Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
методическая разработка на тему
Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.
Наш детский сад входит в систему образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги», поэтому в соответствии с «Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» одним из направлений моей работы является ранняя профориентация дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. Естественно, что сюжетно-ролевая игра является основной формой работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta_syuzhetno-rolevye_igry_2016.docx | 74.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 ОАО «РЖД»
Обобщенный педагогический опыт
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Черникова Ю.В.
2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Информация об опыте | 3 |
1.1 | Тема опыта | 3 |
1.2 | Сведения об авторе | 3 |
2. | Описание опыта | 3 |
2.1 | Введение | 3 |
2.2 | Условие возникновения, становления опыта | 4 |
2.3 | Актуальность опыта | 4 |
2.4 | Ведущая педагогическая идея | 4 |
2.5 | Цели и задачи работы | 4 |
2.6 | Новизна опыта | 5 |
2.7 | Адресная направленность | 5 |
2.8 | Участники опыта | 5 |
2.9 | Длительность опыта | 5 |
2.10 | Ожидаемые результаты | 6 |
2.11 | Теоретическая база опыта | 6 |
3. | Технология работы по формированию ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с помощью сюжетно-ролевых игр | 9 |
4. | Оценка результатов опыта | 19 |
5. | Заключение | 22 |
6. | Список литературы | 23 |
7. | Приложения | 25 |
- Информация об опыте
- Тема опыта: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта».
- Информация об авторе:
Автор: Черникова Юлия Владимировна
Год рождения: 1974г.
Образование: высшее.
Педагогический стаж: 21 год.
Место работы: Честное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 ОАО «РЖД».
Должность: воспитатель.
Квалификационная категория: высшая квалификационная категория.
- Описание опыта
2.1 Введение
Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить.
А.М.Горький.
Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.
Наш детский сад входит в систему образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги», поэтому в соответствии с «Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» одним из направлений моей работы является ранняя профориентация дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. Естественно, что сюжетно-ролевая игра является основной формой работы в этом направлении.
2.2 Условие возникновения, становления опыта
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой, которую я использую в своей работе, ознакомление с трудом взрослых занимает не так много места. А работа по профориентации на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Конечно, реализовывать эту работу можно через НОД, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то естественным будет формировать представления о профессиях на железнодорожном транспорте через сюжетно-ролевые игры.
2.3 Актуальность опыта
Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.
- Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности.
- Одним из эффективных средств социализации личности ребёнка дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых.
- Интерес детей к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
- Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.
2.4 Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
2.5 Цели и задачи работы
Цель - определения влияния сюжетно-ролевой игры на приобщение
дошкольников к миру профессий железнодорожного транспорта.
Исходя из цели работы, определены следующие основные задачи:
- Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника;
- Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в формировании знаний о профессиях железнодорожников и общественной значимости труда работников на железной дороге;
- Определить и создать условия, способствующие развитию ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры дошкольников;
- Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте.
2.6 Новизна опыта
На сегодняшний день существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.
2.7 Адресная направленность
Опыт может быть использован воспитателями детских садов, старшими воспитателями, родителями дошкольников.
2.8 Участники опыта
- Воспитанники частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» младшего возраста (3-4года), среднего возраста (4-5 лет), старшего возраста (5-7 лет).
- Родители воспитанников.
- Воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» Ю.В. Черникова .
- Заведующий частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» А.В.Кабанкова.
- Педагоги частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД».
2.9 Длительность опыта
1 этап. 2013-2014гг.- работа с детьми 3-4 лет
2 этап. 2014-2015гг. – работа с детьми 4-5 лет
3 этап. 2015-2016гг. – работа с детьми 5-7 лет
2.10 Ожидаемые результаты
Предполагаю, что к выпуску в школу у детей:
- сформируются представления о разнообразии профессий на железнодорожном транспорте;
- сформируется ценностное отношение к труду родителей на железной дороге;
- сформируется бережное отношение к результатам труда взрослых;
- возникнет желание трудиться на предприятиях железнодорожного транспорта.
- проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
2.11 Теоретическая база опыта.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса.
В контексте проблемы умственного развития, а также формирования у
них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б.Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.
В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. Профессионализация начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т.д.
К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983г.) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, машиниста, продавца, почтальона, учителя и т.д.).
Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Однако этот и другие существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и
умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам
ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки
профессионально важных психических функций наряду с общим развитием
психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот
возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности.
К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.
Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования
представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств
реализации.
Уникальным средством формирования профессиональных установок
детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно - ролевая игра дает возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится
оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей
жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую
на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя
активным "участником жизни взрослых" (2).
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в
своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но
творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка (3).
Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли,
изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом (1).
О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в
деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как дополнение к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций.
В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход
один - с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив
при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа - Я» дошкольника. Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире
профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.
- Технология работы по формированию ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с помощью сюжетно-ролевых игр.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:
- изучение научной и методической литературы по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- изучение методической литературы по вопросам методики организации, руководства и проведения сюжетно-ролевых игр;
- разработка перспективно-тематического плана проведения сюжетно-ролевых игр на год;
- разработку конспектов сюжетно-ролевых игр, ориентированных на профессии железнодорожного транспорта для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- систематизация сюжетно-ролевых игр;
- изготовление игрового материала для сюжетно-ролевых игр;
- разработала диагностику уровней сформированности представлений детей о профессиях взрослых на железной дороге и опросники на основе методики Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».
I ЭТАП (2013-2014гг .- работа с детьми 3-4 лет)
Свою работу я начала в июне 2013 года с диагностики уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте у детей младшего возраста (3-4 лет). (Приложение). По итогам диагностики были получены следующие результаты:
Представления сформированы: 56%
на стадии формирования: 40%
не сформированы: 4%.
По результатам диагностики я разработала план работы по формированию представлений о профессиях железнодорожников через сюжетно - ролевые игры у младших дошкольников. Моя работа опирается и основывается на плане детского сада по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников; (Приложение).
Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Поэтому, работая в группах с младшего возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами.
Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Почта», «Инструменты», «Вокзал», «Пожарный поезд», «Машинисты», «Путейцы», «Путешествие в лес».
Оформила альбомы и презентации «Поезда», «Кто ведет поезд»», «Где ночуют поезда», «Поехали на поезде», «Вокзал и станции», «Тульский Московский вокзал», «Кто нам билеты продает».
Изготовила дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию».
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.
Обогащению игровых сюжетов способствовали:
- тематические беседы,
- рассказы о профессиях железнодорожников,
- рассматривание иллюстраций в книгах-энциклопедиях: М Улыбашева «От паровоза до «Сапсана», «Моя железная дорога», ДЭ «Моя железная дорога», «Путешествие по железной дороге» большой словарь для детей, Серия «Ваня Петров»: «Железная дорога. Знания для малышей», «Железная дорога. От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов», «Все о правильном поведении на железнодорожном транспорте», «Железнодорожные профессии», Б. Лапидус «Когда я вырасту, я стану железнодорожником», книги 1,2.
- просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,
- чтение художественной литературы,
- экскурсии в мини-музей железной дороги в детском саду,
- беседы с родителями-железнодорожниками.
Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, на привлечение внимания к профессиям железнодорожников, вызвать желание воплощать в роли, полученные в ходе предварительной работы знания.
В младшем возрасте дети знакомятся с такими железнодорожными профессиями, как: машинист, помощник машиниста, слесарь по ремонту вагонов, проводник, начальник поезда, билетный кассир начальник железнодорожной станции.
