Инновационный познавательный проект по ранней профориентации дошкольников старшего возраста "Калейдоскоп профессий"
проект (старшая группа)
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чтение художественной литературы. Представлен материал для работы с родителями воспитанников старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 912.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий»
Автор проекта:
Кулясова Анна Викторовна
воспитатель МБ ДОУ
Ильинского детского сада
с. Ильинское
2019г.
Краткая аннотация проекта
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чтение художественной литературы. Представлен материал для работы с родителями воспитанников старшей группы.
Пояснительная записка
Актуальность
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. Даже взрослым иногда бывает непросто ориентироваться во всем многообразии профессий. Как же помочь ребёнку разобраться в потоке такой информации? Как помочь выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем она смогла приносить ему радость? У человека практически все личностные качества закладываются с детства и профессиональная направленность в том числе. Но ранняя профориентация дошкольников заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем, познакомив ребенка с различными видами труда. Поэтому знакомство с разнообразием профессий необходимо начинать уже в дошкольном возрасте через доступные дошкольникам формы познания.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий ближнего окружения, с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают систематически. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в разных видах деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, я убедилась, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о разнообразии профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель: формирование ранней профориентации детей старшего возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
- создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
- разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
- обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Задачи для детей:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
Задачи для семей воспитанников:
- побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
- оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дошкольники 5-7 лет;
- семьи воспитанников.
Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей: 01.09.2019 г. – 31.05. 2020г.
Реализация проекта: 01.01.2019 – 31.05.2020 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2020 – 31.05.2020 г.
Ожидаемый результат:
- сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
- сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Этап практической реализации проекта.
- Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-встречи с представителями различных профессий
-организованная образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали проявлять уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование |
Сентябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Мультимедийное оборудование, презентация Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: на прачке, на кухне.
Подготовка и проведение праздника к дню дошкольного работника |
октябрь | «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсии в ФАП, сюжетно-ролевая игра «Больница». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет» |
«Отдел полиции» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | Форма проведения: встреча и беседа с участковым, ООД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», | Полицейские принадлежности: фуражка, жезл, полицейская игрушечная машина, художественная литература по теме, детские рисунки и пр. | |
ноябрь | «Музыкант» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности музыкального руководителя. | Форма проведения: Встреча с интересным человеком- Резоновым П.И., бывшим музыкальным руководителем ДОО. Основные понятия: музыка, музыкант, ноты, гармонь и т.п. | Атрибуты для танцев и музыкальное сопровождение к концерту, подарки ветерану |
декабрь | «Почтальон» | Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Форма проведения: экскурсия на почту. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» |
«Строитель» | Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Форма проведения: ООД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень | Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка», «Три поросенка». Картинки с изображением домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов. | |
Январь | «Фармацевт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку. Сюжетно-ролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека» |
Февраль | «Пожарная часть» | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Форма проведения: беседа с папой Артема Ш. Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара |
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Форма проведения: ООД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | -картины, с родами войск фотографии; -военное обмундирование --фильм о Российской Армии. | |
март | «Домохозяйка» | Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, | Мультимедийное оборудование, презентация. |
«Парикмахер» «Косметолог» | Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» | |
апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа. | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация |
май | «В мире профессий» Диагностика «Представления о труде взрослых» | Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых | Форма проведения: ООД. Основные понятия: названия профессий, труд. | Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности врача, полицейского, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование. |
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям (из интернет источников)
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Вопросы Код ребенка | |||||||||||||||||||||
Перечисли, какие профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы? | |||||||||||||||||||||
Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какую пользу для общества приносят полицейские? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать полицейский? | |||||||||||||||||||||
Кого называют военнослужащими? | |||||||||||||||||||||
Какие военные профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать военнослужащий. | |||||||||||||||||||||
Как называют врача лечащего детей? | |||||||||||||||||||||
Кто помогает врачу лечить больных? | |||||||||||||||||||||
Какие инструменты нужны врачу для работы? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа парикмахера? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа фармацевта? | |||||||||||||||||||||
Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа музыканта? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать музыкант? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа домохозяйки? | |||||||||||||||||||||
Кто работает на почте? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа почтальона? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать учитель? | |||||||||||||||||||||
Кому принадлежат данные инструменты: 1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику) 2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее) 3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю) 4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику) 5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику) | |||||||||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. | |||||||||||||||||||||
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
Навыки не сформированы- 0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
Частично сформированы- 1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
Сформированы полностью- 2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Реализация проекта
«Калейдоскоп профессий»
В МБ ДОУ Ильинском детском саду
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. Даже взрослым иногда бывает непросто ориентироваться во всем многообразии профессий. Как же помочь ребёнку разобраться в потоке такой информации? Как помочь выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем она смогла приносить ему радость? Чтобы ответить на эти вопросы и познакомить детей с разнообразием профессий, мной был разработан и реализован социальный проект «Калейдоскоп профессий».
Одной из приоритетных задач при ознакомлении с профессиями является знакомство с максимальным количеством профессий. Поэтому знакомство детей с миром профессий я начала со знакомства с профессиями ближнего окружения, с профессиями родителей и людей, чей труд дети наблюдают регулярно.
Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, я убедилась, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о разнообразии профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мной был разработан педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель: формирование ранней профориентации детей старшего возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- побуждать родителей воспитанников к активному участию в проекте;
Участники проекта:
- воспитатели;
- дошкольники 5-7 лет;
- семьи воспитанников.
Работа по проекту предполагала разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
Большое внимание при реализации проекта я уделяла сюжетно-ролевым играм, так как ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники отражали содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).
Одной из эффективных форм работы с детьми являются экскурсии, а также виртуальные экскурсии для знакомства дошкольников с миром профессий. Давно и плодотворно мы сотрудничаем с детской библиотекой, которую мы с большим удовольствием посетили и в рамках проекта. Библиотекарь охотно рассказала о своей работе, подобрала для детей нужную литературу, подготовила интересные конкурсы и викторины. Выступления о разных профессиях (космонавтах, писателях, герое-земляке В.И.Кочетове и др.) вызвали у дошкольников неподдельный интерес. Не менее интересно и познавательно прошла экскурсия на ФАП, где дети с волнением и любопытством слушали о работе фельдшера, рассматривали медицинские инструменты и оборудование.
Также в рамках проекта мной был организован цикл встреч с интересными людьми, так дети ближе познакомились с профессией музыканта, услышали как звучит гармошка, послушали живую музыку в исполнении ветерана педагогического труда. Еще одной волнительной и познавательной была встреча с участковым, который напомнил дошкольникам о правилах безопасности на улице и дома.
III этап (итоговый): анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем ориентируясь не только на профессии своих родителей, но и на профессии представителей разных сфер деятельности. Дети стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали проявлять уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Перспективы развития проекта
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить знания наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования по ранней профориентации. Данную работу необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру. Важно показать ребенку, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Список литературы.
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4.Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-575649-1422793027.jpg)
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-550800-1582267206.jpg)
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1022447-1637591090.jpg)
Проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий", подготовительная группа
ПРОЕКТпо ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» Старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572660-1422179752.jpg)
Проект по ранней профориентации дошкольников. «В мире профессий»
Проект по ранней профориентации дошкольников.«В мире профессий» (младший дошкольный возраст) Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027096-1522568295.jpg)
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/18/picture-1477589-1687109180.png)
Годовой проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий" старшая группа
Проект "В мире профессий"...