Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мажура Юлия Михайловна

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”

 

 

БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ РАЗРЕШАЕТСЯ”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере  «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”

ЗАДАЧИ.

  • Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в поезде.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о способах и особенностях передвижения человека на железной дороге.
  • Объяснить правила поведения в поезде.
  • Сформировать понимание того, что основной принцип поведения в поезде - это вести себя скромно, никому не причинять беспокойства, не мешать.
  • Закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений.
  • Отработать приставочные глаголы, развивать связную речь, способствовать совершенствованию двигательных навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, 3 кегли (красная, желтая, зеленая), набор картинок(15х20 см) с изображениями предметов, используемых на железной дороге.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Ребята, я знаю, как вы любите путешествовать, и мы сегодня отправляемся в дальний путь на поезде. Давайте поедем все вместе. Сколько вагонов в этом случае нам понадобится?

Дети. Один.

Воспитатель. Скажите, почему поезда называют составами?

Дети. Поезда составляют из разного количества вагонов.

Воспитатель. Но прежде, чем отправимся в путь, нужно взять билеты.

Где мы покупаем билеты?

Дети. В железнодорожной кассе.

Воспитатель. Надя, будет кассиром, а мы будем покупать билеты в кассе.

Как ты, Вова, обратишься к кассиру?

(ответы детей. Все покупают билеты)

Воспитатель. Билеты у нас на руках. Что указано в билете?

Дети. Время отправления поезда и маршрут.

Воспитатель. А можно немножко опоздать на поезд?

Дети. Нет, поезд отправляется точно по расписанию.

Воспитатель. А теперь подходим к поезду.

Управляет поездом?

Дети. Машинист.

Воспитатель. Правильно. А промогает ему помошник машиниста.

Машинистом у нас будет Дима, а помощником машиниста -Слава.

Воспитатель. А вы знаете, что находится в вагоне? Я знаю, что некоторые ребята ездили в поезде дальнего следования и знают, как устроен вагон поезда.

Дети. Он разделен на небольшие комнаты - купе, в каждом из которых едет по четыре человека. Вагон ещё может быть плацкартным.

Воспитатель. Двери поезда открыты, возле дверей, на платформе, стоит проводник.

Дети. Хозяин  вагона - проводник.

Воспитатель. Проводником у нас будет Алина.

Проводник. Ваши билеты(дети показывают билеты). Проходите, занимайте свои места.

(дети проходят по вагону)

Воспитатель. Располагайтесь, вешайте свою одежду, вещи положите в багажный отсек.

Каждый пассажир занимает то место в вагоне, которое указано в билете.

И прежде, чем поезд тронется, давайте вспомним правила поведения в поезде:

- не кричать;

- не бегать по вагону;

- не ссориться;

- не мешать попутчикам;

- не высовываться из окон;

- не бросать мусор в окна;

- не стоять на подножках;

- не прислоняться к дверям;

- не открывать наружные двери;

- при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки

- сидений;

- без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.

Проводник. Поезд отправляется.

Воспитатель. А чем можно заняться во время движения поезда?

Дети. Можно почитать, посмотреть книгу, которую взяли перед отъездом; поиграть в настольные игры “Танграм”, ”Мозаику”, ”Лото”, ”Колумбово яйцо”, “Кубик-Рубик” и т. д. (проводится игра “Сложи картинку ”)

Воспитатель. А я предлагаю поиграть в дидактическую игру “Города ”

(вспоминают правила игры)

Дети. Мы устали сидеть, давайте разомнемся.

Проводится физкультмину ка “Мы устали, засиделись”

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.

(повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!

(приседания.)

И в последний раз присели,
А теперь на место сели.

(дети садятся.)

Проводник. Остановка поезда.

Воспитатель. Прежде чем выйти, нужно спросить у проводника, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, то не отходите от своего вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда.

(дети выходят из поезда. )

Воспитатель. Я знаю замечательную игру “Светофор”. Напомните мне, что означают сигналы светофора. (ответы детей. )

Встаньте в колонну по одному.

Воспитатель. Если свет зажегся красный, значит двигаться…

Дети. Опасно.

Воспитатель. Свет зеленый говорит: “Проходите, путь …

Дети. Открыт.

Воспитатель.

Желтый свет – предупрежденье -

Жди сигнала для…

Дети. Движения.

(на зеленый сигнал светофора дети идут в обход по группе. Когда желтый - хлопают в ладоши, продолжая ходьбу. Когда красный - замирают на месте неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, становится позади колонны. )

Проводник. Стоянка окончена.

Воспитатель. Едем дальше.

Проводник. Всем ребятам угощенье за хорошее поведенье!

(дети пьют чай с печеньем, благодарят проводника. )

Воспитатель. А теперь настало время интересных историй.

(дети рассказывают веселые истории. )

Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно. Путешествие наше закачивается, мы прибыли к месту назначения. Не забывайте свои вещи.