Главная задача на тот период было – вызвать у детей чувство уважения
к людям труда железнодорожного транспорта. Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
|
|
|
| ||
Подготовительный этап | |||||
1.Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение, анализ и подбор научно-методической литературы | Июнь 2013г | Черникова Ю.В. | ||
Определение путей улучшения развивающей среды |
| Черникова Ю.В. | |||
Разработка перспективного плана проведения сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет на год. | Август 2013г. | Черникова Ю.В. | |||
| Изготовление игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр | Июнь 2013г. | Черникова Ю.В. Родители воспитанников | ||
Оформление центра «Сюжетно-ролевых игр», где в постоянном доступе располагается игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр | Август 2013г. | Черникова Ю.В. | |||
3.Создание методической базы | Разработка конспектов сюжетно-ролевых игр 3-4 лет. | Июнь-Август 2013г. | Черникова Ю.В. | ||
3. Выявление уровня развития детей | Проведение диагностики – выявление уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. | Июль 2013г. | Черникова Ю.В. | ||
Основной этап | |||||
1. Внедрение системы работы по формированию представлений о профессиях железнодорожников через сюжетно - ролевые игры у младших дошкольников. | Организация работы с детьми согласно перспективному плану | Сентябрь 2013г. – апрель 2014г. | Черникова Ю.В. | ||
Реализация программы дополнительного образования. | Согласно перспективному плану работы детского сада по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. | Черникова Ю.В. | |||
2.Работа с родителями | Привлечение родителей к изготовлению игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр Консультации «Вы, ребенок и железная дорога» Родительское собрание младшей группе на тему «В играх детей рождается профессия» Оформление папки- передвижки «Сюжетно- ролевые игры с малышами на железнодорожную тематику» | Июнь- август 2013г. Октябрь 2013г Январь 2014г. Апрель 2014г. | Черникова Ю.В. | ||
3.Работа с педагогами | Семинар «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми на профессии железнодорожного транспорта детей младшего дошкольного возраста», памятки для педагогов | Согласно перспективному плану работы на 2013-2014 учебный год | Черникова Ю.В. | ||
Итоговый этап | |||||
1.Оценка эффективности работы | Итоговая диагностика | Май 2014г. | Черникова Ю.В. | ||
| Определение перспективы в дальнейшей работе | Май 2014г. | Черникова Ю.В. |
II ЭТАП (2014-2015гг.- работа с детьми 4-5 лет)
В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.
На данном этапе я продолжала знакомить детей с новыми профессиями железнодорожников и закрепляла знания об уже знакомых. Новые профессии для знакомства: дорожный мастер, осмотрщик пути, дежурный по вокзалу, диспетчер, работники почтового вагона, стрелочник.
Совместно с родителями были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Монтеры пути», «Почтовый вагон», «Путешествие на электричке».
Атрибутами были дополнены и уже изготовленные игры.
Оформила альбомы и презентации: «Кто чинит железнодорожные пути», «Почтовый вагон», «Такие разные поезда», «Железнодорожные станции от Тулы до Москвы».
