Развиваю внимание» - СПб: Издательство «Питер», 2000г.
Ю.Б.Гатанов и др. «Энциклопедия подготовки ребенка к школе». Для детей 5-6 лет и старше. - СПб.: Издательский дом «Нева»; 2004г.
Е.А.Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» - М.: Аквариум, 1997г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ПОДВОДНОМ МИРЕ
- Для начала пальчиковая гимнастика
Рыбки
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Догадайся по описанию, в какое время года это происходит:
- Часто моросит мелкий дождь, на деревьях пожелтели листья, перелетные птицы улетают в теплые края, дети пошли в школу.
- Ярко светит солнце, цветут цветы, дети купаются, загорают, поспевают ягоды и грибы.
- Становится теплее, тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется первая зеленая травка.
- Наступают холода, выпадает снег, дети катаются на санках и на лыжах.
Ответь на вопросы:
Что больше: море или океан, река или ручей?
Как называется несолёная вода? (пресная)
Сколько ног у осьминога?
Назови самое большое млекопитающее, живущее в воде? (кит)
Как называется много-много рыб? (косяк)
Зачеркни буквы л и ф. Будь внимателен!
л ф
ф а ы в а п р о л д ж я б ч ь с т м и а п к е у н ц г й ш щ з ф д ы л в о с т а р м н и е п с м ч к а ы с у м п в ч р а о м ь с т и ь о ю л ж г щ у
Подумай
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сколько всего рыб и птиц?)
3 рыбака съедят за три дня трёх щук. За сколько дней 10 рыбаков съедят десять щук?
Хитрые примеры
Что лишнее?
Лягушка, ёрш, ящерица, крокодил
Хек, лещ, форель, медуза
Река, ручей, редиска, водопад
Саша собирает красивые камни на берегу реки. Помоги ему: продолжи ряд и раскрась большие камни – зелёным цветом, маленькие – синим.
Соедини точки по порядку и ты узнаешь, кто стал новым другом детей.
Какая улитка ползёт выше других.
Реши примеры.
Предварительный просмотр:
В ГОСТЯХ У ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Для начала пальчиковая гимнастика
Апельсин
Сжимаем кулачок
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Поочерёдно разгибаем по одному пальчику.
Это долька для ежа
Это долька для стрижа
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Эта долька для бобра,
Показать пустую ладошку.
А для волка кожура.
Он сердит на нас беда
Разбегайся кто куда
Подумай и объясни.
Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька тихонько бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?
Зачеркни буквы д и ц. Будь внимателен!
д ц
б д ф а ы в а п ц р о л н ж я б ц ц ч ь с т м и а п к е у д д н ц н г й ш щ ц з ф д ы л в о с т а р м н и е п с д м ч к а д ы с у м п в ч ц н д р а о
Подумай
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе козёл.
С женой худой и строгой,
Козою длинноногой.
Петух явился боевой
За петухом – наседка,
И в мягкой шали пуховой
Пришла свинья-соседка.
Пересчитай скорей
Всех кошкиных гостей!
Сидят три собаки. Напротив каждой собаки две собаки. Сколько всего собак?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Хитрые примеры
Что лишнее?
Волк, коза, лиса, медведь
Ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок
Овца, коза, собака, саранча
Продолжи ряд. Раскрась треугольники так, чтобы голубой был между коричневым и зелёным, а коричневый треугольник справа от голубого.
Соедини точки по порядку и ты узнаешь, кто спешит в гости к детям.
Какой цветок Маша посадила раньше других?
Какая птица летит ниже других?
Реши примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет
Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...
Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Программа кружковой работы...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
Программа по познавательному развитию детей с ОВЗ с помощью игровой программы с видеобиоуправлением "ТИМОККО"
Современное образование нацелено на создание специальных условий обучения и воспитания для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Поэтому одним из ср...