(дети благодарят проводника и выходят из вагона. )

БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ РАЗРЕШАЕТСЯ”

Задачи.

Обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, объяснить правила поведения в поезде.

Упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, совершенствовать двигательные навыки.

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь.

Оборудование. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, сказочные персонажи “Три медведя”, кассета с записью музыкальных фрагментов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме “Железная дорога”, беседа на тему: “Железная дорога - детям не игрушка”.

ХОД БЕСЕДЫ

Воспитатель. Ребята, посмотрите на наш зал. Мы с вами находимся на платформе железно дорожного вокзала, ожидаем поезд, чтобы отправиться в путешествие, подальше - от унылой бесснежной зимы. Но поедем мы не одни, а вместе с героями сказки “Три медведя”. Мишутка первый раз в поезде и медведица хочет показать ему, как вести себя в поезде, что можно и что нельзя.

Давайте посмотрим, как Настасья Петровна будет учить Мишутку (медвежонок пытается пройти в вагон без билета).

Медведица: Нельзя так делать, отдай свой билет проводнику.

(Мишутка отдает билет и пытается войти в поезд через окно)

Медведица: Нет, в вагон проходят через дверь.

Ребенок:

Я в окно не залезаю,
Я не птица, не летаю.
Упаду - не полечу,
Шишку на лоб получу.

(все заходят в вагон, занимают свои места)

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами?

Дети. Верхнюю одежду нужно повесить, остальное убрать в багажный отсек.

Воспитатель. Правильно, в вагоне должен быть порядок.

(Мишутка разбрасывает игрушки)

Медведица.

Милый мой Мишутка,
Убери игрушку.
Об нее споткнешься,
Слез не оберешься.

Воспитатель. Не хочет Мишутка убирать игрушки. Надо помочь ему. А ты, Мишутка, запомни, что в поезде должно быть все на своих местах.

(медвежонок “пытается” сунуть лапу в электрическую розетку)

Медведица.

Запомни, мой мальчик,
Не суй в розетку пальчик.
Там живет его величество -
Колючее, злое электричество.

Воспитатель. А вы, ребята, будете трогать розетку? Кто живет в розетке? (ответы детей).

Ребята. А давайте поиграем!

(дети играют в лото, конструктор “лего”, рассматривают книги ит.д. медвежонок вытаскивает ножницы).

Медведица.

Ножницы стригут отлично,
Но и колются прилично.
Не играйте ножницами
С острыми концами.

Воспитатель. А вы, ребята, как думаете, права медведица? (ответы детей).

Медведица.

Поезд замедляет ход.
Остановка всех нас ждет.

(все выходят из вагона, медвежонок бежит, всех толкает, кричит)

Медведица.

Тише, медвежонок, тише
В поезде не толкаются, не кричат.
От такого крика уши заболят.

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. В поезде нужно вести себя спокойно, не кричать, не толкаться, ведь можно упасть и сбить с ног другого человека. Если вы будете громко кричать, от вашего крика заболит голова у старой бабушки или вы разбудите спящего малыша.

Подвижная игра “У медведя во бору”.

Дидактическая игра “Что делает”.

Воспитатель. Поезд отправляется. Все по вагонам.

(пассажиры садятся в вагон, а Мишутке хочется еще погулять и он “срывает” стоп-кран.)

Медведица.

Будь внимателен, сынок,
Стоп-кран не игрушка,
А ты не игрок.

Мишутка. А кто я?

Дети. Ты-пассажир. И без особой надобности нельзя срывать стоп-кран - это отвлекает, беспокоит машиниста поезда, мешает ему работать, задерживает поезд в пути.

Мишутка. (кричит): Я хочу чаю!

Медведица.

Ты, Мишутка, не кричи,
А культурно попроси.
Вежливо скажи: “ Пожалуйста”,
Проводница не откажется.
Всех нас чаем угостит
И к другим скорей спешит.

(все “пьют” чай.)

Медведица.

Сиди смирно на диване -
Горяченный чай в стакане

(чай проливается, медвежонок обжигается).

Воспитатель. Ребята, кого позовем на помощь?

Дети. Проводника, ведь она хозяйка вагона, у нее есть медицинская аптечка слекарствами, она поможет всем больным.

Помогают Мишутке, он продолжает “пить” чай и бросает конфетную обертку в окно.)

Медведица. Правила поведения в поезде соблюдай:

В окно не выглядывай и ничего в них не бросай!

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. Брошенный предмет может попасть в окно следующего вагона и поранить человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

Инновационный познавательный проект по ранней профориентации дошкольников старшего возраста "Калейдоскоп профессий"

В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чт...

Конспект занятия по ранней профориентации дошкольников "Путешествие в город Профессий"

Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной (в соответствии с ФГОС),цель которой – социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.Цель...

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...