Использовала следующие формы предварительной работы по ознакомлению с профессиями железнодорожников:
- Экскурсии на объекты железнодорожного транспорта: вагонное депо, Московский вокзал;
- Приглашение родителей-железнодорожников для проведения экскурсии;
- Беседы о профессиях,
- Просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;
- Дидактические игры;
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах – энциклопедиях: М Улыбашева «От паровоза до «Сапсана», «Моя железная дорога», ДЭ «Моя железная дорога», «Путешествие по железной дороге» большой словарь для детей, «Железная дорога. Знания для малышей. Серия Даня Перов», «Железная дорога. От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов. Серия Даня Петров», Б. Лапидус «Когда я вырасту, я стану железнодорожником», книги 1и2, Н.Е.Стещенко-Фролов «Живые корни железного дерева»
|
|
|
| ||||
Подготовительный этап | |||||||
1.Повышение собственной профессиональной компетентности | Разработка перспективного плана проведения сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет на год. | Август 2014г. | Черникова Ю.В. | ||||
| Изготовление игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр | Июль 2014г. | Черникова Ю.В. Родители воспитанников | ||||
3.Создание методической базы | Разработка конспектов сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет | Июнь-Август 2014г. | Черникова Ю.В. | ||||
3. Выявление уровня развития детей | Проведение диагностики – выявление уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. | Июль 2014г. | Черникова Ю.В. | ||||
Основной этап | |||||||
1. Внедрение системы работы по формированию представлений о профессиях железнодорожников через сюжетно - ролевые игры у младших дошкольников. | Организация работы с детьми согласно перспективному плану | Сентябрь 2014г. – апрель 2015г. | Черникова Ю.В. | ||||
Реализация программы дополнительного образования. | Согласно перспективному плану работы детского сада по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. | Черникова Ю.В. | |||||
2.Работа с родителями | Привлечение родителей к изготовлению игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр Выставка семейного творчества «Осенняя магистраль» Консультации «С какими железнодорожными профессиями можно знакомить детей 4-5 лет»; «Как знакомить детей со своей профессией» Конкурс детского рисунка совместно с родителями « Мой папа железнодорожник» | Июль-август 2014г. Октябрь 2014г. Декабрь 2014г. Март 2015г. Май 2015г. | Черникова Ю.В. . | ||||
3.Работа с педагогами | Консультации Круглый стол | Согласно перспективному плану работы на 2014-2015 учебный год | Черникова Ю.В. | ||||
Итоговый этап | |||||||
1.Оценка эффективности работы | Итоговая диагностика | Май 2015г. | Черникова Ю.В. | ||||
| Определение перспективы в дальнейшей работе | Май 2015г. | Черникова Ю.В. |
III ЭТАП (2015-2016гг.- работа с детьми 5-7 лет).
На третьем (заключительном) этапе продолжалась работа с детьми 5-7 лет по ознакомлению с профессиями железнодорожников через сюжетно-ролевые игры.
Новые профессии, с которыми предстояло познакомиться: осмотрщик вагонов, слесарь по ремонту вагонов, путейцы, слесарь подвижного состава,
приемосдатчик груза и багажа, оператор справочного бюро, сортировщик, оператор по приему почтового груза, работники пожарного поезда, диспетчер дистанции пути.
Совместно с родителями были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Вагонное депо. Локомотивное депо»», «Почтовый поезд», «Пожарный поезд», «Путейцы», «Экскурсия по городам России на поезде»
Атрибутами были дополнены и уже изготовленные игры.
Оформила альбомы и презентации: «Вагонное депо», «Локомотивное депо», «Почтовый поезд», «Пожарный поезд».
Предварительная работа включала в себя:
- Экскурсии на объекты железнодорожного транспорта: вагонное депо, локомотивное депо, Московский вокзал;
- Приглашение родителей-железнодорожников для проведения экскурсии;
- Беседы о профессиях,
- Просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;
- Составление рассказов детей о труде своих родителей на железной дороге;
- Дидактические игры;
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах – энциклопедиях: М Улыбашева «От паровоза до «Сапсана», «Моя железная дорога», ДЭ «Моя железная дорога», «Путешествие по железной дороге» большой словарь для детей, «Железная дорога. Знания для малышей. Серия Даня Перов», «Железная дорога. От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов. Серия Даня Петров», Б. Лапидус «Когда я вырасту, я стану железнодорожником», книги 1и2, Н.Е.Стещенко-Фролов «Живые корни железного дерева».
Полученные знания, представления дети переносили в сюжетно-ролевые игры, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более осознанными, яркими, запоминающимися.
