Инновационный познавательный проект по ранней профориентации дошкольников старшего возраста "Калейдоскоп профессий"
проект (старшая группа)
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чтение художественной литературы. Представлен материал для работы с родителями воспитанников старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный проект по ранней профориентации старших дошкольников "Калейдоскоп профессий" | 912.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий»
Автор проекта:
Кулясова Анна Викторовна
воспитатель МБ ДОУ
Ильинского детского сада
с. Ильинское
2019г.
Краткая аннотация проекта
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чтение художественной литературы. Представлен материал для работы с родителями воспитанников старшей группы.
Пояснительная записка
Актуальность
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. Даже взрослым иногда бывает непросто ориентироваться во всем многообразии профессий. Как же помочь ребёнку разобраться в потоке такой информации? Как помочь выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем она смогла приносить ему радость? У человека практически все личностные качества закладываются с детства и профессиональная направленность в том числе. Но ранняя профориентация дошкольников заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем, познакомив ребенка с различными видами труда. Поэтому знакомство с разнообразием профессий необходимо начинать уже в дошкольном возрасте через доступные дошкольникам формы познания.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий ближнего окружения, с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают систематически. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в разных видах деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, я убедилась, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о разнообразии профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель: формирование ранней профориентации детей старшего возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
- создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
- разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
- обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Задачи для детей:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
Задачи для семей воспитанников:
- побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
- оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дошкольники 5-7 лет;
- семьи воспитанников.
Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей: 01.09.2019 г. – 31.05. 2020г.
Реализация проекта: 01.01.2019 – 31.05.2020 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2020 – 31.05.2020 г.
Ожидаемый результат:
- сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
- сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Этап практической реализации проекта.
- Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-встречи с представителями различных профессий
-организованная образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали проявлять уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование |
Сентябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Мультимедийное оборудование, презентация Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: на прачке, на кухне.
Подготовка и проведение праздника к дню дошкольного работника |
октябрь | «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсии в ФАП, сюжетно-ролевая игра «Больница». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет» |
«Отдел полиции» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | Форма проведения: встреча и беседа с участковым, ООД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», | Полицейские принадлежности: фуражка, жезл, полицейская игрушечная машина, художественная литература по теме, детские рисунки и пр. | |
ноябрь | «Музыкант» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности музыкального руководителя. | Форма проведения: Встреча с интересным человеком- Резоновым П.И., бывшим музыкальным руководителем ДОО. Основные понятия: музыка, музыкант, ноты, гармонь и т.п. | Атрибуты для танцев и музыкальное сопровождение к концерту, подарки ветерану |
декабрь | «Почтальон» | Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Форма проведения: экскурсия на почту. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» |
«Строитель» | Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Форма проведения: ООД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень | Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка», «Три поросенка». Картинки с изображением домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов. | |
Январь | «Фармацевт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку. Сюжетно-ролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека» |
Февраль | «Пожарная часть» | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Форма проведения: беседа с папой Артема Ш. Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара |
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Форма проведения: ООД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | -картины, с родами войск фотографии; -военное обмундирование --фильм о Российской Армии. | |
март | «Домохозяйка» | Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, | Мультимедийное оборудование, презентация. |
«Парикмахер» «Косметолог» | Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» | |
апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа. | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация |
май | «В мире профессий» Диагностика «Представления о труде взрослых» | Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых | Форма проведения: ООД. Основные понятия: названия профессий, труд. | Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности врача, полицейского, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование. |
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям (из интернет источников)
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Вопросы Код ребенка | |||||||||||||||||||||
Перечисли, какие профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы? | |||||||||||||||||||||
Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какую пользу для общества приносят полицейские? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать полицейский? | |||||||||||||||||||||
Кого называют военнослужащими? | |||||||||||||||||||||
Какие военные профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать военнослужащий. | |||||||||||||||||||||
Как называют врача лечащего детей? | |||||||||||||||||||||
Кто помогает врачу лечить больных? | |||||||||||||||||||||
Какие инструменты нужны врачу для работы? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа парикмахера? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа фармацевта? | |||||||||||||||||||||
Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа музыканта? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать музыкант? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа домохозяйки? | |||||||||||||||||||||
Кто работает на почте? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа почтальона? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать учитель? | |||||||||||||||||||||
Кому принадлежат данные инструменты: 1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику) 2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее) 3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю) 4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику) 5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику) | |||||||||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. | |||||||||||||||||||||
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
Навыки не сформированы- 0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
Частично сформированы- 1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
Сформированы полностью- 2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Реализация проекта
«Калейдоскоп профессий»
В МБ ДОУ Ильинском детском саду
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. Даже взрослым иногда бывает непросто ориентироваться во всем многообразии профессий. Как же помочь ребёнку разобраться в потоке такой информации? Как помочь выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем она смогла приносить ему радость? Чтобы ответить на эти вопросы и познакомить детей с разнообразием профессий, мной был разработан и реализован социальный проект «Калейдоскоп профессий».
Одной из приоритетных задач при ознакомлении с профессиями является знакомство с максимальным количеством профессий. Поэтому знакомство детей с миром профессий я начала со знакомства с профессиями ближнего окружения, с профессиями родителей и людей, чей труд дети наблюдают регулярно.
Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, я убедилась, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о разнообразии профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мной был разработан педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель: формирование ранней профориентации детей старшего возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- побуждать родителей воспитанников к активному участию в проекте;
Участники проекта:
- воспитатели;
- дошкольники 5-7 лет;
- семьи воспитанников.
Работа по проекту предполагала разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
Большое внимание при реализации проекта я уделяла сюжетно-ролевым играм, так как ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники отражали содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).
Одной из эффективных форм работы с детьми являются экскурсии, а также виртуальные экскурсии для знакомства дошкольников с миром профессий. Давно и плодотворно мы сотрудничаем с детской библиотекой, которую мы с большим удовольствием посетили и в рамках проекта. Библиотекарь охотно рассказала о своей работе, подобрала для детей нужную литературу, подготовила интересные конкурсы и викторины. Выступления о разных профессиях (космонавтах, писателях, герое-земляке В.И.Кочетове и др.) вызвали у дошкольников неподдельный интерес. Не менее интересно и познавательно прошла экскурсия на ФАП, где дети с волнением и любопытством слушали о работе фельдшера, рассматривали медицинские инструменты и оборудование.
Также в рамках проекта мной был организован цикл встреч с интересными людьми, так дети ближе познакомились с профессией музыканта, услышали как звучит гармошка, послушали живую музыку в исполнении ветерана педагогического труда. Еще одной волнительной и познавательной была встреча с участковым, который напомнил дошкольникам о правилах безопасности на улице и дома.
III этап (итоговый): анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем ориентируясь не только на профессии своих родителей, но и на профессии представителей разных сфер деятельности. Дети стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали проявлять уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Перспективы развития проекта
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить знания наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования по ранней профориентации. Данную работу необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру. Важно показать ребенку, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Список литературы.
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4.Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...
Проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий", подготовительная группа
ПРОЕКТпо ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» Старшая группа...
Проект по ранней профориентации дошкольников. «В мире профессий»
Проект по ранней профориентации дошкольников.«В мире профессий» (младший дошкольный возраст) Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности д...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Годовой проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий" старшая группа
Проект "В мире профессий"...