ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
рабочая программа на тему
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornitsa.docx | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»
_______________________ Л.В.Пономарева
Приказ №____ от «____» __________2018г.
ПРОГРАММА
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
на 2018 – 2019 учебный год
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ____ 2018 г.
Воспитатель
Сироткина Н.Ю.
г. Нижневартовск, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2 | Планируемые результаты | 5 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 5 |
1.4 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
| ||
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей | 8 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 9 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
| ||
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 10 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 10 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 11 |
3.4.1 | Учебный план | 11 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 11 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей | 12 |
4. | Перечень литературных источников | 17 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
Последовательное приобщение обучающихся к традиционной народной культуре не только через образовательные, но и через парциальные программы позволяет детям усвоить традиционные ценности и нормы, содействует развитию умения приобщать к ценностям народной культуры своих сверстников, оказывать влияние на окружающих, воплощая привлекательную модель поведения, отражающую национальные традиции и обычаи.
Понятно, что человек третьего тысячелетия не сможет и не должен вернуть себе фольклорное мышление прошлых веков, даже на короткое время полностью уподобиться своим далеким предкам. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками.
В настоящее время не существует единой общегосударственной программы по формированию у детей нравственно-патриотического воспитания, нет разработанных диагностических инструментариев. Знания детям даются с использованием различных методик и рекомендаций. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.
Программа «Радуга» (Т.Н. Дороновой), ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. Формирование бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре - основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга». Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития; реализация регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей. Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы «Радуга» рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
Изучив социально-образовательный заказ государства в области образования и осознав проблемы периода становления личности ребенка в области нравственно-патриотического воспитания, а та же опираясь в своей работе на следующие программы «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л. В., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая, была разработана программа «Горница».
Программа «Горница» рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет):
Настоящая программа дополняет содержание образовательной области «Познание» программы «Радуга». Целью образовательной области является: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы «Горница» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.
Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программы развития МБДОУ на 2015-2020гг.
Срок реализации Программы – 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
- Цель и задачи Программы
Цель:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
- развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание коллективизма;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
- расширение кругозора дошкольников;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
- ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
- создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
- ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
- овладение подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными);
- обучение народным играм, праздничным обрядам
- Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
3)Интеграция детских деятельностей
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
Основные принципы построения программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
- Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
- Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
- Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
- Планируемые результаты
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины,
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
- Повышению интереса к изучению русской народной культуры.
- Формированию необходимого минимума исторических знаний.
- Формированию чувства национального достоинства.
- Пополнению знания воспитанников о декоративно – прикладном искусстве Руси.
- Расширению знаний о традициях русского народа.
- Возникновению интереса и желания изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
- Характеристика особенностей развития детей
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитие изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
- Содержательный раздел
Система педагогического взаимодействия
- Организованное обучение
- Совместная деятельность взрослого с ребенком
- Самостоятельная деятельность детей.
Программа рассчитана на 1 годичный срок обучения.
Учебная программа «Горница» разработана на основе методических рекомендаций Т.В.Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон, С.В.Соколовой, О.М.Жихаревой.
ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.
ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». М, 2003г.
Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий по памяти, занятий по развитию речи, изобразительной деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
- заучивание стихов и загадок о природе, явлениях природы;
- посещение цирковых представлений и т.д.;
- работа со схемами;
- создание поделок и рисунков;
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- создание книг – самоделок;
- подвижные и хороводные игры;
- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их;
- пополнение Горницы предметами русского быта.
Совместная деятельность детей и родителей:
Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.
- Просмотр передач о культуре русского быта
- Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян
- Придумывание характерного образа, костюма.
- Нахождение дополнительной информации о культуре русского быта
- Создание альбома о культуре русского быта
- Отгадывание загадок
III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности
3.1.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре | групповая | 16 | 30 | 2 | 8 | 64 |
3.1.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по приобщению к истокам русской народной культуре | Вторник Четверг Понедельник Пятница | 1,3 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 2,4 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 | Воспитатель первой квалификационной категории |
- Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре
№ занятия/неделя | Тематика | Цель | Время проведения |
1 | Занятие-игра В гостях у Хозяюшки | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | 30 |
2 | Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок». | Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень». | 30 |
3 | Занятие-игра Милости просим в нашу избу | Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. | 30 |
4 | Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) | Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. | 30 |
5 | Занятие-игра Мир старинных вещей | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | 30 |
6 | Занятие-игра Хлеб - всему голова | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба. | 30 |
7 | Занятие-игра «Деревня – деревянный мир» | Познакомить детей с жилищем | 30 |
8 | Занятие-игра Что о себе расскажет посуда | Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек | 30 |
9 | Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение» | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | 30 |
10 | Викторина Бабушкин сундук | Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | 30 |
11 | Занятие-игра Живая старина (утварь) | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. | 30 |
12 | Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки | Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. | 30 |
13 | Занятие-игра Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. | 30 |
14 | Занятие-игра Колыбельная песня | Продолжить знакомить с детским фольклором. | 30 |
15 | Занятие-игра «Русская баня» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. Обогащать словарь детей. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Презентация «Русская баня» | 30 |
16 | Занятие-игра «Свой дом краше всего» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. | 30 |
17 | История праздника «Святки» | Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре | 30 |
18 | Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды» | 30 |
19 | Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки) | Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
10 | «Народные промыслы» | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. | 30 |
21 | Занятие-игра Матрешка | Обогащать словарь детей. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
22 | Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки. | Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли, Обогащать словарь детей. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
23 | Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье | Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
24 | Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло» | Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы. | 30 |
25 | Занятие-игра Хозяйкины помощницы | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | 30 |
26 | Что за праздник – «Масленица»? | Познакомить детей с национальным праздником «Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность | 30 |
27 | Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар» | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» | 30 |
28 | Занятие-игра От лучинки до электрической лампы | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | 30 |
29 | «Благовещенье» | Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность | 30 |
30 | Занятие-игра Животные в славянской мифологии | Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей». Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
31 | Частушки, заклички, дразнилки | Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» | 30 |
32 | Занятие-игра Хороводные игры | Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
33 | «Мой род – моя крепость» | Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи. | 30 |
34 | Игрушки детей в старину | Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | 30 |
35 | Дружба и братство дороже богатства | Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. | 30 |
36 | Люби свой край и воспевай | Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре. | 30 |
4. Перечень литературных источников
Шнуровозова Татьяна Владимипровна. 100 самых красивых фигурок из бисера. - Владис, Рипол Классикozon.ru. 2009.
- Лындина Ю. Фигурки из бисера» - М.: Культура и традиции, 2005.
- Носырева Т. Игрушки и украшения из бисера.- М.: АСТ, Астрель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...
Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"
Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...