|
|
|
| ||||
Подготовительный этап | |||||||
1.Повышение собственной профессиональной компетентности | Разработка перспективного плана проведения сюжетно-ролевых игр для детей 5-7 лет на год. | Август 2015г. | Черникова Ю.В. | ||||
| Изготовление игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр | Июнь - Июль 2015г. | Черникова Ю.В. Родители воспитанников | ||||
3.Создание методической базы | Разработка конспектов сюжетно-ролевых игр для детей 5-7 лет | Июнь-Август 2015г. | Черникова Ю.В. | ||||
3. Выявление уровня развития детей | Проведение диагностики – выявление уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. | Июль 2015г. | Черникова Ю.В. | ||||
Основной этап | |||||||
1. Внедрение системы работы по формированию представлений о профессиях железнодорожников через сюжетно - ролевые игры у младших дошкольников. | Организация работы с детьми согласно перспективному плану | Сентябрь 2015г. – апрель 2016г. | Черникова Ю.В. | ||||
Реализация программы дополнительного образования. | Согласно перспективному плану работы детского сада по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. | Черникова Ю.В. | |||||
2.Работа с родителями | Привлечение родителей к изготовлению игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр Оформление стенда совместно с родителями «Семейные династии железнодорожников» Концерт для работников вагонного депо «Новогодние приключения» Родительское собрание на тему «Готовим достойную смену» «Анкетирование родителей «Воспитываем будущего железнодорожника» | Июнь-август 2015г. Октябрь 2015г. Январь 2016г. Февраль 2016г. Апрель 2016г. | Черникова Ю.В. | ||||
3.Работа с педагогами | Семинар «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми на профессии железнодорожного транспорта детей дошкольного возраста», памятки для педагогов | Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год | Черникова Ю.В. | ||||
Итоговый этап | |||||||
1.Оценка эффективности работы | Итоговая диагностика | Май 2016г. | Черникова Ю.В. | ||||
| Определение перспективы в дальнейшей работе | Май 2016г. | Черникова Ю.В. |
- Оценка результатов опыта
В конце каждого года осуществлялась итоговая оценка уровня развития игровой деятельности и уровня представлений о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. Для оценки уровня знаний я использовала разработанные диагностические карты. Критерии оценки соответствуют низкому, среднему и высокому уровню. Так же мною были разработаны опросники детей дошкольного возраста по теме ««Профессии взрослых на железной дороге» (на основе опросника Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»).
В итоге, в конце каждого годы были получены результаты, которые наглядно показывают картину усвоения детьми знаний о профессиях железнодорожников и воспитания чувство уважения к людям, трудящимся на железной дороге.
Результаты диагностики за 2013-2014гг
Таблица 1
Критерии | Обследование на начальном этапе | Обследование на заключительном этапе | Примечание (положительность результата) |
Представления о труде взрослых на железнодорожном транспорте | В –3% С –64% Н –33% | В –39% С –58% Н – 3% | В – увеличилось на 36% С – уменьшилось на 6% Н – уменьшилось на 30% |
Представление о некоторых профессиях взрослых на железнодорожном транспорте | В –0% С –62% Н –38% | В –36% С –58% Н – 6% | В – увеличилось на 36% С – уменьшилось на 4% Н – уменьшилось на 32% |
Вывод: по результатам диагностики мы видим, что уровень представлений о труде взрослых на железной дороге и знаний об основных профессиях железнодорожников в результате проведенной работы повысился. Дети охотно исполняли в игре свои роли и действовали в игре в соответствии с знаниями, полученными в предварительной работе. Так же повысился интерес детей к профессиям своих родителей на железной дороге.
Результаты диагностики за 2014-2015гг.
Таблица 2
Критерии | Обследование на начальном этапе | Обследование на заключительном этапе | Примечание (положительность результата) |
Представления о труде взрослых на железнодорожном транспорте | В –9% С –79% Н –12% | В –49% С –51% Н – 0% | В – увеличилось на 40% С – уменьшилось на 28% Н – уменьшилось на 12% |
Представление о некоторых профессиях взрослых на железнодорожном транспорте | В –20% С –57% Н –23% | В –45% С –53% Н – 6% | В – увеличилось на 25% С – уменьшилось на 4% Н – уменьшилось на 17% |
Вывод: из обработанных данных видна положительная динамика развития уровня знаний и представления детей среднего возраста о профессиях железнодорожников. Дети были более активны в игре, с желанием узнавали все новые профессии и воплощали знания в игре.
Результаты диагностики за 2015-2016гг.
Таблица 3
Критерии | Обследование на начальном этапе | Обследование на заключительном этапе | Примечание (положительность результата) |
Представления о труде взрослых на железнодорожном транспорте | В –25% С –75% Н –0% | В –78% С –22% Н – 0% | В – увеличилось на 53% С – уменьшилось на53% Н – |
Знания о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте | В –42% С –58% Н –0% | В –86% С –14% Н – 0% | В – увеличилось на 44% С – уменьшилось на 44% Н – |
Вывод: Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу, что отвечает желаниям 60% наших родителей.
- Заключение
Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысились знания и представления о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. 78% детей показали высокий уровень представлений о труде взрослых на железнодорожном транспорте и 86% детей показали высокий уровень знаний о профессиях взрослых на железнодорожном транспорте. Кроме того, дети овладели умениями коллективно планировать совместную игру, договариваться с играющими об общем игровом замысле, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений в общей деятельности, строить разнообразные сюжеты, согласовывая творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками. Они умеют замечать и реагировать на эмоциональное состояние партнера, вести ролевой диалоги выстраивать ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировались представления о разнообразии профессий на железнодорожном транспорте, сформировалось ценностное отношение к труду родителей на железной дороге, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Данные работы подтверждают предположение о том, что организация сюжетно-ролевых игр является эффективным средством при ознакомлении дошкольников с профессиями железнодорожников.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
- Список литературы
- Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.
- Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
- Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры. Опыт работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» // Москва 2013г.
- Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников /Н.Н.Захаров.-М.-1988г.
- Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
- Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». Киев, 1982г.
- Все о железной дороге. – М.: ООО «Пиар – пресс», 2010. – 32 с. ил.
- Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.- 72 с.
- Железная дорога в картинках. Самые, самые…красивые и необычные – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2010. – 56 с.: ил.
- Железная дорога круглый год. – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2010. – 40с.:ил.
- Железнодорожные профессии. – М.: ООО»Пиар-Пресс» 2009. – 24с.: ил.
- История железной дороги. Книга-раскраска. – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2009.- 32 с.
- Кокорина З. Веселый паровоз. – М.: ООО «ЛИНГ», 2005. -10с.
- Куликовская И., Крюкова Н., Талыбова Н. Опережающая профориентация детей дошкольного возраста (на примере знакомства с миром железной дороги)./ И.Куликовская, Н. Крюкова, Н. Талыбова – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ. 2010. -156с.
- Михайлова Т. Непослушный вагон./ Т.Михайлова – М.: Транспортная книга, 2008. -24с.
- Моя железная дорога. – М.: - ООО «Единые сети», 2007. с.96с.
- Нефедова К. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров и родителей./ К. Нефедова – 2 изд., испр. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006. – 64с.
- От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов. – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2009. – 24с.: ил.
- Путешествие по железной дороге: Большой словарь для детей. – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2009. -136с.: ил.
- Скоролупова О. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста./ О. Скоролупова – М.: Издательство «Скрипторий 2003». 2006. -136с.
- Сташкова Т., Шеболдина Л. Железная дорога. Раскраска-подсказка для малышей./ Т.Сташкова, Л. Шеболдина – М.: Издательство РИТМ, 2008. -16с.
- Сташкова Т., Шеболдина Л. Мы – будущие железнодорожники. Конспекты занятия и сюжетно-ролевые игры с детьми в ДОУ. / Т. Сташкова, Л. Шеболдина – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 176с. +8 с. цв. вкл.
- Сташкова Т., Шеболдина Л. Развивающие задания для малышей (с использованием материала по ознакомлению дошкольников с железной дорогой). / Т.Сташкова, Л. Шеболдина – М.: Издательство РИТМ. 2008. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников"
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...
Опыт работы по теме: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника"
формировать у детей создавать сюжет через игры....
Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...
Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании...